reveal@mirvboge.ru

Созидательная сила удивления перед фактом рождения свыше

В категориях: Наставь и научи


Г. Друммонд

 

Каждый человек вступает в мир исполненным удивления перед окружающими его чудесами, и вся его дальнейшая жизнь — это продолжительное усилие вырваться из этой атмосферы удивления. С того момента, как он открыл глаза и до той минуты, когда он закроет их перед последним величайшим предметом удивления — смертью, это чувство удивления не покидает его. Между этими двумя чудесами: первым пробуждением и последним сном, протекает его жизнь — один продолжительный вздох тайны.

Иисус когда-то сказал Никодиму, представителю элиты Израиля, опытному и искушенному человеку – «Не удивляйся», но тот не мог скрыть своего изумления перед глубиной религиозных и вероисповедальных истин, которые ему открыл Христос.    

Теперь же ради тех из нас, кто, подобно Никодиму, готов остановиться на пороге истины; ради тех, кто был почти готов впасть в грех, потопив в отчаянии свое удивление перед этой истиной, рассмотрим вкратце, почему Христос сказал: «Не удивляйся». Быть может, будет удобнее разделить ответ на этот вопрос на три части:

1.    Не удивляйтесь, как будто это непонятно.

2.    Не удивляйтесь, как будто это невозможно.

3.    Не удивляйтесь, как будто это не нужно.

Начнем с первого факта.

1. «Не удивляйтесь, как будто это непонятно». Нет ничего более непонятного в мире, чем то, как душа рождается вновь. Но нет ничего более понятного, чем факт, что она рождается вновь. Мы можем понять факт, не понимая в то же время акта. Акт возрождения такая же тайна, как и Сам Господь. Все жалобы, высказанные по поводу этой доктрины, относятся к акту, до которого, в сущности, нам нет дела, и который является делом Божьим, результатом невидимого дуновения Духа, относительно которого Сам Христос предупредил нас, чтобы мы не надеялись понять его. «...Не знаешь,— говорит Он,— откуда приходит и куда уходит...» (Иоан. 3, 8).

Но все это не должно пугать нас и удерживать от исследования. Точно такой же тайной покрыты и все процессы природы и жизни. Мы так же мало понимаем влияние солнечного света на лепестки цветка весной, как и таинственное распускание духовной жизни в душе, но, тем не менее, ботаника — наука.

Мы не отказываемся от химии как от бесполезного занятия на том основании, что нам непонятны невидимые законы, действующие при различных соединениях и реакциях. Мы не теряем веры в значение пищи для живого организма только потому, что никто не может точно объяснить, как эта мертвая пища переходит в жизнь. Мы не избегаем вопроса об электричестве, хотя электричество — тайна; или учения о теплоте, хотя мы не можем видеть теплоты; или метеорологии оттого, что не видим ветра.

И по аналогии с физической природой, не удивляйтесь, если мы и по отношению к Духу Возрождения не можем сказать откуда он приходит и куда уходит. И вовсе не поэтому непонятно, что человек должен родиться вновь.

Мы можем найти еще более убедительные примеры в моральной и интеллектуальной природе. Сущность Возрождения — это переход из одного состояния в другое, от старой жизни к новой. Духовно оно выражается в ненависти к прежде любимым вещам и в любви к прежде ненавистным. Возрожденный более не избегает Бога, но почитает Его, не презирает Христа, но верит Ему.

Разве мы не видим ежедневно подобных перемен в интеллектуальном мире человека? Вчера, например, вы проснулись враждебно настроенные против того или другого плана. Вы были так твердо убеждены в справедливости своего мнения, что ничто, по-видимому, не могло поколебать его. Вам казалось, что вы никогда не измените и не можете изменить его. Но вот вы встретили друга, который стал говорить с вами по этому поводу. Вы слушаете его убеждения, начинаете колебаться и затем соглашаетесь с его доводами. Вы дали убедить себя. И к вечеру того же дня ваши убеждения настолько радикально изменились, что вы как будто родились вновь — вы буквально стали иным человеком, вы почувствовали себя в новом мире идей, интересов, надежд, причем прежние симпатии сменились отвращением, а любовь — ненавистью.

Нечто подобное происходит в душе при возрождении. Только тут действует более возвышенная сила и поэтому тут употребляются сходные названия: перемена сердца, обращение, переворот. Как убеждения могут изменить мнение человека и обратить его интеллектуально, так и действие Духа Божьего может изменить его сердце и обратить духовно. Поэтому, когда вам говорят, что ваше сердце может быть изменено Духом, подобно тому, как ваш ум изменен вашим другом,— не удивляйтесь, как будто это непонятно. Если несколько часов разговора могли вас заставить полюбить то, что вы ненавидели, и возненавидеть то, что вы любили, то не удивляйтесь, если сила Божья может дать вам новую жизнь вместо старой. Если несколько минут разговора с другом могли поколебать ваш упорный взгляд, то насколько сильнее могли бы изменить вашу жизнь несколько минут беседы со Христом! Беседа, которую вел Никодим со Христом, перевернула все его мессианские взгляды и изменила, с этой минуты, все течение его жизни.

Собственно говоря, для Никодима идея о рождении вновь не должна была показаться тайной. Для каждого Иудея это было весьма знакомая мысль, хотя в несколько ином значении.

По обычаю того времени, всякий чужестранец, поселяющийся в иудейском городе, считался нечистым. От него держались в отдалении, считали человеком иной касты; Иудей не имел никакого общения с самарянином. Но если самарянин соглашался оставить своих богов, принять веру Иудеев и пользоваться всеми их преимуществами, то для этого был только один путь — он должен был родиться вновь. Его погружали в воду и совершали над ним различные обряды, пока не признавали его чистым, и он становился одним из истинных сынов избранного народа, как будто он был прямым потомком Авраама. Процесс принятия язычника в царство Иудейское назывался возрождением или вторым рождением. Поэтому для Иудея в понятии нового рождения ничего не должно быть удивительного. «Ты — учитель Израилев, — с полным правом мог сказать Иисус, — и этого ли не знаешь?» Учитель Израилев пришел в тупик при обыденном примере, как если бы это было что-то непонятное. «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе, должно вам родиться свыше».

Принятие Иудеями чужестранца в свою среду точно соответствует нашему процессу приобретения иностранцем прав гражданства данной страны, т. е. натурализации. Натурализация, выражаясь точнее, спиритуализация* — вот идея, заключающаяся в словах Христа «родиться свыше». (Спиритуализация — идеалистическая философия, открыто признающая духовную сущность мира и отрицающая реальность материи.

И если мы воспользуемся этим выражением для пояснения, то оно даст нам прекрасное представление о том, как Господь призывает человека-чужестранца, путника забыть свою далекую страну и, очистившись через вступительные обряды от всякой нечистоты, вступить в Царство Его возлюбленного Сына.

2. «Не удивляйтесь, как будто это невозможно». Среди имен Божьих есть одно, которое современные люди стараются забыть — Господь, Создатель неба и земли. Быть может, под этим именем люди впервые узнали Бога — Бога сотворившего нашу Землю, наш дом, сотворившего нас. Он — наш Творец и Бог. Мы думали тогда, что Господь может сделать многое, сделать все. Но мы потеряли нашу счастливую детскую веру и теперь желаем узнать, что может Он сделать? Как будто бы существует что-либо, чего Он не мог бы сделать.

Но есть одна вещь, которую нам всегда было нетрудно признать, что она создана рукой Господа,— это жизнь. Никто, кроме Господа, не создал никогда жизни. Мы называем Его Творцом жизни. Он создает ее щедрой рукой в неисчислимом количестве. Нет ничего более поразительного в природе, как это чудесное богатство: бесконечное обилие жизни. Кажется, что Господь Сам наслаждается, создавая жизнь. Мир переполнен ею: леса, воздух, дно океана,— все полно жизни, повсюду — избыток жизни, созданной Господом.

Но если вы признаете, что Господь может дать жизнь, вы должны также признать, что Он может и увеличить ее. Возрождение, в сущности, не что иное, как увеличение жизни. Господь добавляет жизнь к жизни, дает человеку, имеющему жизнь еще более жизни. Человек обладает жизнью, которую даровал ему Господь, но лучшая часть ее мертва. Его душа мертва от греха. Господь прикасается к ней, и она оживает. Как Господь оживляет мертвое тело Своим дыханием, так точно Он может вдохнуть и в душу новую жизнь, жизнь лучшую.

Таким образом, если нет ничего невозможного в том, чтобы родиться вообще, то нет ничего невозможного и в том, чтобы родиться вновь — в возрождении.

Для чего Христос пришел в мир? Как Он Сам сказал? Чтобы дать жизнь, более обильную жизнь. Христос, дающий жизнь,— это возрождение. Никодиму нужно было не знания больше, но больше жизни; и лучшим доказательством того, что жизнь была возможна, было то, что жизнь была дана.

Таким образом, лучшим доказательством христианина служит христианин; лучшим доказательством возрождения служит возрожденный. Может ли человек родиться вновь, будучи стар? Конечно, может, потому что это бывало не раз. Вспомните Джона Буньяна — грешника и Джона Буньяна — святого; вспомните Ньютона — атеиста и Ньютона — миссионера, вспомните, наконец, Савла-преследователя и Павла Апостола — и не удивляйтесь, как будто это невозможно!

3. «Не удивляйтесь, как будто это не нужно». Возрождение не только понятно и возможно, но и необходимо, чтобы войти в Царство Божье. «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Иисус говорит, что это необходимо. Человек не может увидеть Царства Божьего, если не родится свыше. Он не только не может войти в него, но Иисус говорит, что он не может увидеть его. Оно действительно невидимо для него. Вот почему люди говорят о религии: «Она непонятна нам, не убедительна, мы не можем видеть ее». Разумеется, они не видят ее, они не могут видеть ее, для этого прежде всего нужно родиться вновь.

Когда люди рождаются в мир, они находятся вне Царства Божьего и не могут видеть того, что внутри его. Они ходят вокруг, рассматривая его снаружи, и на основании этого высказывают свое мнение о нем. Но они не могут быть судьями. Они не видят того, о чем рассуждают. «Рожденное от духа есть дух, рожденное от плоти есть плоть». Поэтому они могут дать только материальную оценку духовного понятия. Критическая ценность мнения невозрожденного в отношении религиозных вопросов — ноль. Высказываемое ими мнение является просто смешным, так как они говорят о вещах, которые никогда не видели.

Но в деле религиозного опыта возрождение изменяет все. Это похоже на то, как если бы кто оказался возле одного из знаменитых соборов. Он слыхал о чудесной красоте его цветных окон. Он ходит вокруг, но видит только тусклые, ничего не говорящие пятна и железные решетки перед ними, которые еще более усиливают царящую внутри темноту. Ничего не манит войти внутрь, а скорее отталкивает. Но пусть он только войдет! Пусть он взглянет на те же окна изнутри! Глаза его будут очарованы чудной игрой красок; чудеса и притчи заблестят перед ним на стеклах, и жизнь Христа и история Его любви предстанут перед ним на каждой раме, и он увидит хоры ангелов, херувимов и серафимов и на престоле в недосягаемом сиянии славы — Бога Отца!

Точно так же пусть только человек войдет в Царство Небесное, пусть родится вновь, и он увидит это царство. Он увидит чудеса и притчи, которые раньше казались ему бессмысленными и бесцветными; он увидит историю Креста, вызывавшую в нем раньше чувство и отвращения и оскорбления; увидит Христа и Царя во всей Его красе и узрит, как в зеркале, славу Единородного; и, переходя от славы к славе, он и сам уподобится Ему! Не удивляйтесь же, если для того, чтобы увидеть все это, нужно родиться вновь.

В этом великом мире есть много маленьких мирков, вход в которые достигается только рождением. Есть мир интеллектуальный, который требует прирожденного ума, мир артистический, требующий врожденного вкуса, мир драматический, требующий прирожденного таланта, наконец, музыкальный, для которого необходим дар слуха и гармонии. Нельзя войти в интеллектуальный мир, не обладая умом, или в артистический мир, не имея вкуса. Но человек не может создать в себе ум или вкус, они должны быть в нем врожденными. Человек не может выработать в себе поэтического таланта, он также должен быть прирожденным. Поэтому говорят, что человек не становится поэтом, рождается им. Точно так же нельзя сделать христианина, человек должен возродиться им.

Нам остается опровергнуть еще одно возражение тех, кто утверждает, что нет надобности в возрождении. Человеческая природа требует возрождения, оно необходимо. Ни один человек, знающий человеческое сердце и историю человечества, не станет возражать против необходимости возрождения мира. Предпринимались всевозможные меры преобразовать мир. Подобные попытки преобразования делали: и правительство, и философия, и филантропия,— но все потерпели неудачу. Сердце народное или индивидуальное остается, по-прежнему, безнадежно порочным и склонным ко злу. Реформа принесла ему мало пользы, потому что всякая реформа это только новая бесполезная попытка переделать то, что не было в сущности сделано: Перестройка была бесполезна, потому что это было необдуманное старание построить много раз падавший дом из тех же старых кирпичей и бревен. Человек от начала создания до настоящего времени имел много случаев доказать, что мир не нуждается в возрождении, но и здесь он оказался несостоятельным.

Правда, мы уже говорили, что все что нужно миру — это только толчок. Поставьте раз человека или мир на ноги и дайте ему хорошие руководящие принципы, дайте человеческой природе возможность проявить силу, и она достигнет цели. Но нет! Эти опыты производились не раз. В народах уже опробован этот способ. Было сделано все возможное, но ничего не вышло. Когда человек наполнил весь мир своими беззакониями, Господь сказал, что Он истребит все живое на земле, за исключением немногих избранных, которые обновят мир. Прекрасный эксперимент! И все живое на земле было поглощено потопом, за исключением спасшихся в ковчеге тех немногих избранных, которые должны были перестроить Вселенную, начать новую жизнь и сделать все лучшим, чем это было доселе. Но и этот опыт не удался. Немногие избранные оказались не на высоте призвания. Не смогли сделать это и их дети. И дети их детей оказались неспособными обновить мир. Ничто не стало лучше вокруг, но, пожалуй, все шло хуже и хуже; и никто не мог понять в чем таится причина, пока Иисус Христос не сказал миру, что он обязательно и безусловно должен родиться вновь.

Если это необходимо для человеческой природы, то насколько же это нужно для природы Божьей! Когда Христос представит пред Господом Свою Церковь, она должна предстать как непорочная невеста. В этом предвечном Царстве святые не только подданные. Они — друзья Царя. Они должны быть избранными, должны быть лучше, должны быть выше других. Поэтому не удивляйтесь, если мне и вам, желающим быть в числе их, нужно родиться вновь: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем», «...и не войдет в него ничто нечистое...». Не удивляйтесь же, если от вас требуется, чтобы ваша одежда была бела!

Не удивляйтесь,

как будто это непонятно.

Не удивляйтесь,

как будто это невозможно.

Не удивляйтесь,

как будто вам не нужно родиться

вновь.

 

Вестник истины, 1, 1989

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: