Вызванное Евангелием раскаяние как отражение славы Христа

В категориях: Наставь и научи

Джон Пайпер

Можно неожиданным образом убедиться в том, что Бог и есть Благая весть, проникнув в душу и оценив раскаяние, вызванное Евангелием. Тем, кто уже распрощался со своим грехом с помощью Евангелия, известен следующий парадокс: благая весть о прощении пробуждает как боль раскаяния, так и радость освобождения. Только притворная радость не рождается из скорби греха, направляясь по пути к восторгу прощения.

Многие христиане так и не получили восторга прощения через Евангелие потому, что они не сильно сокрушались по поводу своего греха. Они не испытывали отчаяния. Они не боролись с чувством глубокой ненависти к самим себе. Они печалились не из-за отвращения к греху, а только из чувства вины и боязни попасть в ад. Главный вопрос для нас в этой главе таков: как вызванное Евангелием раскаяние являет истину о том, что созерцание Христа и наслаждение Им это основное и самое главное благо Евангелия?

Красота и ценность Бога в полной мере проявляются тогда, когда Его народ четко видит Господа в Евангелии и радуется о Нем превыше. Иными словами, Бог более всего прославлен в нас, когда мы находим в Нем наибольшее удовлетворение. Это значит, что вам никогда не придется выбирать между вашей наивысшей радостью и Божьей наивысшей славой.

Вопрос заключается в следующем: как эту радость связать с печалью, присущей христианской жизни, а особенно печалью из-за вызванного Евангелием раскаяния? Как благовествование славы Божьей в лице Христа (2 Кор. 4:6) сочетается с печалью раскаяния? Или, если поставить вопрос еще острее: как наслаждение славой Божьей в Евангелии может сосуществовать с печалью вызванного Евангелием раскаяния в грехе? Разве наслаждение славой Божьей в Евангелии может одновременно приносить скорбь? Задавая этот вопрос, мы проверяем выводы, сделанные ранее. Если мы на правильном пути к пониманию Бога и Евангелия, то они должны подтвердиться. 

ПЕЧАЛЬ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ВИДЕ ВСЕУДОВЛЕТВОРЯЮЩЕЙ СЛАВЫ

В одной проповеди 1723 года под названием «Приятность религии» Эдвардс задавал такой вопрос: «Какое отношение имеет наслаждение славой Божьей в Евангелии к печали вызванного Евангелием раскаяния?» Вот его ответ:

Есть раскаяние в грехах: хоть Бог и требует, чтобы спасение обязательно сопровождалось глубокой печалью по поводу греха, все же сама суть спасения подразумевает радость. Раскаяние в грехе — это печаль, которая возникает при виде Божьего превосходства и милости, но одновременно с этим познание превосходства и милости должно обязательно и неизбежно вызывать в душе человека радость. Невозможно, чтобы человек видел нечто, кажущееся ему превосходным, и с радостью не взирал на это. И невозможно находиться под влиянием милости и любви Божьей, Его желания быть милостивым к нам и любить нас и не быть под влиянием радости, думая об этом; это и есть любовь, порождающая истинное раскаяние.

Как бы парадоксально это ни звучало, истина состоит в том, что раскаяние это сладкая печаль, и чем больше скорбь, тем больше радость.

Это утверждение звучит поразительно, но оно верно. Автор утверждает: чтобы привести людей к печали раскаяния и покаянию, сначала им нужно помочь увидеть славу Божью как их сокровище и радость. Именно это делает Евангелие откровением «славы Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4). В Евангелии показано, что скорбь из-за греха это на самом деле результат отсутствия наслаждения «славой Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Печаль от истинного раскаяния это печаль от того, что Бог не был нашим всеудовлетворяющим сокровищем. Но, чтобы начать печалиться по поводу того, что мы не наслаждаемся Богом, мы сначала должны увидеть Бога как наше сокровище и нашу радость. Для того чтобы начать печалиться по поводу того, что мы не радуемся в Боге, Он должен стать нашей радостью.

СЕМЕНА РАДОСТИ ПРИНОСЯТ ПЛОДЫ ПЕЧАЛИ

Как это случилось? Каким образом Бог стал нашим всеудовлетворяющим сокровищем? Это произошло благодаря Евангелию. Евангелие открыло нам славу Божью во Христе. Мы увидели ее. Мы восприняли Его красоту и ценность. Были посеяны семена радости, а их плодом стала печаль о том, что мы так долго жили без наслаждения Его славой. Парадокс, но это значит, что истинному раскаянию, основанному на Евангелии, предшествует радость в Боге. Чтобы вы начали рыдать из-за того, что Бог не является вашим сокровищем, Он сначала должен стать им. Евангелие пробуждает скорбь по поводу греха, но прежде оно пробуждает желание наслаждаться Богом.

КАК ДЭВИД БРЕЙНЕРД РАСТОПИЛ ЛЕД В СЕРДЦАХ ИНДЕЙЦЕВ И СДЕЛАЛ ИХ РАДОСТНЫМИ

Через двадцать шесть лет после того, как Джонатан Эдвардс прочитал проповедь «Приятность религии», он издал дневники Дэвида Брейнер да, молодого миссионера, служившего американским индейцам и умершего в 1747 году в возрасте двадцати девяти лет. Он сделал это, чтобы на примере из реальной жизни показать суть своего учения о связи между славой Евангелия и печалью раскаяния.

9 августа 1745 года Брейнерд проповедовал индейцам селения Крос свиксанг, штат Нью-Джерси, и сделал следующее наблюдение:

Когда я выступал перед ними, многие плакали... На некоторых так сильно повлияли те несколько убедительных слов, которые я им сказал, что они горько рыдали, терзаясь от душевных мук, хотя я не сказал им ни одного страшного слова, совсем наоборот: я рассказал им о полноте и совершенстве Христа, и Его желании спасти всех приходящих к Нему; и это побудило их немедленно к Нему обратиться.

30 ноября того же года он проповедовал о богаче и Лазаре из Евангелия от Луки 16:19-26.

Это слово произвело сильное впечатление на многих из собравшихся, особенно когда я рассказывал о блаженстве Лазаря «на лоне Авраамовом» (Лк. 16:22). Насколько я понял, это повлияло на них гораздо сильнее, чем то, что я говорил о страданиях и муках богача. И подобное происходило с ними постоянно... Почти всегда на них сильнее влияли те истины Слова Божьего, что несут утешение, а не страх. А когда они признавали свою греховность, их мучило осознание того, что им не хватает счастья праведников, и то, что они не могли обрести его раньше .

На первый взгляд это кажется очень странным. Прежде, чем по настоящему скорбеть об отсутствии радости, приходящей от созерцания и наслаждения присутствием Бога в Евангелии, человек должен вкусить эту радость. Но противоречия между необходимостью скорби по поводу греха и необходимостью созерцания и наслаждения славой Божьей в Евангелии нет. Радость от созерцания Бога в Евангелии это предпосылка к богоугодной печали по поводу того, что мы так долго отвергали эту радость.

 

Джон Пайпер, Бог и есть Благая весть, The rights for translation are obtained from Crossway Russian Edition Copyright © 2007 by In Lumine Printed by In Lumine

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: