Иисуса и Иоанн – передавая эстафету: кто кого должен был крестить

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Мэтью Генри

Евангелие от Матфея: ст. 13-17

Наш Господь Иисус с детских лет и до сего момента, когда Ему было около тридцати, жил скрытно в Галилее, как бы похороненный заживо. Но теперь, после долгой и темной ночи, Солнце правды восходит во славе Своей. Пришла полнота времени, и Христос должен вступить на Свое пророческое служение. Он избирает для этого не Иерусалим (хотя, вероятно, Он, как и другие, приходил туда на три ежегодных праздника), но то место, где крестил Иоанн, ибо к нему обращались ожидавшие утешения Израилева, единственные, кто готов был принять Его.

Иоанн Креститель был на шесть месяцев старше нашего Спасителя, и предполагается, что он начал проповедовать и крестить за шесть месяцев до появления Христа; так долго он был занят приготовлением пути для Него в окрестностях Иордана, и в эти полгода для встречи Христа было сделано больше, чем в течение нескольких предыдущих веков. То, что Христос пришел из Галилеи на Иордан для того, чтобы креститься от Иоанна, учит нас не уклоняться от участия в церковных обрядах, но прилагать все старания и усилия к исполнению их, чтобы они приближали нас к Богу. Мы должны делать все со своей стороны, чтобы только не лишиться общения с Богом. Желающие найти должны искать.

В повествовании о крещении Иисуса можно отметить следующее:

С каким трудом согласился Иоанн допустить Иисуса до крещения, ст. 14-15. То был пример великого смирения Христа, что Он предложил Иоанну крестить Себя, что Он, не знавший греха, покорился повелению Божьему о крещении покаяния. И не случайно. Как только Христос начал проповедовать, Он проповедовал смирение, проповедовал Его на примере собственной жизни, проповедовал его всем, и особенно молодым служителям. Христу были предназначены высшие почести, однако Свой первый шаг к славе Он делает с большого уничижения Себя. Примечание. Кто желает высоко подняться, должен начинать с самой низшей ступени. Славе предшествует смирение. Придя таким образом к Иоанну, Христос оказал ему большое почтение; это было воздаянием за то служение, которое он совершал для Христа, возвещая о Его приближении. Кто чтит Бога, того и Он почтит.

Возражение, выдвинутое Иоанном против крещения Иисуса, ст. 14. Иоанн же удерживал Его, подобно тому как Петр удерживал Христа, когда Он хотел умыть ему ноги, Иоан. 13:8. Великодушная снисходительность Христа так удивительна, что даже самым сильным верующим она вначале кажется неправдоподобной; так глубока и таинственна, что даже те, кто хорошо понимал Его, не сразу могли уразуметь ее значение и по причине неведения начинали возражать против Его воли. По своей скромности, Иоанн думает, что это слишком высокая честь для него, и заявляет Ему об этом точно так же, как и его мать заявила матери Христа (Лук. 1:43): «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа ко мне?» К этому времени имя Иоанна было уже великим, он повсюду был уважаем, и тем не менее каким смиренным он оставался! Примечание. Для тех, кто остается смиренным духом, когда их репутация растет, Бог имеет в запасе еще большие почести.

Иоанн думает, что ему следует креститься от Христа. Мне надобно креститься от Тебя, то есть креститься Духом Святым как огнем, ибо таковым было Христово крещение, ст. 11. Хотя Иоанн был преисполнен Духа Святого от чрева матери (Лук. 1:15), однако он сознавал, что нуждается в подобном крещении. Примечание. Те, кто имеет много от Духа Божьего, тем не менее, сознают, что, находясь здесь, в несовершенном состоянии, они нуждаются в еще большем исполнении Им, что им следует просить Христа о большем. Иоанн нуждался в крещении, несмотря на то что был величайшим из рожденных женами. Будучи рожденным женщиной, он был нечист, как и все другие от семени Адамова, и сознавал, что имеет нужду в очищении. Примечание. Наиболее чистые души наиболее чувствительны к собственной остаточной нечистоте и ревностнее других ищут духовного очищения.

Он нуждался в крещении от Христа, Который может сделать для нас то, чего не может никто другой и что должно быть сделано, или иначе мы погибнем. Примечание. Самые лучшие и святые из людей нуждались во Христе; чем лучше человек, тем больше он видит нужду свою в Нем. [4] Это было сказано пред толпой народа, которая преклонялась пред Иоанном и готова была принять его за Мессию. Однако Иоанн публично признает, что ему надобно креститься от Него.

Когда великие люди признают пред всеми, что они ничего не могут без Христа и Его благодати, это не унижает их. Иоанн был предтечей Христа, но, несмотря на это, считал, что нуждается в крещении от Него. Примечание. Даже те, кто по времени предшествовал Христу, уповали на Него, получали от Него и взирали на Него. Хотя Иоанн заботился о спасении других, заметьте, как он сильно переживал о своей собственной душе: «Мне надобно креститься от Тебя». Примечание. Служителям, которые проповедуют другим и крестят других, надо позаботиться о том, чтобы проповедовать самим себе и быть крещенными Духом Святым. Прежде всего, следует заботиться о самом себе; и себя спасешь, 1 Тим. 4:16.

Поэтому Иоанн считает несообразным и абсурдным то, что Христос должен креститься от него: «Ты ли приходишь ко мне?» Святой Иисус, отделенный от грешников, приходит креститься от грешника, приходит как грешник и из среды грешников? Возможно ли это? Как объяснить это? Примечание. Когда Христос приходит к нам, это должно вызывать у нас удивление.

Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь». Христос принимает его смирение, но не его отказ крестить, это должно быть сделано. Христу надлежит использовать Свои собственные методы, хотя мы не можем ни понять, ни объяснить их. Обратите внимание:

Как Христос настаивает на Своем крещении: это должно быть сделано теперь. Он не отрицает, что Иоанну надобно креститься от Него, и все-таки сейчас Он желает креститься от Иоанна. Aphes arti - пусть будет именно так, позволь, чтобы теперь было так. Примечание. Все хорошо в свое время. Но почему же именно теперь? Почему? [1] Христос теперь находится в состоянии уничижения, Он унизил Себя, Он отказался от Своей славы. Он не только принял образ человека, но также и подобие плоти греховной, и поэтому теперь Ему надо креститься от Иоанна, Он как бы нуждался в очищении, хотя и был совершенно чист. Таким образом Он сделался грехом за нас, хотя и не знал греха.

Крещение Иоанна было в почете в данное время, именно через это крещение Бог теперь совершал Свой труд, и поэтому Христос должен сейчас креститься водой, а Его крещение Духом Святым сберегается на будущее, оно произойдет через несколько дней после сего, Деян.1:5. Теперь пришло время Иоаннова крещения, и поэтому теперь оно должно быть в почете, и всех присутствующих при крещении должно поощрить. Примечание. Те, кто многого достиг в дарах и добродетелях, тем не менее, должны на своем месте нести свое свидетельство о пользе установленных обрядов путем смиренного и усердного соблюдения их, чтобы подавать добрый пример другим. Что признано Богом, то и мы должны признавать также. Теперь было время возрастания Иоанна, и поэтому все должно было пока оставаться так; скоро он будет умаляться, и тогда все будет иначе. [3] Это должно быть сделано теперь, ибо именно теперь настало для Христа время явить Себя народу, а крещение представляло прекрасную возможность для этого, Иоан. 1:31-34. Таким образом Ему надлежало быть явленным Израилю и быть почтенным знамением с неба именно в тот момент, когда Он совершал акт, наиболее унизительный для Него.

Какую причину Он выдвигает для этого: «Так надлежит исполнить нам всякую правду». Это было присуще всему, что Христос делал для нас, все было превосходно у Него (Евр. 2:10; 7:26); и мы должны стараться делать не только то, что надлежит нам делать, но то, что нам подобает; не только то, что крайне необходимо, но и то, что любезно и достославно.

Наш Господь Иисус считает, что Ему надлежит исполнить всякую правду, то есть признать каждое Божественное постановление и показать Свою готовность исполнить все Божьи праведные заповеди. Так надлежит Ему оправдать премудрость Божью и Самого Бога, пославшего Иоанна подготовить Ему путь посредством крещения покаяния. Так и нам надлежит одобрять и поддерживать все доброе, как собственным примером, так и советом. Христос часто вспоминал об Иоанне и его крещении с уважением, и теперь, желая снискать ему еще большее уважение, крестился от него Сам. Иисус начал свое служение с дел, а потом уже стал учить; так должны поступать и служители Христовы.

Таким образом Христос исполнил всякую правду церемониального закона, содержавшего различные омовения; таким образом Он рекомендовал евангельский обряд крещения Своей Церкви, облек его честью и показал, каким действенным намерен был сделать его. Ему надлежало подчиниться крещению Иоанна потому, что оно было Божьим повелением. Но фарисейскому омовению водой Ему надлежало противодействовать, потому что это было человеческое изобретение и установление, и Он оправдывал Своих учеников, когда те не соблюдали его.

Иоанн согласился с доводами Христа о необходимости Его крещения и подчинился Его желанию: тогда Иоанн допускает Его. Та же самая скромность, которая вначале побудила Иоанна отказаться от предложенной ему Христом чести, теперь заставила его исполнить служение, которое Христос требовал от него. Примечание. Никакие претензии на смирение не должны заставить нас уклониться от исполнения долга.

Как торжественно отметили Небеса акт крещения Иисуса, удостоив Его особым явлением славы (Матфея, ст. 16-17): И крестившись Иисус тотчас вышел из воды. Другие задерживались при крещении для исповедания своих грехов (ст. 6), но Христос, не имевший греха, тотчас вышел из воды, - так мы читаем, хотя это не совсем правильно, ибо ano tou uSaTog означает от воды, от берега реки, к которому Он спустился, чтобы омыться водой, то есть омыть голову или лицо (Иоан. 13:9); здесь ничего не сказано о том, чтобы Он снимал или надевал одежду (обстоятельство, которое не было бы опущено, если бы Он крестился обнаженным). Он вышел из воды без промедления, готовый радостно и решительно приступить к Своему труду; Он не желал терять времени. Как Он томился, пока сие свершится!

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: