Похвала от Бога

В категориях: Спаси и сохрани


С. Г. Кузнецов

Одним из терминов Нового Завета, который означает похвалу, является слово ercmvo; (эпайнос). Оно переводится как «похвала, восхваление, одобрение, поощрение , похвальное слово».

В смысле «поощрение» это слово использует Апостол Пётр, когда призывает верующих быть послушными светским властям как от Бога «посылаемым для наказания преступников и для поощрения (ernivov) делающих добро» (1 Пет. 2:14). Также и Апостол Павел пишет: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу (enravov) от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:3-4). В смысле «восхвалять» глагол ёлап'ёю (эпайнео) употреблен Павлом при цитировании Псалма 116: «Хвалите Господа, все язычники, и прославляйте (ёпalvесaтюсav) Его, все народы» (Рим. 15:11).

Нас интересует похвала от Бога, которая упоминается в 1 Пет. 1:7, Рим. 2:29, 1 Кор. 4:5 и похвала Богу в Еф. 1:6-14 и Фил. 1:11.

В первой группе текстов, где говорится о похвале верующих от Бога, явно виден призыв к святому образу жизни, который и будет одобрен Богом. Апостол Петр пишет: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале (ei; enxavov) и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7). Павел призывает не судить никого никак, предоставив весь суд Богу: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).

Из этих текстов видно, что похвалу верующие получат, когда Господь придет и осветит скрытое во мраке. Другая очевидная мысль, что для похвалы нужно поступать соответствующим образом, т.е. сохранять веру, переносить искушения (1 Пет. 1:7), жить по воле Божьей (Рим. 2:23) и не посягать на роль Судьи (1 Кор. 4:5).

Для полного понимания сути похвалы или одобрения от Бога, нужно внимательно посмотреть на вторую группу текстов, говорящих о похвале в отношении Самого Бога и Его благодати. Наиболее ярко эту идею выразил Апостол Павел в Еф. 1:3-14 «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа». Фраза «к похвале славы Его» повторяется трижды с некоторыми интервалами в Еф. 1:3-14. Павел акцентирует внимание читателей именно на этой цели Божьих милостей. Верующие, обретя великие обетования, воздадут Богу хвалу, понимая, что только Его благодать и милость являются настоящей причиной таких щедрых подарков. Но Павел не просто рисует картину будущего, он дает, с одной стороны, утешение в скорбях, а с другой стороны, показывает определенный ориентир для христианской жизни и служения. Конечная цель жизни и служения - похвала и прославление Бога.

Если теперь сопоставить похвалу от Бога для христиан и похвалу Самому Богу, то напрашивается следующий вывод: праведная христианская жизнь будет одобрена Богом, поскольку в ней на деле проявляется действие Божьей благодати, что ведет в итоге к восхвалению Самого Бога. Проще говоря, похвала христианину будет за те дела, которые приносят Богу славу. Главная суть этой похвалы в том, что Богу понравятся праведные дела, и Он это как-то выразит. Как любящий сын желает угодить отцу и ожидает его одобрения, так и христианин ждет одобрения своих поступков от Бога. Само это Божье одобрение и станет радостным вознаграждением.

Многие христиане в течение своей жизни подвергались насмешкам и упрекам со стороны мира, а некоторые были осуждены или даже казнены за веру. Но Бог даст справедливую оценку каждого действия. Он одобрит многие дела, которые не нашли одобрения на земле, и наоборот, не одобрит многое из того, что ранее было принято с похвалами.

Так и фарисеи смеялись над учением Христа, но Он дал им оценку: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лук. 16:15). Фарисеи смеялись над распятым Мессией, говоря: «Других спасал, а Себя не может спасти» (Мк. 15:31) Но Бог Отец дал совсем другую оценку распятию Иисуса: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11).

Подобным образом произойдет и с теми верующими, которых Бог публично похвалит перед всеми. Все ложные обвинения будут сняты, а насмешки сменятся похвалой. Именно это одобрение и должно стать ориентиром для всякого христианина в его поступках, чтобы жить «угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фес. 2:4).

Итак, похвала или одобрение ожидает тех из нас, кто исполнял волю Божью. Чем больше наша жизнь соответствует воле Божьей, тем больше будет и Божье одобрение. Похвала от Бога имеет колоссальную ценность, однако Бог решил не ограничиваться одной только похвалой. Он пообещал верующим еще и другие награды.

 

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: