Библейское основание автономии поместной церкви
В категориях: Общество, Церковь и власть

Найджел Райт
Мы здесь не собираемся оспаривать, что есть только один способ прочтения новозаветного свидетельства: существуют различные пути полноценного существования церкви. Но конгрегационный способ претендует на более широкий охват, который минимизируется альтернативами.
То, что претендует на истинность в отношении Нового Завета и что является «наиболее законным во время новозаветнего периода, не может быть незаконным сегодня».
Аргумент Иисуса
Первая строка аргумента, самая сильная, исходит из учения Того, Кто сейчас превознесен как Глава церкви и Кому, следовательно, должно быть позволено определить, что есть церковь. Мы уже отметили важность церковной традиции в отрывке Мф.18:15-20, в котором Иисус говорит ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» и «что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Все это — потому, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это отмечает общение правящей власти с церковью, способность принимать и применять решения по руководству с духовной уверенностью. Важно заметить, что все просьбы и решения имеют потенциал только потому, что они делаются во имя Иисуса, т.е. в соответствии с тем, что известно о Его воле, характере и цели, и в Духе, в Котором продолжается Его присутствие.
Мы также должны размышлять над употреблением слова «согласиться», которое означает гораздо больше, чем внешнее, формальное соответствие, а именно — согласие сердца, глубокое и духовное единство цели и желания. Это — беглый взгляд на работу духовного сообщества, которое знает, как открывать глубины общения с Богом и друг с другом в процессе распознавания ума Христова. Это — единство Духа в союзе мира12. Там, где существует такое духовное согласие, церковь имеет власть перед Богом и эффективна в молитве. Церковь оптимально функционирует, когда не только ее руководители, но и все тело находится в подобном духовном согласии. Встречаясь во имя и в Духе Христа, церковь обладает авторитетом в отношении своих членов. Церковь способна связывать и разрешать, что означает позволять или запрещать, в соответствии с Писаниями. Она компетентна принимать решения, которые будут принадлежать Богу, и практиковать власть от имени Бога в своей собственной сфере компетенции. Здесь — основание ее веры, что власть в церкви принадлежит всему собранию, а не исключительно некоторым внутри него.
Иисус отверг элитный и авторитарный подходы к руководству и призвал Своих учеников делать то же самое. Это очень ясно в Мф.23:812, где Он говорит Своим последователям, что им не следует называться «равви», «отец» или «учитель», потому что у них есть один Учитель и Отец в Боге и один Учитель в Мессии. Более того, «если вы все ученики» (или «братья»), то «больший из вас да будет вам слуга» (ст.8,11). Этими словами Иисус ниспровергает патриархальные и иерархические структуры, заменяя их среди Своих учеников чем-то более равноправным и общественным. Все формы само возвышения неприемлемы в сообществе, которое Он основал (ст.12).
Большую часть своей истории церковь предпочитала полностью игнорировать эти слова. У нас сейчас такая ситуация, когда намерения Иисуса стали всем, кроме необходимости, дав место сверхструктуре, построенной нами над ними. Иисус намеревался организовать общину, в которой превосходство Христа не должно было затмеваться постоянной человеческой тенденцией поиска статуса и положения. Именно концепция церковного собрания имеет наибольший потенциал для более близкого подхода к этому, распространяя авторитет Христа среди своих членов. Такое собрание наиболее способно проверить притязания своих членов и дать место Христу в своей среде. Именно простота церковного собрания являет гармонию с учением Иисуса.
Аргумент новозаветного церковного богословия
То, чему учил Иисус, подтверждается церковным богословием и христианской жизнью Нового Завета. Разберем четыре аспекта по этому поводу.
(a) Новый Завет учит, что лишь Иисус Христос является Главой церкви13. Все церкви принципиально принимают это, но не все соглашаются с тем, что это подразумевает. То, что Христос — Глава, означает, что церковь во всех своих частях, органически связана с Духом Иисуса Христа, от Которого она берет свою духовную жизнь. Никакой другой человек или группа людей не исполняют этой функции, и живое руководство Христа не должно затмеваться убеждением, что Он использует посредников, чтобы вселить Свою жизнь в тело. Его правление осуществляется над каждой частью, а не немедленно через систему делегатов. Христос не направляет Свое господство, но сохраняет его как Свое. Это оспаривает форму церковной жизни, признающую непосредственное участие людей в жизни главы как священников, пророков и царей.
(б) Новый Завет делает акцент также на служении всех верующих. Священство имеет два измерения. Оно приносит доступ к Богу и способность служить народу Божьему. Это формирует основание учения Павла о духовных дарах в 1Кор.12: «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (ст.7). Среди перечисленных даров — мудрость, знание (ст.8), пророчество и различение духов (ст.10). По мере того как эти дары будут проявляться через любого верующего по избранию Духа, указывается на доступ всех к процессам различения и принятия решений поместной церковью и на факт, что все могут служить этим телу.
(в) Подобно этому — учение о помазании всех святых, как написано в 1Ин.2:20 и 27. Иоанн учит, что те, кто верует, имеют помазание Святого и что «знают все». Иоанн здесь противодействует влиянию лжеучителей, которые притязали на истинное знание и подвергали сомнению компетентность верующих в отношении того, чтобы знать волю Бога без них. Его отклик подтверждает, что они уже знают о проповеди евангелия, чтобы подтвердить, что помазание, полученное ими от Духа, пребывает в них. Следовательно, им нет нужды попадать под влияние сильных личностей: они могут доверять собственному суждению в духовных вопросах против тех, кто выдвигает исключительные притязания на истину.
(г) Заключительная сфера, имеющая отношение к христианской жизни, в большой степени пренебрегается. Она относится к способности принимать благочестивые решения в соответствии с Божьей волей, что является целью и знаком духовной зрелости.
Это, в частности, относится к Евр.5:11-14, где автор упрекает еврейских христиан в незрелости, которая все еще приводит их к потребности в молоке, как если бы они были духовными младенцами. Он далее говорит: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (ст.14). Способность к этическим суждениям и решениям является знаком зрелого христианина. Это конфликтует с мнением тех, кто говорит, что признак зрелости — желание подчинить свои решения, принимаемые другими от их имени. Результат того — незрелые христиане, которые знают, как поступить, когда им говорят, но не умеют думать. Новозаветное богословие церкви учит, что церковь должна быть сообществом учеников, возрастающих в уверенности, понимании и способности вносить эффективный вклад в управление собранием. Также может быть и такое, что молодые церкви должны будут сильно ухватиться за контуры христианской истины и им потребуются более высокие уровни руководства.
Цель каждого собрания, однако, — сделать его зрелым и заставить работать в полную силу своих возможностей. Это мы наблюдаем в Книге Деяний.
Аргумент из примера ранней церкви
Новозаветная теология не остается в сфере теории, но выражается через настоящую жизнь, которую мы находим в ранней церкви. Мы здесь не говорим о том, что все решения церкви были всего лишь приняты всем собранием, но мы находим, что в определенные времена и по стратегическим причинам всем людям было необходимо участвовать в принятии важнейших решений. Здесь выделяются три случая:
Деян.6:17. Здесь церковь в Иерусалиме столкнулась с трудностями, которые угрожали отделить тех, кто говорил по-еврейски, от тех, кто говорил по-гречески. Прорывались зависть и подозрения, и то, что апостолы говорили по-еврейски, не помогало. Их решением стало «созвать множество учеников» (ст.2) и возложить на них ответственность выбрать семерых из их числа, которые будут помогать поддерживать единство церкви через беспристрастное служение. Апостолами были определены критерии выбора, но настоящий отбор был сделан церковью. Как именно это было сделано, не записано. Мы знаем, что апостолы предоставили церкви принимать решение, подтвердили его и работали с ним, как только оно было принято, и что, как следствие, церковь все более и более возрастала (ст.7).
Это — пример принятия решения собранием в отношении важнейшего вопроса назначения руководителей. Ситуация была щекотливой из-за потенциальных разделений, но решение было мудрым. Избранные были греко-говорящими (ст.5) и вызывали доверие той части церкви, которая чувствовала себя в пренебрежении. Весь процесс — это пример практической мудрости со стороны апостолов и церкви, чего, несомненно, хотел от нее Лука, и возможный образец для сегодняшних действий. Здесь также присутствует здоровый баланс авторитетов: апостолы назначались Христом и определяли территорию, в пределах которой церковь будет принимать решения, а также оценивали их, как только они определялись. Авторитет собрания сегодня также ограничивается авторитетом Писания и содержанием веры, переданном ему. В этих пределах и по их причине, оно имеет свободу принятия решений.
Деян.11:2930. Здесь мы обнаруживаем церковь в действии, когда она отвечает на конкретную нужду. Пророк Агав предсказал голод, и ученики в Антиохи приняли решение, очевидно спонтанное, внести деньги по способности каждого, чтобы помочь церкви в Иудее. Это — пример творческой инициативы, исходящей из тела верующих в ответ на нужду. Они также приняли решение отправить свои пожертвования в Иерусалим руками Павла и Варнавы (ст.30), для которых это было частью их развития в служении. Снова здесь наблюдается баланс авторитетов, на этот раз между харизматическим авторитетом пророка и авторитетом церкви, которая обдуманно отвечает на данное слово и достигает согласия в отношении действия».
Деян.15:135. Здесь мы находим одно из воистину великих решений церкви, которое сформировало последующее христианство. Существование христианской веры, как этнически вместительного и международного сообщества, явилось результатом Иерусалимского Совета, первого экуменистического церковного совета. Решалась судьба отклика на аннулирование еврейских этнических предрассудков, с которых началась церковь, и равноправного включения в церковь верующих из язычников. В Иерусалиме апостолы и пресвитеры были вовлечены в спор и пришли к определенным решениям, чтобы принять язычников и сделать возможным застольное общение между евреями и язычниками.
Неудивительно, что апостолы и пресвитеры церкви возглавили дебаты по причине своего призвания, опыта и положения. Сам спор был попыткой примирить полученные интерпретации традиции с живым свидетельством наблюдения Божьей работы среди язычников. В этом процессе был достигнут новый способ прочтения Писаний в свете опыта, который был несомненно божественным, прочтения, которое твердо охватывало Божье желание включить язычников в историю спасения. В Деян.15:22 читаем: «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избравши из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою». Данная церковь была церковью в Иерусалиме, которая после тщательного обдумывания и обсуждения подтвердила принятые заключения. Снова проявилась забота в назначении ответственных людей для их представительства.
Эти примеры показывают церковь, творчески вовлеченную в ответ Духу Божьему даже до степени принятия решений, которые влияли на ее руководство, программу, саму ее природу и будущее.
Отрывки подтверждают гибкую модель конгрегационного принятия решений, но не такую, которая требовала, чтобы каждое решение, каким бы малым оно ни было, одобрялось телом церкви. В разумении переданной им апостольской веры мы находим церковь вовлеченной в стратегические решения политики в определенные времена, и далее, передачу их исполнительной работы ответственным людям, должным образом назначенным.
Аргумент христианской свободы
По причине того, что евангелие говорит о свободе, данной нам во Христе, свобода во всех своих аспектах должна быть ценностью, к которой церковь стойко призвана. Призыв Павла в Гал.5:1 (не «подвергаться игу рабства») должен звучать в наших ушах. Христос освободил нас для свободы. Есть много сетей рабства, которые представляют себя служителями свободы. Павел имел в виду ту легалистскую религию, которая учила, что они могут принадлежать к народу Божьему, только если все требования закона были соблюдены. Свобода во Христе имеет много разветвлений, но все они сводятся к следующему: мы никогда не должны допускать никого другого, как только Христа, к господству над нашей жизнью, будь то религиозный закон, политическая сила, харизматическая личность или церковная организация, «священная власть». Лишь во Христе мы находим конец того, для чего мы были сотворены. Чтобы эта свобода не была понята как восстание, Павел объясняет: «Только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу»14. Подчинение Христу включает должное уважение к тем, кого Он посылает как Своих служителей, но их задача — не становиться между верующим и Христом.
Церковный порядок должен быть установлен таким образом, чтобы способствовать свободе христианина. Свобода должна праздноваться, а не подвергаться зависти, как если бы она была прискорбной необходимостью, о которой можно жалеть.
Люди не присоединяются к церкви добровольно, чтобы впоследствии потерять свою свободу. Жизнь церкви построена на продолжающемся единодушии и согласии своих членов. Это то, что церковный порядок выдвигает для воплощения и поддержки. Но свобода — это не лицензия или анархия. Затем было сказано: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Это — не запись желательного положения вещей, но — безбожного. Церковный порядок — это порядок, путь водительства Божьего в знак признания Божьего суверенного правления.
АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007
Добавьте свой комментарий