Репутационные инструменты интернета – массовый доступ к неограниченным источникам информации
В категориях: Политика, экономика, технология

Глас народа. Совместный отбор и системы рекомендаций
Глория Ориджи*
Безусловно, сильнее всего изменили наш доступ к знаниям те репутационные инструменты, которые связаны с распространением в последние два десятка лет интернета. За тридцать пять лет своего существования интернет сделался одной из главных сугубо эпистемических сетей, радикально трансформировавших наше отношение к познанию и наше существование в качестве когнитивных агентов. Это объясняется двумя основными факторами. С одной стороны, интернет, переживший неслыханный подъем (он прошел путь от четырех взаимосвязанных компьютеров в 1969 году до более 660 миллионов интернет-пользователей в наши дни[35]; каждый день создаются и выкладываются в сеть миллионы новых страниц), по-прежнему сохраняет принципиально децентрализованную структуру. Всемирная паутина не имеет руководителя: она существует благодаря действиям огромного множества индивидуальных пользователей, которые создают веб-страницы и связи между ними, выражая таким образом свои предпочтения и оценки.
С другой стороны, интернет — это не только коммуникационная технология, но и технология управления познанием: он представляет собой потенциально бесконечный архив данных и метаинформации об этих данных, создающий новые формы доступа к знаниям и даже управления нашей умственной жизнью. Это соединение информационных, когнитивных и социальных сетей — мощный репутационный инструмент, или, точнее говоря, целый ряд инструментов, встроенных друг в друга.
Как мы уже видели, структура связей между страницами может быть использована поисковыми системами для извлечения информации, поскольку она выражает оценки интернет-пользователей. Поисковые системы считывают преференции, выраженные этими последними, когда устанавливают связь между страницами, но они не способны «считывать» индивидуальные мнения пользователей, которые «кликают» для перехода от одной страницы к другой.
В интернете есть другие репутационные инструменты, позволяющие фиксировать оценки пользователей в пределах одного сайта и использовать это выражение их преференций для информирования других пользователей; этому служит технология совместного отбора информации. Действия пользователей оставляют в мировой Сети следы, которые могут видеть и применять другие пользователи. Мое действие отслеживается немедленно, система осуществляет это автоматически. Если я покупаю книгу на сайте amazon.com, я изменяю состояние системы Amazon и оказываю влияние на мнения и действия других пользователей: я изменяю место книги в рейтинге продаж, я влияю на соотношение между продажей этой книги и продажей других товаров, я вношу коррективы в список рекомендованной литературы, который предлагает мне Amazon, и т. д. Каждый случай обращения к такой системе, как Amazon, оставляет след; после достижения определенного порога активности всплывают существенные паттерны: если группа интернет-пользователей, покупающих «Кантаты» Баха, часто покупает книги Бернара-Анри Леви, эта корреляция после пересечения определенного порога автоматически превратится в прямую рекомендацию системы. Следы наших запросов и покупок создают оценку купленных нами товаров помимо нас, без нашего активного участия.
Таким образом, пользователи систем спонтанно влияют на рейтинги и на те рекомендации, которые предлагаются этим самым пользователям. В данном случае извлечение информации никем не планируется, оно не предполагает существования судей и экспертов: процесс идет снизу вверх, становится результатом суммирования преференций множества заинтересованных пользователей. (Любопытно, что некоторым пользователям это автоматическое использование их преференций внушает тревогу. Они видят в таком совместном отборе покушение на их частную жизнь, поскольку смешивают фиксацию их предпочтений с использованием их персональных данных — фамилии, адреса и проч., — хотя предпочтения суммируются интернетом на условиях полной анонимности[36]. Такая реакция интересна тем, что информирует о тесной связи, которую мы устанавливаем между совокупностью наших прежних решений и нашей идентичностью. Эта последняя — не что иное, как история наших поступков: сохранение следа этих поступков для влияния на поведение других людей воспринимается как покушение на нашу уникальность.)
Как бы там ни было, совместный отбор позволяет создавать оценки и рейтинги объективно, не прибегая к посредничеству других культурных инстанций.
Наряду с автоматическим отбором действуют и «волюнтаристские» рекомендации: на сайте Amazon я могу также поместить свой отзыв о книге, а если она мне очень понравилась, «кликнуть» мышкой ради того, чтобы она рано или поздно получила лишнюю звездочку в рейтинге. Возможностей для таких рекомендаций интернет предоставляет все больше. Например, на сайте eBay, самом обширном аукционе мира, имеющем больше 200 миллионов пользователей, все строится исключительно на добровольных рекомендациях. Покупатели покупают, а после покупки ставят оценку продавцу: таким образом каждый продавец обзаводится собственным профилем оценок (то есть собственной репутацией). Число поданных за него голосов обозначается в скобках рядом с его фамилией. Там может появиться и звездочка — в том случае, если этот продавец преодолел порог в 10 баллов.
При каждой сделке покупатель и продавец могут оценить друг друга: оценка может быть положительной, отрицательной или нейтральной и сопровождается коротким комментарием. Эти оценки позволяют определить профиль данного продавца:
— положительная оценка прибавляет продавцу один балл;
— нейтральная оставляет его профиль без изменений;
— отрицательная отнимает у него один балл.
Каждый участник процесса может изменить оцениваемый профиль не больше чем на один балл. Если, например, один участник наградит другого тремя положительными баллами, профиль все равно увеличится всего на один балл.
Этот тип репутационных систем сделался в наши дни альтернативной формой экономических трансакций: тот факт, что всякий может немедленно узнать, какова репутация того или иного продавца и того или иного покупателя, оказывает влияние на решения участников eBay[37]. Отрицательные оценки дорого обходятся участникам и могут привести к остракизму со стороны сообщества. Доступность сведений о репутациях вынуждает участников «хорошо себя вести» в ходе сделок. В экономике, строящейся на репутациях, суждение окружающих — наиболее доступный источник информации о рынке.
Список инструментов может быть продолжен, каждый из них возможно проанализировать более подробно. Репутационные механизмы, которые позволяют нам узнать, как выглядит корпус знаний в чужих глазах, и извлечь из этого соответствующую информацию, весьма многообразны. Объективность их зачастую ставится под сомнение, та или иная их форма нередко подвергается давлению со стороны общества, институций и идентификационных систем (см., например, систему подтверждения правильности названий вин — АОС), отчего их функционирование отнюдь не становится более рациональным. Однако их эпистемическая роль обеспечивает им долгую жизнь. Всякое обучение, всякое познание происходит благодаря овладению нормативными принципами, которые определяют, что принадлежит, а что не принадлежит к канону в данной области. Прежде чем завоевать себе право судить независимо от общепринятых традиций, мы структурируем наши познания на основе репутаций, которые ранее были созданы для нас другими. Безусловно, знание — это умение судить судей, отбросить лестницу, по которой поднялся, пойти дальше прописных истин, однако трудно представить себе, что человек, вовсе не знакомый с чужими суждениями, сможет не только довести до конца какое бы то ни было интеллектуальное предприятие, но даже и просто его начать.
[*] ©Gloria Origgi. Un certain regard. Pour une epistemologie de la reputation. Communications. 2013. № 93. Р 110-121.
[35] См.: Nielsen/NetRatings: http://www.nielsen.netratings.com
[36] См.: RogersR. Information Politics on the Web. Cambridge, Mass.: MIT University Presse, 2005.
[37] См.: Resnick P., Zeckhauser R, Friedman E., Kuwabara K. Reputation Systems // Communications of the ACM. 2000. Vol. 43. № 12. URL: http://www.cs.washington.edu/education/courses/cse522/05au/reputation.pdf
Перевод с французского Веры Мильчиной
«Отечественные записки» 2014, №1(58)
Добавьте свой комментарий