Успешное предпринимательство: личная нравственность и корпоративная этика

В категориях: Падая и поднимаясь


Петер X. Верхан

Организация американских предпринимателей США "Бизнес раунд-тэйбл" в 1988 году опубликовала доклад "Политика и практика в поведении компании* под рубрикой "Корпоративная этика: главный актив бизнеса*.

В центре внимания исследователей оказалось сто компаний, выяснилось, что многие известные компании США уже давно руководствуются принципами "этического поведения*. Кодексы этики (или поведения) получили широкое распространение. Но лишь в последнее время этические проблемы и пути их решения все активнее стали дискутироваться и в обширных деловых кругах. Кроме того, предпринимаются решительные попытки создания в корпорациях организационных и структурных предпосылок "этической политики и соответствующих ей действий*.

Самой практикой доказано, что решающая роль в этической политике корпораций принадлежит их руководящему звену. Руководители корпораций должны однозначно заявить о своей приверженности принципам "этического поведения*, подкрепив его позитивным примером из собственной практики. Эта политика получает в корпорациях различное воплощение: директивы, заявления с изложением позиций, доклады, заводские газеты, а также конкретные практические шаги. Пример упомянутых предпринимателей развенчал миф о непримиримом противоречии между этикой и прибылью. Последние убеждены в отсутствии какого-либо конфликта между этическим поведением и допустимой прибылью. Растет также убежденность в том, что в пору обострения конкуренции серьезная культура предпринимательства, которая зиждется на этических принципах, представляет собой важную предпосылку выживания и прибыльности предприятия.

Шмёльдер уже давно отмечал, что в североамериканских корпорациях, судя по всему, пробивает себе дорогу определенная тенденция к улучшению "качества жизни*. Конкретные шаги в сторону "корпоративной социальной ответственности* призваны доказать, что корпорации сознают полноту своей общественно-политической ответственности.

В докладе о "Корпоративной этике* говорится, что большинство предприятий в полном объеме сформулировало свои этические принципы поведения и представило их в письменном виде. Хотя в каждой отрасли есть свои правила поведения, почти во всех случаях основу составляли следующие вопросы:

—    приличие (честность) и законопослушание,

—    надежность и качество изделий,

—    безопасность и здоровье людей на рабочем месте,

—    конфликты интересов и их разрешение,

—    практика рабочих соглашений,

—    честность при сбыте изделий,

—    отношения с поставщиками,

—    договорная практика, определение цен и внутренняя информация при торговле ценными бумагами,

—    подкуп с целью получения заказов и обладание информацией,

—    охрана окружающей среды.

Для реализации этических принципов на предприятии особое значение приобретает обстановка открытости в духе взаимного доверия. За нарушение этических норм предусмотрено наказание. Воспитательный эффект достигается с помощью доброго примера, похвалы, а не наказания.

В 1987 году корпорация "Боинг* приняла новую редакцию "Основной линии поведения при занятии бизнесом* на основе "Приверженности этическому менеджменту*. Руководство корпорации по собственной инициативе разработало эффективную этическую программу, которая хорошо зарекомендовала себя в сложных общественных ситуациях. Руководящее звено призвано заботиться о том, чтобы программа "этического поведения* пользовалась поддержкой также руководителей структурных подразделений и дочерних предприятий корпорации.

Фирма "Дженерэл Милз'' убеждена в том, что хорошо обслуживать потребителя также важно. На ее взгляд, применение фирмой этических принципов и одновременно позитивное отношение к потребителю не противоречит одно другому, а является двумя сторонами одной медали.

Фирма Хьюлетт Паккард (НР) придает особое значение этическому поведению своих сотрудников. Показательным является высказывание одного из ее руководителей: "Нелегко пережить увольнение с НР, но если это этический момент, считайте, вас уже нет, прежде чем вам самим стало об этом известно*. Чтобы сохранить живой дух ценностей и этических стандартов в работе предприятия, необходимо постоянно напоминать об этом в речах, беседах и обращениях к сотрудникам.

В компании "Нортон* с 1976 года действует "Комитет Совета директоров по этике*. Этот комитет является свидетельством того, что Кодекс поведения имеет серьезное под собой основание. Комитет поддерживает правление при наличии трений, стремясь к объективности при возникновении споров. Один председательствующий заметил: "Руководство должно использовать комитет совета директоров как своего рода дамоклов меч, постоянно нависающий над операциями, готовый по первому требованию выступить в качестве третейского судьи".

Проблемы окружающей среды

Неограниченная эксплуатация окружающей среды еще несколько лет тому назад представлялась беспроблемным, совершенно естественным делом. Беспечно выбрасывались в воздух отходы (дымовые и выхлопные газы), выплескивалась в моря и реки подогретая и отравленная вода, росли гигантские отвалы породы, нередко содержащие ядовитые вещества. Между тем оказалось, что окружающую среду нельзя испытывать до бесконечности: здесь тоже действует экономический закон небеспредельности. Довольно часто предпринимателей упрекают в невосприимчивости к природоохранной проблематике, на них показывают пальцем как на главных виновников бедственного положения.

Надо сказать, что такой вывод не соответствует действительности. Пока природопользование практически ничего не стоит, в самой мысли о конкуренции заложена безудержная эксплуатация среды и отказ от дорогостоящих мер по ее охране. Между тем многие предприниматели, разумеется, осознали, что конструктивная природоохранная политика и для них обретает общественно-политический смысл. Это проявляется как в сплошь и рядом дорогостоящих отдельных инициативах многих предприятий, так и прежде всего в том, что предприниматели и их объединения поддерживают усилия государства по внедрению природоохранных технологий. Система рыночного хозяйства вполне созвучна цели — решить экологические проблемы на основе соответствующего рынку правового регулирования. Как только природопользование перестанет быть бесплатным, станет возможным регулировать нагрузку на окружающую среду с помощью механизма цен. Вместе с тем важно признать, что и общество должно проявить полную готовность к решению этой проблематики. На практике это означает необходимость повышения цен на многие изделия, а также отказ от целого ряда продуктов (упаковочный материал, газообразное топливо) и удобств (например, бутылки разового пользования).

Здесь ответственно действующий предприниматель сталкивается с тяжелой проблемой, которая по большей мере разрешима лишь в общеправовом контексте. Самое главное при этом, что социальная рыночная экономика в состоянии решать и экологические проблемы.

Хотя эти немногочисленные примеры не отражают культуры предпринимательства в самом широком смысле слова, они тем не менее убедительно свидетельствуют о серьезности усилий крупных предприятий по внедрению этических принципов в руководство предпринимательством.

 

Петер X. Верхан, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность, Paulinus-Verlag, Trier, 2. Auflage 1990

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: