Модели церкви в Новом Завете

В категориях: Общество, Церковь и власть


Невил Калам

«Фундаментальной проблемой церкви является существование церквей. Это — не абстрактное богословское заявление; это — признание жизненного факта. Не существует согласованной христианской интерпретации доктрины церкви».

Эта декларация, которая была распространена для собрания делегатов церквей со всего мира в 1948 г., указывает на центральное место экклесиологии в церковной повестке дня. И этот аспект — понимание церкви.

Сталкиваемся ли мы с моделями церкви или метафорами для церкви в Новом Завете, является вопросом, который может задержать нас надолго. Поскольку выбранная мной тема изложена скорее языком моделей, чем метафор или образов, следует упомянуть о том, что мы понимаем под моделями.

Модели могут пониматься как более или менее идеальные типы (согласно Уильяму Томасу и Флориану Знанечки). Модель является концептуальной структурой, а не только историческим прототипом, для определенного набора идей. Полезный способ обрамления этого понимания идеи моделей выдвинут противоречивым физиком в следующих выражениях:

«Moдели есть полезные приближения, фокусирующиеся на определенных аспектах сложной системы и ее поведения, пренебрегающие некоторыми деталями, которые иногда могут быть важными, но которые часто могут игнорироваться. Разные модели подходят для разных обстоятельств, поскольку разное поведение выявляется разными стимулами или контекстами. Более того, модели могут давать понимание деятельности системы как сравнения с другими системами или простыми идеями, с которыми человек знаком или которые может полностью проанализировать. Этот тип моделей более подходяще следует называть «аналогией»...

В своей знаменитой работе о моделях церкви выдающийся американский теолог Aвeри Далз охарактеризовал модели как «реальности, имеющие достаточную функциональную связь с объектом изучения, так что они обеспечивают концептуальные инструменты и словарь» . Необходимо заметить ударение, которое Далз делает на модели как имеющей функциональную связь с субъектом обсуждения. Это не значит, что описываемое есть образец точного исторического прецедента. Сам Далз предложил следующие модели церкви:

•    Церковь как учреждение

•    Церковь как мистическое общение

•    Церковь как святыня

•    Церковь как глашатай и

•    Церковь как слуга

Разумеется, в пересмотренное и расширенное издание своих работ Далз включил дополнительную модель церкви как сообщества учеников, которую он сводит к Новому Завету и которая, как отмечает Далз, находит точное выражение в работах Папы Иоанна Павла II и других.

Очень кстати Далз выделяет важность переплетения отношений среди моделей, которые он определяет, а также указывает на степень библейской базы названных им моделей. Но Далз никогда не притязает — насколько мне известно — на то, чтобы определяемые им модели все извлекались из Нового Завета. Действительно, в случае институционной модели церкви, Далз утверждает, что «теория имеет сравнительно скудный базис в Писании и традиции ранней Церкви». Далз открывает, как, опираясь на существующую богословскую литературу, можно составить типологию моделей церкви, нужную для понимания различных перспектив, отраженных в церковных традициях.

На самом деле, некоторые исследователи Библии, которые не особенно увлечены методами богослововдогматиков, могут оспорить коечто в развитии и формулировке моделей церкви, которые можно увидеть в работе Aвeри Далза. Это особенно очевидно, когда автор пытается работать с позиции межконфессиональ ной перспективы, а его критики выражают конфессиональную точку зрения. Также надо учесть, что этому материалу уделяется недостаточно внимания в самой Библии. Действительно, это может быть так, когда работа сосредоточивается на систематических теологических формулировках понимания церкви. Но то, что мы должны четко сосредоточиться на новозаветних перспективах, становится ясно из обозначения темы нашей работы.

Вызов герменевтики

Наша тема сталкивается с герменевтическими трудностями, особенно когда о ней говорят в контексте, в котором, несмотря на хорошие перспективы, выраженные в историческом Постановлении, опубликованном в Торонто, об отношении к Писанию, Tрадиции и традициям, участники воспитаны в традициях, в которых ценят подтверждение sola scriptura. Многие христиане считают Библию источником и нормой христианской веры, и они считают это первоначальным источником для достоверных еккле сиологических перспектив.

Часть трудностей при рассмотрении нашей темы лежит в том, что, какое бы место мы не отводили Библии в формулировке эккле сиологического понимания, никакой христианин не приходит к Слову Божьему с tabula rasa (чистого листа). Христиане приходят к Слову из конфессиональных традиций, в которых они сформированы или даже в какие погружены. По этой причине то, как мы понимаем библейскую истину, преломляется в конфессиональных линзах. Мы ожидаем, что участники этой конференции читают Библию как баптисты — люди, умеющие читать Библию. Некоторые даже говорят, что у баптистов есть способы чтения Библии! Как бы ни подходили к этому вопросу, очень вероятно то, что мы читаем Библию с наших конфессиональных позиций и поэтому быстро распознаем то, что видят наши баптистские глаза.

Церкви ответственны не только за интерпретацию, но также и за обучение истинам Святого Писания. Попытка церквей преданно выполнить эти задачи создала такое впечатление, будто многие тексты Библии, поддающиеся разным интерпретациям, передают простое бесспорное значение, в котором сформирована мысль толкователя Библии. Текст Библии читается так, как он обычно понимается в конфессиональном и культурном мировоззрении интерпретатора. Действительно, только когда люди серьезно и целенаправленно занимаются изучением Библии или участвуют в почтительном и дружеском диалоге с людьми других кон фессинальных традиций, они признают, что другие образцы интерпретации подтверждены и что они не всегда являются совершенно беспочвенными. Можно приписать доктринальность тексту и прийти к заключениям, в которых мы серьезно убеждены, но нам непонятно, чье это заключение.

Экклесиология или экклесиологические перспективы

Еще одна трудность рассмотрении нашей темы заключается в почти универсальном выводе, что Новый Завет является сокровищницей появляющихся экклесиологий. Однако, как подчеркнул Рудольф Шнакенбург:

«Церковь присутствует повсюду в Новом Завете, даже там, где она не проявляется в понятиях и образности. Церковь породила новозаветные послания, и все они свидетельствуют о ее существовании и жизни. Следовательно, описание обучения Нового Завета в отношении Церкви не только должно будет принять во внимание явные утверждения и выразить специальные заявления в отношении экклесии, но и также поразмышлять и рассмотреть сами документы Нового Завета как выражения жизни Церкви и живое свидетельство того, какой Церковь видела себя».

Прочтение текста таким способом, а также детальное исследование упоминаний о церкви в различных книгах Нового Завета с целью проявления их значений было предпринято несколькими учеными. Еще в 1951 г. швейцарский богослов-реформатор Эдуард Швайцер написал работу, целью которой было дать общий обзор понимания церкви в книгах Нового Завета и в посланиях апостольских отцов, принципиально сосредоточенных на церковном порядке. Однако он был не первым, кто заключил, что то, как понимала себя церковь Нового Завета, является «богословской проблемой». Несколько раз им повторялись слова, что «в Святом Писании отсутствует систематическая экклесиоло гия. Тема церкви во многом передается через различные образы. Некоторые из них — это образы стабильности и местоположения, некоторые — мобильности, другие — более органические». При этом, как осторожно заметил Далз, эти образы «не являются взаимоисключающими: «каждый интерпретирует другой и интерпретируется другими». Образы «взаимодействуют и дополняют друг друга».

Если предпринимаемая нами сегодня задача облегчается за счет того факта, что были предприняты значительные усилия внутри христианской общины, чтобы обратиться к предмету церковных моделей, то она также получает помощь от работы, проделанной на тему образов церкви.

За восемнадцать лет до того, как Далз предложил свою типологию церкви, черпая вдохновение из его труда, другой американский ученый, выдающийся конгрегационалистский служитель Пол Минеар, претендовавший на добычу из сокровищницы Слова Божьего и не нашедший модели церкви как таковой, вместо этого нашел образы церкви — всего девяносто шесть аналогий церкви Нового Завета.

Вслед за голландским историком Хизингой (J. Huizinga), Минеар рассматривает использование образов как стратегию, строящую «вечный разрыв между бытием и идеей путем использования «радуги воображения», которая обладает способностью «вложить вещи с выражением и одновременно купать их в яркости идей».

Обращаясь ко «всем библейским картинам церкви» и их взаимозависимости, Минеар верит, что мы можем извлечь очень полезную картину понимания церкви в раннем христианстве.

По наблюдениям самого Минеара, «охват образов на самом деле слишком широкий, слишком жидкий, слишком разнообразный, чтобы продвинуть систематический обзор всех их». «Причудливо переплетающиеся» образы являются «художественной смесью», церковной мозаикой.

Излишне говорить, что некоторые новозаветные исследователи могут быть не до конца счастливы длинным списком, составленным Минеаром. Можно утверждать, что именно из-за герменевтического вопроса, к которому мы обратились выше в этом изложении, некоторые образы, взятые для обозначения церкви, в действительности неуместны. Джон Остин Бейкер, к примеру, предположил, что беседа о лозе в Ин.15:117 относилась к церкви, чтобы использовать «незаконные целесообразности экзегетики». Нет нужды говорить, однако, что за чтение Библии следует приниматься с разумом, всегда открытым к новому свету — свету, который Дух Святой может пролить, чтобы дать мудрость, необходимую для правильного понимания. В пределах вновь открытой Тринитарной перспективы, которая сейчас господствует во многих церквах и среди многих богословов, можно заметить консолидацию традиции описания церкви как koinonia и объяснить ее в отношении к таким образам, как народ

Божий, тело Христово и храм Святого Духа. Применены напряженные усилия для укоренения всех трех образов в библейском свидетельстве, где признаётся существование других образов церкви, и для решительного утверждения взаимозависимости самих образов.

 

АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: