reveal@mirvboge.ru

Межобщинное сотрудничество между служителями первых церквей христиан

В категориях: Общество, Церковь и власть


Христоф Стеншке

Сохранившиеся послания Павла, написанные церквам и отдельным людям, в значительной мере согласуются с картиной Деяния Апостолов. Послания Павла также свидетельствуют о многих формах взаимозависимости между ранними христианскими церквами. Так как в посланиях Павла много материала, я укажу только на наиболее показательные отрывки по каждому пункту.

Впрочем, прежде чем мы обратимся к Павлу за свидетельствами межобщинных связей и взаимозависимости ранних христианских общин, следует напомнить, что Павел не был «одиноким волком», как часто его представляют. Павел начинал дело всемирного служения как член церквей Дамаска (Гал.1:17,21), Иерусалима (Деян.9:2630; 11:2730; 12:25; 15:440: на второе миссионерское путешествие Павел и Сила были вверены благодати Божьей верующими Иерусалима; 18:22; 19:21; 20:16; 21:913) и Антиохии (13:13, 14:2618:22).

Его миссия была миссией церквей, к которым принадлежал Павел и которые его уполномочили. Павел всегда возвращался в свои церкви в Иерусалиме и в Антиохии. Само служение Павла является свидетельством взаимозависимости церквей.

Межобщинный обмен и обеспечение людьми.

Павел писал послания с разных мест. В посланиях он упоминает многих христиан: откуда они, где находятся во время написания послания, что делают и каковы их планы на будущее. Многих Павел сердечно представляет получателям посланий:

«Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Онисим, верным и возлюбленным братом (нашим)» (Кол.4:7 и далее) или 2Кор.8:16 и далее: «Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие.». О Тимофее и Епафродите Павел пишет: «Надеюсь же... вскоре послать к вам Тимофея. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас... Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп.2:19 и далее, 25) .

Межобщинные сотрудники Павла.

Межобщинный обмен и обеспечение людьми касается многих сотрудников Павла. По разным подсчетам, в Деяниях Апостолов и посланиях Павла упомянуто около семидесяти сотрудников, которые участвовали в его служении . Они были из разных церквей и несли служение в разных местах. Когда Павел посылал их в церкви, они должны были служить там как его представители: «Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; посему никто не пренебрегай его» (1Кор.16:10 и далее). Эти сотрудники служили своего рода оградой, чтобы удерживать вместе церкви Павла первого поколения.

Хотя это до какой-то степени анахронизм, но деятельность Павла и его сотрудников может быть названа «миссионерским отделом» или «миссионерским обществом» ранней церкви. В это служение были вовлечены люди из разных церквей, в разных местностях и в разные периоды времени (см. выше 1). Некоторые церкви поддерживали финансово некоторых миссионеров и/или готовили их для дальнейших путешествий (см. ниже 3). Кроме того, к церквам обращались с просьбой молиться за миссионерские предприятия (см. ниже 8), и церкви соответствующим образом были информированы .

Павел также говорит об обмене и обеспечении людьми, которые были не из числа его сотрудников. Он также пишет о путешествующих лжеучителях и иудеохристианских оппонентах его миссии и их межобщинной деятельности (напр., Гал.6:12).

Межобщинное проявление гостеприимства.

В Рим.12:13 Павел призывает римских христиан: «ревнуйте о странноприим стве» . Всюду, где Павел в послании упоминает о планируемом визите, он рассчитывает на гостеприимство римских христиан (1:1015; 15:2224, 18 и далее, 32). Он передает привет от Гайя, который принимал Павла, и от всей церкви в Коринфе (16:23).

Галаты приняли Павла достойным подражания образом: «Знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:13 и далее). Филимон должен был принять Онисима, как если бы он принимал самого Павла (17). Павел заранее договаривается о проживании в доме Филимона: «А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам» (22).

Павел побуждает читателей гостеприимно принимать людей, которых он посылает к отдельным церквам: «Примите же его (Епафродита) в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении» (Флп.2:29; ср. ст. 1930). В Кол.4:10 Павел пишет: «Приветствует вас Аристарх. и Марк, племянник Варнавы, — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его». Павел побуждает Тита наставлять: «Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в] [удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны» (Тит.3:14). В Рим.15:24 Павел не только ожидает гостеприимства от римских верующих во время его пребывания в городе, но также рассчитывает на их поддержку его последующей миссии в Западное Средиземноморье: «Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда.» . Глагол пролцецпю «часто имеет значение: снаряжать для дальнейшего путешествия» . Оно также встречается в 1Кор.16:6,11; 2Кор.1:16; Тит.3:13 и Деян.15:3; 20:38; 21:5 . Диксон (Dickson) делает вывод:

«Представляется правдоподобным, что термин ПрОПЦЕЦПЮ становится неким техническим термином в раннем христианстве, обозначающим обеспечение дорожных и/или личных расходов отъезжающего миссионера. Павел ожидает и прямо просит его обращенных таким образом внести вклад в его миссию. Тот факт, что Павел, хотя и с некоторым колебанием, обращается с такой просьбой к римской общине, подтверждает, что это была широко распространенная практика в христианских общинах».

Мы не знаем, почему Фива, диакониса церкви Кенхрейской, пришла в Рим. Павел пишет о ней римским христианам: «Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас; ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:2). Питер Филховер (Peter Pilhofer) описывает материальные преимущества принадлежности к христианской общине следующим образом: христиане чаще проводили праздники, чем другие древние сообщества (а именно: Вечеря Господня — каждую неделю), христианские общины заменили взаимное страхование надлежащими похоронами (одна из целей древних сообществ), христианские общины вытеснили банковскую систему, связанную с храмами; и христианские церкви распространились по всему миру.

 

АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: