Обзор: политические и гражданские права, доверие и социальный капитал в развитых странах мира

В категориях: Политика, экономика, технология


Из доклада Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР)

Сегодня, как никогда ранее, граждане требуют большей прозрачности от своих правительств. Информация о том, кто, почему и как принимает решения, необходима для того, чтобы привлечь правительство к ответственности, сохранить доверие к государственным учреждениям и поддержать равные условия игры для участников бизнеса. Бóльшая прозрачность – это не только ключ к соблюдению моральных принципов в государственном секторе, она также способствует более эффективному управлению. Действительно, открытость и прозрачность могут в конечном итоге повысить качество услуг государственного сектора, сведя к минимуму риск мошенничества, коррупции и злоупотребления государственными средствами.

Доверие к правительству является основой социальной сплоченности и благосостояния людей. В странах ОЭСР 39% граждан утверждают, что они доверяют правительству своей страны.

Активность избирателей

Высокая активность избирателей – еще один показатель доверия общества к правительству и участия граждан в политическом процессе. Активность избирателей определяется процентной долей зарегистрированного проголосовавшего на выборах населения. В любой демократической стране желательна высокая активность избирателей, поскольку она повышает вероятность того, что политическая система будет отражать волю большого количества людей, а правительство будет иметь более легитимным.

Несмотря на то, что право голоса является универсальным правом во всех странах ОЭСР, Бразилии и Российской Федерации, не все пользуются этим правом. На последних выборах, по которым имеются данные, средняя активность избирателей в странах ОЭСР составила 72%. Исследование также показало, что более образованные люди охотнее принимают участие в выборах, чем менее образованные, и что пожилые люди голосуют чаще, чем молодые. В большинстве стран ОЭСР наблюдается небольшая разница между количеством голосующих мужчин и женщин, однако во Франции, Ирландии и Швейцарии мужчины голосуют чаще женщин на более, чем 5 %, в то время как в Эстонии и Великобритании женщины голосуют чаще мужчин приблизительно на 6 %

В Российской Федерации женщины голосуют на 8% активнее, чем мужчины. Благосостояние человека также влияет на активность его участия в выборах. Активность избирателей в целом повышается с ростом дохода, и в среднем разница между 20% населения с самыми высокими доходами и 20% населения с самыми низкими доходами составляет 10%. Этот разрыв достигает 29% в Корее и 25% в Польше. Однако в Чили 20% населения с самыми низкими доходами голосует активнее, чем 20% населения с самыми высокими доходами, но эта разница остается очень малой, что говорит о более широкой социальной вовлеченности в деятельность демократических институтов.

Явка избирателей – это лучший из существующих способов измерения политической и гражданской активности по нескольким причинам (высококачественные данные, обширная возможность сравнения по странам). Однако такое измерение далеко не совершенно, в частности, из-за ведомственных различий в избирательных системах. И хотя явка избирателей на самом деле обязательна (и принудительна) в некоторых странах, тем не менее, это полезный способ повышения гражданской активности.

В контексте «Индекса лучшей жизни» явка избирателей помогает измерить, каким образом гражданская активность влияет на благосостояние людей и общества. С этой точки зрения высокая избирательская активность отображает волю большого числа лиц (вне зависимости от факторов, которые, на самом деле, вызывают такое интенсивное участие).

Для получения дополнительной информации об оценочных показателях и сравниваемых годах см. раздел часто задаваемых вопросов.

Консультации по вопросам разработки правил

Прозрачность при обмене информацией, а также открытый доступ к нормативно-правовым актам способствует повышению уровня подотчетности правительства, улучшению условий для бизнеса и росту общественного доверия к государственным учреждениям. На самом деле, нормативно-правовые акты государства содержат большое количество информации об организации общества, правилах игры и принятых политических решениях. Если граждане имеют доступ к нормативно-правовым актам и понимают их, они с большей вероятностью будут участвовать в законодательном процессе и соблюдать правила.

Показатель «Консультации по вопросам разработки правил» описывает степень того, насколько формальные консультационные процессы интегрированы в нормативный и законодательный процессы. Показатель составлен на основе сводного индекса, созданного с использованием различной информации относительно открытости и прозрачности консультационного процесса. Показатель ссылается на существование ведомственных норм, однако не отображает эффективность таких методик.

 

http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/topics/civic-engagement-ru/


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: