reveal@mirvboge.ru

Древнее обетование и вечное спасение

В категориях: Трудные места


Роберт Лонг, Игорь Котенко

Когда мы приходим к Иисусу, то любовь Господня обнимает нас, а Дух Святой пленяет всякое иное помышление, раскрывая нам главное — мир и радость, которую люди обретают, становясь причастниками Его присутствия. Со временем из Писаний мы узнаем о Законе, заветах и обетованиях Божиих. Какова их роль в истории и будущности всех людей?

Вы не задумывались над вопросом о том, благодаря какому завету Ветхому или Новому — верующие во ста обретают милость Господню? Как это ни парадоксально звучит, ни один из заветов не имеет отношения к язычнику, то есть не-еврею, уверовавшему во Христа Иисуса как Спасителя.

Но тогда почему Мессия, Сын Божий, пришедший во плоти из народа израильского и исполнивший данный евреям Закон, спасает всех верующих независимо от их происхождения и дает им гражданство в Своем Царстве? Потому, что раньше законов и заветов Господь дал обетования о Мессии и благословения, относящиеся ко всем без исключения народам и покоящиеся всецело на Его воле.

В Писаниях содержится духовная история человечества и, прежде всего, Израиля, с которым Бог с определенной целью заключал заветы и который на особом счету у Господа. Каково место верующих в Сына Божия в этой системе обетований и заветов? Как верующим во Христа воспринимать законы и заветы, данные особым группам людей в определенных обстоятельствах?

Ведь теперь ко Христу обращаются поколения людей, предки которых не имели отношения ни к народу избранному, ни к его заветам с Богом. В какой мере они должны (и должны ли вообще) следовать указаниям Закона, чтобы наследовать обилие благодати Господней в Царстве Божием? Пример тому мы видим в том, как благословения, адресованные уверовавшим евреям, обильно сошли на людей, никогда не знавших ни заветов, ни законов, ни Писаний, а именно, на галатов.

Галаты и Галатия

Для начала совершим привязку к местности и времени. Галаты, в первом веке жившие на территории современной Турции и не имевшие никакого отношения ни к Палестине, ни к иудеям и их вере, благодаря проповеди Апостола Павла, уверовали во Христа как в своего Господа и Спасителя. Апостол Павел в третьей главе Послания к галатам кратко суммирует их духовный опыт. Совершенно неожиданно для окружающих они оказались свидетелями чудес, происходивших среди них, и обладателями Святого Духа. Писания ранее свидетельствуют, что животворящее действие Духа имело целью восстановить духовно мертвых израильтян, пребывавших в пленении (Иез. 36:2736), не имевших ни Храма, ни родины и лишенных возможности приносить жертвы.

Об этом пророчествовал Иоиль (2:2829), но о такой благодати для язычников никто и помыслить не мог. Только после смерти и воскресения Христа обильное излияние Духа состоялось сначала на иудеев в день Пятидесятницы (Деян. 2), затем на самаритян (Деян. 8) и после того, к большому удивлению Апостола Петра, и на язычников (Деян. 10). Пришедшие позже верующие из Иерусалима, которых Павел тогда называл «вкравшимися лже-братьями», а сейчас именуют иудействующими, восприняли этот факт, как прямое указание о том, что теперь галаты, как уверовавшие в Мессию Израиля и получившие ту же благодать, что и иудеи в день Пятидесятницы, достойны присоединиться к народу Божию, вот только осталось сделать самую малость — обрезание по закону Моисея. Тем самым они извратили учение Павла о спасении не по делам, а по благодати. Апостол Павел в Послании к галатам последовательно опровергает эту практику, показывая ее совершенную бессмысленность для уверовавших во Христа из язычников.

Апостол Павел пишет, что сошествие Духа было исполнением обетования, данного еще Аврааму в Быт. 12:3: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Это было одно из благословений, которое, как открылось апостолу Павлу, реализовалось через жертвенную смерть Христа: «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:14). Обратим внимание, что оно произошло не на основании заветов, не на основании исполнения закона, а только по обетованию, данному Богом Аврааму. Но иудействующие ссылались на Закон. Применим ли он в данном случае?

Завет и обетование

В Писаниях говорится о разных формах общения Бога с людьми. К таковым относятся законы, заветы и обетования. Как правило, обетование дается исходя из ранее установленных взаимоотношений между сторонами. В данном случае обетование о земле было дано Аврааму по его послушанию воле Божией. Завет же был практическим способом закрепления ранее данного обетования. Он был нужен вследствие слабости человеческой — желания иметь на руках документ, справку, договор. В таком качестве и выступил завет Бога с Авраамом, Быт. 17:711.

Но обетование Божие важнее завета, ибо в нем Бог говорит о Своих намерениях и обязательствах. Видимым знаком того, что Бог силен исполнить Свое обетование для Авраама и его потомства мужского рода был знак обрезания. Ни в коей мере этот знак не был свидетельством о его праведности. Авраам получил праведность от Бога еще до обрезания. Только спустя четырнадцать лет после обетования он подверг обрезанию себя и домашних (Быт. 17:23). Авраамовы обетования из Быт. 12:17 впоследствии дополнены ветхозаветными заветами. Главным является Авраамов завет из Быт. 15. Моисеев завет — это временный завет, исполняя условия которого израильтяне могли владеть Ханааном вплоть до пришествия одного Семени «которое есть Христос» (Быт. 12:7, Гал. 3:16). Новые заветы Иезекииля и Иеремии предлагают ставшему многочисленным потомству Авраама землю уже по обетованию, а не на основании Моисеева завета (Рим. 8:3).

Закон Моисеев был дан в Исх. 20, но утвержден в Исх. 24 с пролитием крови животных. Новый Завет был дан в Иер. 31:31 народу избранному, но утвержден пролитием крови Иисуса. А по вере во Христа-Мессию как Спасителя и язычники стали причастны Авраамовым благословениям из Быт. 12:3.

Авраамов завет не содержал условий удержания Ханаана, а вход Израиля в страну Обетованную под началом Иисуса Навина не был исполнением обетования Аврааму. В Быт. 12:7 земля была заповедана потомству Авраама, включая Мессию. Но Авраам не унаследовал Ханаан. В Деян. 7:5 Стефан говорит о нем: «И не дал ему (Бог) на ней наследства ни на стопу ноги». Бог еще даст Аврааму землю, когда он воскреснет (Мф. 8:11). Многочисленное потомство Авраама еще не вошло в землю Обетованную по Новому Завету. Это произойдет при Втором пришествии Христа (Мф. 24:2930).

Авраамов завет послужил основой последующих заветов Давида, Иеремии и Иезекииля, общей особенностью которых было то, что они заключались по инициативе Бога и были односторонними, то есть не содержали условий и обязательств со стороны человека.

Закон же Моисеев стоит особым образом. Вот как говорит о нем Апостол Павел: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование», Гал. 3:19. Это был завет с условиями, исполняя которые народ будет получать благословения от Бога, а не исполняя — проклятия. Прежде всего отметим, в каких обстоятельствах он был преподан. Как повествуют Писания, сначала евреям было велено сидеть у горы, затем сказано, что при звуке трубном они могут взойти на гору (Исх. 19:3), но когда этот звук раздался (Исх. 19:6), они никуда не двинулись, ибо боялись (Вт. 5:5), не поверили, что уцелеют. В неверии своем явили слабость и в результате получили Закон Моисеев, состоявший из 613 заповедей не только с благословениями, но и с проклятиями. Его целью было поддержание состояния освобождения, которое уже осуществил Бог, выведя народ Свой из Египта. Моисеев Закон говорит, что, во-первых, только евреи пребывают под заветом с Богом. И, во-вторых, если еврей не исполняет всех предписаний Закона, то он будет проклят (Втор. 27).

Самое страшное проклятие — изгнание с земли, то есть потеря спасения. Фактически спасение для народа тех времен состояло в обладании своей землей. В этом контексте говорит о спасении Апостол Павел в Рим. 11:26 и Послании к евреям, гл.4. Рассматривая вопрос о земле и имея в виду спасение, нужно учесть следующее. Бог Своим верховным волеизъявлением создал два завета, определяющие удержание Израилем Ханаана, в различное время, на двух различных условиях. Находясь в Вавилонском пленении, пророк Иезекииль обещал народу Израиля, что тот вновь овладеет землей. В контексте Иезекииля первое вхождение Израиля в землю было по обетованию, но вот удержание ее было по Закону Моисея (Втор. 27, Нав. 8).

Первый завет народу израильскому — Моисеев, и овладение землей Обетованной, правда временное, состоялось при Иисусе Навине. Второе обладание землей Обетованной, окончательное, произойдет на основании Нового завета, в будущем, по благодати, с воскресшими патриархами, Авраамом и его Семенем, Мессией Израиля, при Его Втором пришествии. Кто же из потомков Авраама будет ее наследовать?

Потомство Авраамово

Апостол Павел определяет потомков Авраама, как тех, которые «по закону», и тех, кто таков «по вере». В состав последних входят верующие в благовестие евреи и язычники, ибо обетование в Быт. 17:5 гласит: «Я сделаю тебя отцом множества народов». Авраамово отцовство не ограничено наследниками Ханаана (см. схему).

В Быт. 17:8 «отец» порождает физических потомков, наследующих Ханаан. Духовное потомство, включая тех из них, кто имеет еврейские корни и уверовал во Христа, а также тех, кто не является евреем, но также принял Христа как Спасителя, наследует вечное царство Мессии. Если одна часть духовного потомства Авраама получает в наследство землю Израиля, то другая часть, не относящаяся к евреям по плоти, наследует остальной мир.

 

ХРИСТИАНСТВО, 2, 2003

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: