Семейно-бытовая нравственность россиян падает, а производственно-деловая – растет

В категориях: Падая и поднимаясь


Социологи «Левада-центра» выяснили, что россияне за последние годы стали чуть более свободными от давления общественной морали, — сообщает русская служба Би-Би-Си.

Все большее количество жителей страны считают допустимым заниматься сексом без любви, а также выносить с работы имущество компании, которое может пригодиться дома в быту.

Опрос был проведен в 45 регионах страны: участников исследования спрашивали об их отношении к супружеской измене, лжи во спасение, сексу без любви, уклонению от уплаты налогов, переходу улицы в неположенном месте. «Левада-центр» проводит такой опрос регулярно с 1992 года.

«Мы хотели посмотреть, как меняются представления о дозволенном и недозволенном, о нравственном и пробезнравственном», — пояснил bbcrussian.com заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.

«Единственный тренд, который прослеживается на основе этих данных, — это некоторое раскрепощение сексуальной морали», — отметил социолог.

По его словам, разница более чем на 5% в этом опросе говорит о существенном изменении нравов.

Таким образом, серьезно изменилось отношение граждан к сексу без любви.

В 2013 году это считают приемлемым 40% опрошенных, а в 2009 году такого мнения придерживались лишь 32%. Нормальным считают секс до заключения брака 58% респондентов. В 2009 году так думали на 5% меньше человек. Примерно равное количество людей в разные годы выступало против супружеской измены – около 50%.

Психолог Мария Забурмах подчеркивает, что эти перемены в сознании влияют и на другие аспекты жизни.

«Если мы нарушаем принцип истинного партнерства, это естественно перекачивает в другие сферы жизни, так уж устроена психика», — сказала Забурмах bbcrussian.com.

Относительно поменялось отношение россиян к своей работе. В 2009 году уносить что-либо с работы считали неприемлемым 77%, а в 2012 – только 64%.

Психолог отмечает, что нынешняя ситуация отличается от советских времен, когда воровали коллективное имущество в условиях дефицита. Она считает, что сейчас «неголодные», то есть достигшие достойного заработка, «тащить перестали», и осознание границ частной собственности крепнет.

При этом больше людей допускают жизнь не по средствам: 22% в 2009 году против 32% в 2013 году. По словам Забурмах, эта проблема — жизнь в кредит, часто непосильный — особенно остро стоит в регионах.

«Финансовая грамотность в регионах очень слабая, а агрессивная рекламно-маркетинговая деятельность банков невероятная. Взращивание потребительской культуры вместо культуры радости труда — это большое зло, которое мы сегодня имеем», — говорит она.

В целом отношение к разнообразным нравственным дилеммам, по мнению социолога Гражданкина, со временем не меняется. Некоторые колебания, по его словам, возникают в зависимости от положения дел в стране. С приходом неблагополучного периода нормы становятся более жесткими, считает социолог. Впрочем, это, как подчеркивает он, вопросов любви и секса не касается.

Примерно то же количество людей, что и четыре года назад, считают недопустимым переходить дорогу в неположенном месте (72% в 2013 году и 70% в 2009-ом). Большинство традиционно считают нормальной практикой критиковать правительство (около 80%). Со временем немного выросло количество тех, кто резко отрицательно высказывается по поводу уклонения от налогов (с 49% в 1992 году до 60% в 2013 году).

Все больше людей полагают, что ложь ради благой цели оправдана (55% в 2009 году и 61% в 2013 году).

Семейный психолог Мария Забурмах, наблюдая за своими клиентами и окружением, отмечает не столько стабильность, сколько «полюсное разделение» в отношении к ценностям. «Есть люди, которые пребывают в отрицающе-бунтарском состоянии и экспериментируют со своей жизнью, говоря, что им никто не указ. Они своеобразно понимают свободу: не ценят постоянство ни в работе, ни в отношениях, ни в правилах. Они меняют и машины, и партнеров, и даже дети, которые появляются в результате партнерства, не являются скрепляющим моментом», — заметила психолог.

При этом, по ее словам, увеличивается количество людей, в жизни которых важную роль играют нравственные ценности. «Состоявшихся людей со стержнем не так много, но их влияние усиливается, потому что многие из них являются владельцами бизнесов, при этом они социально активны — с позиции делания. Они не выходят с плакатами бунтовать: они берут и делают по-своему», — заключила она.

 

cnlnews.tv


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: