reveal@mirvboge.ru

Закон открывает характер Бога

В категориях: Трудные места


Дуглас Дж. Моо

Бог дал закон Моисеев не для спасения, а для того, чтобы явить людям Свой характер и нравственные требования.

Законом требовалось, чтобы народ Божий следовал тем же принципам, что и Бог. Несколько раз в нем повторяется одно и то же повеление, которое можно расценить как главную цель закона: «Я - Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45).

Основой всего закона был Божий характер, и каждая его заповедь раскрывала, как должен поступать народ Израильский, чтобы соответствовать Божьему характеру. Эта цель закона настолько очевидна, что не нужно на ней останавливаться. Однако отметим два аспекта, относящихся к нашей теме. Во-первых, закон Моисеев - не просто откровение о Божьем характере, но и требование быть таким же. Непослушание этому требованию грозило наказанием. Закон Моисеев, таким образом, был самым настоящим законом. А значит, переводчики Септуагинты не ошиблись, передав слово Тора греческим номос. Во-вторых, закон открывает характер Бога по-разному. Некоторые заповеди прямо связывает человеческое поведение с Божьим характером, например, мы не должны совершать преднамеренное убийство, потому что Бог освятил человеческую жизнь. Другие заповеди указывают на Его характер лишь косвенно, например, израильтяне не должны были вкушать определенную пищу, потому что Бог свят, и люди должны сознавать, что в мире может быть нечто «несвятое», от чего следует отделиться. А заповеди о жертвоприношениях учат другой истине о Боге: Он не отпустит греха, если в наказание не будет пролита кровь.

В богословии традиционно принято различать три категории заповедей: нравственные, церемониальные и гражданские. «Нравственные» заповеди, согласно такой точке зрения, во все века остаются в силе и не изменяются, в то время как церемониальные (ритуальные) и гражданские, раз и навсегда исполнившись во Христе, теряют свое значение для христиан. Такая точка зрения легла в основу многих подходов к толкованию новозаветных утверждений о законе. При этом считается, что там, где Новый Завет говорит о том, что закон остается в силе, речь идет о нравственных заповедях, а там, где сказано о прекращении его действия, речь идет о гражданских или церемониальных повелениях. Однако эта точка зрения не выдерживает критики. Конечно, Десятисловие занимает особое место в структуре закона Моисеева, но даже там трудно провести черту между повелениями нравственными (а значит, вечными) и не нравственными. Например, с пятой заповедью («почитай отца и мать») связано обетование: «чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Важно заметить, что Павел, относя эту заповедь к христианам (Еф. 6:2-3), несколько изменяет обетование, выводя из него общий принцип: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». А у тех, кто возводит Десять заповедей в ранг вечного морального закона, возникает еще более сложная проблема с повелением хранить субботу. Таким образом, из Ветхого Завета чрезвычайно сложно вывести, какие заповеди следует относить к категории нравственных, и потому вечных, в той форме, в какой они были первоначально представлены.

Иудеи во времена Христа и апостола Павла не разделяли закон на отдельные категории, напротив, считалось, что закон представляет собой единое целое и не может соблюдаться частями. Учитывая этот факт, необходимо привести весомые доказательства из Нового Завета, прежде чем утверждать, что слово «закон» в каких-либо стихах может означать только часть закона Моисеева. Хотя Христос и признавал, что одни требования в законе важнее других (Матф. 23:23), Он тут же настаивал на соблюдении всех заповедей. Точно так же, Павел напоминал галатам, что невозможно выбирать, какие заповеди из закона они будут соблюдать, а какие - нет: «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5:3). А Иаков пишет, что «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

Думаю, этих свидетельств достаточно, чтобы увидеть, что противоречивые высказывания о законе в Новом Завете нельзя объяснить, просто разбив заповеди на разные категории.

 

Дуглас Дж. Моо, Закон Христов как исполнение закона Моисеева

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: