Боже мой! Приди и спаси, не замедли

В категориях: Спаси и защити


Уильям Макдональд

Псалом 39

Знакомое многим изречение "жертвы и приношения Ты не восхотел" (ст. 7-9) этого псалма указывает на мессианскую природу этого псалма; оно приводится как слова Господа Иисуса в Евр. 10:5.

Однако данный псалом порождает затруднение, обусловленное тем, что в его первой части речь идет о Воскресении, тогда как заключительная часть, судя по всему, возвращается к страданиям на кресте. Объяснить такой переход нелегко. Некоторые полагают, что в первых стихах Спаситель предвосхищает Свое воскресение и говорит о нем так, как если бы оно уже произошло. Другие понимают завершающую страстотерпную молитву псалма как молитву верного остатка Израиля во время Великой скорби. В нашем анализе мы будем весь псалом соотносить с Господом Иисусом, сначала применительно к Его воскресению, а потом применительно к Его крестным мукам. Если такое нарушение хронологического порядка смущает нашу западную рассудочность, пусть нас утешит осознание того факта, что на Востоке подобную временную упорядоченность зачастую не считают чем-то существенным.

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой»; Это слова из уст Мессии Иисуса. Он твердо уповал на Своего Господа в том, что Господь услышит Его молитву и избавит Его от смерти. Даже наш благословенный Господь не всегда получал незамедлительный ответ на Свои молитвы. Но Он понимал, что задержка не обязательно означает отказ. Бог отвечает на молитвы в то время, которое лучше всего подходит для осуществления Его замысла о наших жизнях.

Спаситель сравнивает величие Своего воскресения из мертвых с выходом из страшного рва и из тинистого болота. Кто в силах описать, что означает для Подателя жизни выйти из гроба Победителем греха, сатаны, смерти и могилы живым вовеки!

Хотя спасение Христа было событием уникальным, в каком-то смысле все мы способны ощутить величие Бога, вытаскивающего нас из канав и колдобин на нашем жизненном пути. Как все мы знаем, в жизни хватает разных глубоких ям. Необращенному человеку, который Святым Духом осознал свою греховность, предстоит выбираться из особенно страшного рва. Вероотступник тоже попадает в коварную топь. Существуют болота болезни, страданий и скорбей. Очень часто, когда мы нуждаемся в наставлении, мы словно бы бродим по дну темницы. И, разумеется, иногда мы тонем в трясине утрат, одиночества и уныния. Бывают незабываемые моменты, когда мы молимся и взываем, и стонем, но ничего словно бы не происходит. Мы должны научиться на примере нашего Спасителя терпеливо ждать ответа от Господа. В Его времена и сроки, на Его путях мы получим Его помощь, Он извлечет нас изо рва, поставит на камне ноги наши и утвердит наши стопы.

Подчеркнем, что Бог есть также источник нашей хвалы, а не только ее объект. Он вкладывает в уста наши новую песнь, это песнь хвалы Богу нашему.

Наше спасение побуждает нас не только воздавать хвалу Богу, но и свидетельствовать для других людей: "увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа". Как ни в каком другом случае, это верно по отношению к воскресению Господа Иисуса. Задумаемся о нескончаемой череде пилигримов веры, которых обратило к Богу живому чудо опустевшего гроба!

Думая о тех, кто вкусил и убедился, как благ Господь, воскресший Искупитель провозглашает одну из величайших, одну из фундаментальнейших истин духовной жизни: "блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою..." Подлинное счастье и полнота жизни приходят только через веру в Бога. Иначе и быть не могло. Мы так созданы, что можем понять свое предназначение только тогда, когда признаем Бога нашим Господом и Наставником. Об этом хорошо сказал Паскаль: "В человеческом сердце есть пустота, сформированная Богом". Августин писал так: "Ты сотворил нас, Господь, для Себя, и наше сердце не найдет покоя, пока не успокоится в Тебе!"

Блаженный человек не только обращается к истинному Богу; он отвращается от гордых людей и последователей ложных богов. Его не вводят в заблуждение две величайших иллюзии в жизни представления о том, будто бы достижения гордого человека имеют значение, и что ложные боги меркантильности, гедонизма и сексуальной распущенности способны принести удовлетворение человеческому сердцу. Блаженного человека больше волнует Божье одобрение, а не людское, он понимает, что всю полноту счастья можно обрести только в приобщении к Богу, а не в обществе тех, кто поклоняется идолам в языческих капищах.

Сказанное приводит Мессию к мысли о том, как бесчисленны милости Божьи. О чудесах и помышлениях Его, направленных на благо Его народа, невозможно говорить в терминах количественно исчислимого. Ибо кто способен описать со всеми бесконечными подробностями устройство сотворенной Им природы? Кто в силах полностью перечислить хотя бы самые примечательные случаи Его провиденциального вмешательства? Кто может постигнуть беспредельность Его духовных благословений, а это избрание, предназначение, оправдание, искупление, умиротворение, помилование, прощение, спасение, рождение свыше, наполнение Духом, запечатление Духом, залог Духа, помазание, освящение, богосыновство, наследование, прославление "хотел бы я проповедывать и говорить, но они превышают число".

Когда все милости Твои, мой Боже, Моя спасенная душа обозревает,

То с трепетом любви и изумленья дрожью Господню славу воспевает.

Джозеф Аддисон

 

Как мы уже говорили, стихи 7-9 свидетельствуют о существенно мессианской природе данного псалма. Из Евр. 10:59 мы узнаем, что эти слова были сказаны Сыном Божиим, когда Он пришел в этот мир. По сути дела, речь идет о том, что уже тогда, когда Бог установил для народа Израиля жертвы и приношения, они вовсе не соответствовали Его конечной цели. Они применялись в качестве прототипов, прообразов того лучшего, что появится впоследствии. Как временная замена, они сыграли свою роль. Но Бог никогда не был по-настоящему удовлетворен ими; они не были для Него достаточно совершенны, так как не обеспечивали окончательного решения проблемы греха. Понимая, что всесожжение и жертва за грех изначально не могут дать желаемого, Бог открыл поэтому уши Своему возлюбленному Сыну. Это выражение означает просто, что Спаситель был готов к тому, чтобы слушать и выполнять волю Своего Отца. Именно так, с добровольной готовностью к послушанию, Христос и вошел в этот мир.

В примечании к переводу ЛБ дан другой вариант фразы "Ты открыл мне уши" "Ты пронзил (проколол) мне уши". Некоторые толкователи полагают, что это ссылка на еврейского раба в Исх. 21:5, 6. Если раб не хотел на седьмой год получать свободу, ему прокалывали шилом ухо у дверного косяка, и тогда считалось, что он должен остаться у своего хозяина навеки. Христос, как исполнение прототипа, в Своем воплощении добровольно стал рабом (Флп. 2:7) и продолжит служение Своему народу, когда придет снова (Лк. 12:37).

При цитировании в Евр. 10:5 фраза "Ты открыл мне уши" изменена так: "Ты... тело уготовал Мне". Что касается авторитетности такой замены, то у Святого духа, которым сначала были вдохновлены эти слова в Псалме 39, бесспорно, есть право пояснить их при повторе в новозаветном тексте. В буквальном переводе древнееврейское выражение "раскрыть ухо", возможно, следует понимать как фигуру речи, в которой часть (в данном случае ухо) подразумевает целое (в данном случае тело; эта фигура называется синекдохой). Новый Завет расширяет и проясняет его смысл по отношению к Воплощению.

Когда Христос стал Человеком, это было не смиренным подчинением, а радостным устремлением сердца.

При этом Он сказал: "вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце". От начала до конца Ветхого Завета предсказывалось не только то, что Христос придет в этот мир, но и то, что Он придет со стремлением охотно и ревностно исполнять волю Божию. Он не просто сознавал волю Божию разумом она была запечатлена в самом Его сердце.

39:10, 11 Эти стихи описывают Его земное служение. Он возвещал правду о спасении в собрании великом, то есть в доме Израиля. Он не утаил ничего из того, что Бог предначертал Ему провозгласить. Он не умалчивал великие истины о спасающей Божией помощи, о Его вечной верности и неизменной любви.

Оставшиеся стихи псалма (12-18), как мы понимаем, возвращают нас к распятию. Мы слышим, как Спаситель взывает к Богу самым пронзительным и мучительным стоном. Этот призыв тесно связан со словами предыдущего стиха 11. Связь здесь такая: "Я сказал людям о Твоем спасении, о Твоей верности и Твоей неизменной любви. Теперь, чтобы не опроверглось Мое свидетельство не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня. Да охраняют они Меня непрестанно!"

Непосредственной причиной Его отчаянного призыва стали постигшие Его гибельные муки Голгофы. Эти беды неисчислимые были связаны с неисчислимыми грехами причинно-следственной связью. Но когда Он говорит: "беззакония мои...", мы обязательно должны помнить, что это, по сути дела, были наши беззакония те грехи, за которые Он взялся заплатить ужасную цену. Страдания Его были столь велики, что сердце Его не выдерживало. Кто из нас в состоянии представить себе всю мучительность той агонии, которую Он претерпевал, чтобы мы могли быть прощены и помилованы!

Оказавшись на этой роковой грани, Христос стучит в небесные врата с мольбой о помощи о немедленной помощи. Он как бы взывает: "поспеши, Господи, избавить меня, [избавить немедленно!]". Такие просьбы безотказны. Они подвигают божественное Всемогущество к действию.

По поводу Своих врагов Он просит, чтобы их наказание соответствовало их преступлениям. За их покушения на Его жизнь они должны быть посрамлены и пристыжены. Он молится, чтобы желающие Ему зла получили отпор и были преданы посмеянию. Злорадствующих по поводу Его несчастий Он хотел бы видеть пришедшими в смятение из-за их собственного унижения. Если кто-нибудь возразит мне, что подобные чувства не сочетаются с образом Бога любви, я только напомню, что человек, отвергая эту любовь, сознательно выбирает наказание самому себе.

В отношении друзей Бога Христос молится о том, чтобы они всегда могли радоваться в Господе. Пусть все ищущие Бога радуются и веселятся в Нем, и любящие спасение Божие говорят непрестанно: "велик Господь!"

О Себе Христос говорит, что силы Его иссякли, что Он в отчаянной нужде. Но утешает Его то упование, что Господь думает о Нем. Как сказал кто то, "Нищета и нужда - не препятствие для помыслов Божиих".

Что касается Самого Бога, Он помощь и избавитель для Своего возлюбленного Сына. В финальном аккорде молитвы Господь Иисус взывает: "Боже мой! не замедли". И Бог не замедлит с ответом. Уже на третий день Отец, склонившись, спасет Его из страшного рва, как мы видели в первой части псалма.

Мы, таким образом, убеждаемся, что в этом псалме сначала появляется ответ на молитву, и только потом сама молитва. Это яркая иллюстрация к обетованию: "Прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу" (Ис. 65:24).

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.Christliche LiteraturVerbreitung e.V. Postfach 110135 • 33661 Bielefeld

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: