Иисус – образец идеального благовестника и проповедника

В категориях: Наставь и научи


Мэтью Генри

Мт. 4:23-25

 

Каким усердным, прилежным проповедником был Христос. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах и проповедуя Евангелие Царствия.

Что проповедовал Иисус - Евангелие Царствия. Царство Небесное, Царство благодати и славы, есть, прежде всего, царство, которое должно было прийти, которое должно пережить все царства земные, так как оно превосходит их. Евангелие представляет собой устав этого Царства, содержащий клятву Царя, восходящего на Царство Свое, в которой Он обязуется прощать, защищать и спасать подданных этого Царства. Этот устав содержит также клятву подданных в их верности Царю, в которой они обязываются соблюдать Его установления и искать Его славы. Это Евангелие Царствия, его проповедовал Сам Христос, дабы утвердить нашу веру в него.

Где проповедовал Иисус - в синагогах; не только в них, но преимущественно и главным образом в них, потому что синагоги были главными местами собраний, где премудрость возвышала голос свой (Прит. 1:21), местами богослужений, где, можно было надеяться, умы людей должны быть готовы принять Евангелие; там же читались Писания Ветхого Завета, толкование которых служило таким естественным введением к Евангелию Царствия.

Какое усердие проявлял Он в проповеди. Он ходил по всей Галилее, уча. Он мог бы разослать по всей Галилее воззвание, чтобы собрать народ к Себе, но, желая показать Свое смирение и снисходительность Своей благодати, Он Сам идет к ним, ибо Он милостив, Он пришел дабы взыскать и спасти погибшее. Иосиф Флавий сообщает, что в Галилее было более двухсот малых и больших городов, и Христос заходил во все, или в большинство из них. Он ходил, творя добро. Никогда не было такого усердного странствующего проповедника, такого неутомимого, каким был Христос: Он ходил из города в город, умоляя несчастных грешников примириться с Богом. Это хороший пример для служителей, чтобы они делали добро, отдавая все силы, и были настойчивыми и постоянными, проповедуя слово во время и не во время.

Каким искусным врачом был Христос; Он ходил повсюду, не только проповедуя слово, но и исцеляя словом, дабы возвеличить его превыше всех Своих имен. Он послал слово Свое и исцелил их. Заметим:

Какие недуги Он исцелял - все без исключения. Он исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях. Существуют болезни, которые называются позором врачей, поскольку не излечиваются никакими предписываемыми ими средствами; но даже такие болезни служили к славе этого Врача, ибо Он исцелял все болезни, какими бы они ни были застарелыми. Его слово было истинной панацеей, универсальным средством.

Здесь используются три главных слова для описания исцеляемых Им болезней: Он исцелял всякие болезни, noson, такие как слепота, хромота, лихорадка, водянка; всякую немощь, или слабость, malakian, как, например, истечения из тела и истощение, и всякие припадки, basanous, как, например, подагра, каменная болезнь, судороги и другие подобные им мучительные недуги в любой их форме, острой или хронической, весьма болезненной или изнурительной; никакие из них не были слишком тяжелыми для того, чтобы Христос мог исцелить их словом.

Упоминаются три конкретных заболевания: расслабленные (парализованные), то есть страдающие крайней телесной слабостью; лунатики (эпилептики), то есть страдающие крайним умственным расстройством, и бесноватые (одержимые диаволом), то есть больные, и душа, и тело которых находились в крайне бедственном состоянии. Однако Христос исцелял всех, ибо Он превосходный Врач, и всякая болезнь подвластна Ему.

Кем были пациенты Иисуса. Врач, Который был доступен для всех и гарантировал успех, Который исцелял мгновенно, без мучительных подозрений и ожиданий, а также без болезненных методов лечения, которые бывают хуже самой болезни; исцелял бесплатно, не брал никакого гонорара, - такой врач не мог не иметь избытка пациентов. К Нему приходило множество народа из всех областей страны, не только из Галилеи и окрестностей, но даже из Иерусалима и Иудеи, находившихся далеко от Галилеи, ибо прошел о Нем слух по всей Сирии, не только среди всего иудейского народа, но и среди соседних народов. Широко распространившаяся весть о Христе готовила их к принятию Евангелия, которое должно было прийти к ним позднее.

Именно то, что слава о Нем распространилась очень широко, приводится как причина большого стечения народа к Нему. Что мы слышали о Христе от других, должно привлекать нас к Нему. Молва о Соломоне побудила царицу Савскую нанести ему визит. «Иди и посмотри» - вот к чему зовет нас молва о Христе. Христос не только учил, но и исцелял. Те, кто приходил к Христу за исцелением, слышал наставления о том, что служило к их миру. Хорошо, когда что-то приводит людей к Христу; придя к Нему, они находят в Нем больше, чем могли ожидать. Эти сирийцы приходили к Христу, желая исцелиться от своих недугов, и многие из них обращались. Они искали здоровья для тела, а получали спасение для души, подобно Саулу, который искал ослов, а получил царство. Однако многие, радовавшиеся Христу как Целителю, в конечном счете, кажется, забыли Его как Учителя.

Относительно исцелений, которые совершал Христос, следует раз и навсегда заметить для себя следующее: каждое из них представляло собой чудо, было делом милосердия и имело тайный смысл.

Чудо исцелений. Все они производились таким путем, который совершенно ясно доказывал, что это было действием Божественной, сверхъестественной силы, печатью Бога на миссии Христа, свидетельством о Его посланничестве Богом. Природа не могла совершить такие чудеса, это было делом Бога природы. Исцелений было множество: исцелялись болезни, не поддающиеся искусству врачей; исцелялись чужестранцы, люди всех возрастов и сословий. Исцеления происходили открыто, перед множеством свидетелей, среди них находились такие, которые хотели бы отвергнуть сам факт исцеления, если бы только нашли для этого какой-то повод. Не было случая, чтобы исцеление не удалось или вызвало бы сомнение впоследствии. Исцеления совершались быстро, а не постепенно (как это происходит при естественном лечении); они были полными и совершались одним словом. Все это свидетельствовало о том, что Он был Учитель, пришедший от Бога, ибо никто не мог делать подобных дел, какие творил Он, Иоан. 3:2. Христос апеллирует к чудесным исцелениям как к Своим верительным грамотам, гл. 11:4, 5; Иоан. 5:36. Мессия должен был совершать чудеса (Иоан. 7:31), чудеса такого рода (Ис. 35:5, 6), и мы имеем в них неопровержимые доказательства того, что Христос есть Мессия, ибо никогда и никто не совершал того, что совершал Христос.

Исцеления и проповедь совершались параллельно, ибо первое подтверждало второе. Он одновременно делал и учил, Деян. 1:1.

Милосердие, явленное в исцелениях. Чудеса, которые совершал Моисей для подтверждения своей миссии, были, в основном, язвами и судами, выражающими характер того домостроительства, основанного на страхе, хотя они были от Бога. Но чудеса, которые совершал Иисус, были, в большинстве своем, чудесами исцелений, и все они (за исключением проклятия засохшей смоковницы) несли людям благословение, ибо евангельское домостроительство утверждается и строится на любви, благодати и утешении, оно не запугивает нас, но склоняет к послушанию. Посредством совершаемых Им исцелений Христос намеревался достичь сердец людей, проникнуть в их души, вложить в их умы Свое учение и таким образом привлечь их к Себе узами любви, Ос. 11:4. Чудеса исцелений доказывали, что Его слово было верным и убеждало разум человека; милосердие, явленное в исцелениях, доказывало, что Слово Его всякого принятия достойно и действовало на чувства людей. Исцеления, совершенные Христом, были не только великими, но и добрыми делами, которые Он показал от Отца (Иоан. 10:32), и эта доброта Его должна была вести людей к покаянию (Рим. 2:4), а также убедить их в том, что доброта и благотворительность, делание добра всем, по мере наших сил и возможностей, составляют суть той святой религии, которую пришел утвердить на земле Христос.

Тайный смысл этих исцелений. Исцеляя телесные недуги, Христос имел целью показать, что Его главное назначение - исцелять духовные болезни. Он есть восходящее Солнце Правды, и исцеление в лучах Его. Как Преобразователь грешников, Он есть Врач душ, Он так учил нас называть Его, гл. 9:12, 13. Грех - это болезнь, немощь и припадки души. Христос пришел взять грех и таким образом исцелить больные души. Все конкретные истории, описывающие совершенные Христом исцеления, не только могут иметь духовное приложение посредством намеков и толкований, но, я уверен, в значительной мере предназначены для того, чтобы открыть нам духовные истины и представить нам пути и методы, используемые Богом, когда Он обращает и освящает наши души. В Евангелии описываются те исцеления, которые были наиболее значимыми и поучительными именно с этой точки зрения, поэтому они должны толковаться и применяться к чести и хвале нашего Искупителя, Который прощает все наши беззакония и исцеляет все наши болезни.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги Нового Завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: