reveal@mirvboge.ru

Разъяснительная христианская проповедь в период средневековья

В категориях: Наставь и научи


Джеймс Ф. Ститцингер

 

В период средневековья разъяснительная проповедь была, вероятно, наименее распространена. Джеймс Филип описывает это следующим образом.

Влияние схоластического богословия университетов, которые с самого начала своего существования были клерикальными, стало преобладающим, а применение логики Аристотеля, с его спекуляциями, анализом и рациональностью, к толкованию Писания превратилось в невыносимую обузу для проповедничества, практически уничтожив его как эффективное средство передачи Благой Вести. Поэтому неудивительно, что в средневековой экклезиастической литературе трудно обнаружить какие-либо объяснения полных книг Библии.

В период позднего средневековья проповеди отличались аллегорическими толкованиями с ошибочной экзегетикой, которую применяли толкователи Гомера и которую ввели отцы церкви во втором и третьем веке. И хотя в этот период было несколько известных проповедников, таких как Петр Отшельник, Бернар Клервоский и Фома Аквинский, никто из них не занимался разъяснением текста. Слабые попытки разъяснения Библии предпринимались среди независимых групп, таких как павликиане, вальденсы и альбигойцы, несмотря на то что обычно их считают «еретиками».    

На закате средневековья несколько руководителей церкви, предвосхитивших Реформацию, вновь зажгли огонь разъяснительной проповеди. Среди них были Джон Виклиф (1330—1384), которого очень волновало провозглашение Слова. Он обличал проповедников своего времени, утверждая, что с проповедями, не основанными на Писании, пора докончить. Уильям Тиндейл (1494—1536) придерживался такого же мнения. Его взгляд на проповедь отражается в комментарии к методам толкования его времени.

Они выделяют четыре значения Писания: буквальное, типологическое, аллегорическое и аналогическое. Буквальное значение превратилось в ничто: папа Римский велел очистить его и завладел им. Он частично скрыл его с помощью фальшивых ключей своих традиций, обрядов и заведомой лжи; он удаляет людей от Писания насильно, с помощью меча, чтобы люди не смели рассматривать буквальный смысл текста, но только с оговоркой: «Если это будет угодно папе». Вы, тем не менее, должны понимать, что Писание имеет только одно значение — буквальное. Буквальное значение — корень и основа всего, вечный якорь, держась за который, вы не сможете ошибиться или сбиться с дороги.

Появились и другие исследователи и проповедники Писания, в том числе Ян Гус (1373—1415) и Джироламо Савонарола (1452—1498).109 Невольно заложить фундамент для грядущей разъяснительной проповеди помогли и гуманисты, подобные Эразму (1469—1536) и Джону Колету (1466—1519)."° Они делали акцент на публикации и изучении оригинальных документов, таких как греческий Новый Завет, что имело определенный эффект. Публикация Эразмом Греческого Нового Завета как NоVит 1п81гигпеп1ит (1516) и Моиит Те81атеп1ит (1518), привела к усиленному изучению Писания. Несмотря на этот вклад, никто из гуманистов не стал настоящим разъяснителем. Тем не менее, они способствовали развитию разъяснительной проповеди в эпоху Реформации.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: