Развитие методов толкования Библии и разъяснительной проповеди: от Реформации до наших дней

В категориях: Трудные места


3. Джеймс Ф. Ститцингер

 

В первые десятилетия после победы Реформации в Европе разъяснительная проповедь как метод просвещения, обучения и назидания верующих становится преобладающим в протестантских церквях.

Выдающимися представителями разъяснительной проповеди стали Джон Джилл (1697—1771), который опубликовал девять томов разъяснений в период между 1746 и 1763 г., и Мэтью Хенри (1662— 1714). Оба они находились под значительным влиянием пуританства. В последующие пятьдесят лет наиболее заметными исключениями из тематических проповедей были труды Эндрю Фуллера (1754—1815)," Роберта Холла (1764—1831), Джона Брауна (1784—1858),"" Джона Эади (1810— 1876) и Александра Карсона (1776—1844). Эади широко известен, благодаря своим комментариям, составленным в результате его замечательного служения проповедника. Карсона часто считают мастером разъяснительной проповеди на уровне Александра Макларена.

Во второй половине девятнадцатого века в Британии и Америке появилось несколько значительных разъяснителей Библии, среди которых можно назвать Джеймса X. Торнуэлла (1812—1862) и Джона А. Бродаса (1827—1895). Бродаса называли «Царем разъяснителей». Он описал свои принципы разъяснительной проповеди в труде «О подготовке и проведении проповеди», 1870 г. В последующих изданиях этой книги уже нет первоначальной страсти и ценности. ' Бродас считал, что надо проповедовать «определенные доктрины Библии и... обильно объяснять библейский текст».

Другие представители этого периода — Джон К. Райл (1816—1900),'" Чарлз Дж. Вогэн (1816—1897), Александр Макларен (1826—1910), Джозеф Паркер (1830—1902) и Чарлз Хаддон Сперджен (1834—1892).

Джеймсом Хастингсом. Хастингс издал несколько словарей, энциклопедий и собраний комментариев, которые, способствовали развитию разъяснительной проповеди.

Тридцать два тома проповедей, изданных Александром Маклареном, а также значительный вклад, который он внес в «Библию разъяснителя», очень высоко ценятся по сей день.

Чарлз Хаддон Сперджен пользуется большим уважением как проповедник и разъяснитель. Он произнес более 3560 проповедей, которые составили шестьдесят три тома сборника «Кафедра Скинии Метрополитен», выходившего с 1855 по 1917г. Хоть он настаивает на верном разъяснении текста, его экзегетика иногда сложна. Уэббер делает такое сравнение:

Его проповеди отличались от проповедей Ф. У. Робертсона. Робертсон усердно изучает текст, исследует его и извлекает из него истины. Сперджен переворачивает этот процесс. Он выбирает свой текст и затем стремится сгруппировать вокруг него тесно связанные библейские истины... (иногда подчеркивая учение), хотя в его тексте они и не упомянуты.

Сперджен считал героем и образцом для подражания Уайтфилда, хотя его проповеди были скорее тематическими и богословскими, чем разъяснительными. Подлинно разъяснительный труд Сперджена — «Сокровища Давида», в котором он тщательно разъясняет стих за стихом и дает «советы для проповедников».

Двадцатый век дал нам несколько замечательных разъяснителей Библии, среди которых наиболее выдающими являются: Харри Аллан Айронсайд (1876—1951), Дональд Грей Барнхауз (1895—1960), Джеймс М. Грей (1881—1935), Уильям Белл Райли (1861—1947), Уэлли Амос Крисуэлл (р. 1909), Джеймс Денни (1856—1917), Джордж Кэмпбелл Морган (1863—1945), Уильям Грэм Скрогги (1877—1958), Д. Мартин Ллойд-Джоунс (1899—1981), Джон Роберт Уолмсли Стотт (р. 1921) и Джеймс Монтгомери Бойс (р. 1938).

Дж. Кэмпбелл Морган был прекрасным разъяснителем Слова, и его труды полны богатых примеров и объяснений. Морган читал и изучал всю Библию, и его разъяснение основывалось на тщательной экзегетике, произведенной в свете всей Библии. Морган так выражает свое отношение:

Понятно, что проповедники должны проповедовать Слово. Вы скажете, что это значит проповедовать Библию. Так ли это? Да. Но все ли это? Нет. Да, это именно так. Но хочется чего-то большего, еще большего. Слово — это выраженная или открытая истина. Слово — не то, что я обнаружил сам с помощью своих умственных способностей. Слово — это нечто, что я могу понять интеллектуально, потому что оно было выражено... И вот что мы должны проповедовать: откровение Бога, Его истину, как она была выражена. Мы должны приступать к христианскому служению исходя из того, что Бог проявил Себя в Своем Сыне, и Библия — Его литература самовыражения. Если мы потеряем такое отношение к Библии, мы потеряем Христа как конечное откровение... Если в проповеди не удалось дать некое толкование святой истины, значит, она не удалась... Проповедь — не провозглашение теории или обсуждение вопросов, вызывающих сомнение... Рассуждения — это не проповедь. Ряд отрицаний — тоже не проповедь. Проповедь — это провозглашение Слова, истины как та была открыта.

Морган считал, что Библия абсолютно истинна, и посвятил свою жизнь ее тщательному разъяснению, о чем свидетельствуют многочисленные опубликованные им толкования.

Д. Мартин Ллойд-Джоунс был одаренным разъяснителем, который рассматривал проповедь не как «новое наставление для каждого богослужения, но просто как продолжающееся разъяснение книги Библии». Его проповеди основывались на доскональной экзегетике и отличались тщательной формулировкой значения и применения текстов. Он продолжил традицию Джозефа Паркера и Александра Макларена. Ллойд-Джоунс издал значительную книгу о разъяснительной проповеди, в которой есть глава под названием «Первостепенная важность проповеди».

По-моему, работа проповедника — высочайшее и наиболее славное призвание, какое только может получить человек. К этому можно добавить только, что, без сомнения, истинная проповедь — это сегодня самая насущная нужда христианской церкви, да и всего мира.

Ллойд-Джоунс знал, что ничто не может заменить разъяснение Слова для церкви. Он различал три типа проповеди (благовествование, наставление в учении и чистое наставление), но считал, что все три должны быть разъяснительными, как в подготовке, так и в представлении их людям. Всю свою жизнь он уделял максимальное внимание разъяснению Библии, что очевидно для каждого исследователя его жизни.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: