Современные разъяснители Библии и разъяснительная проповедь

В категориях: Трудные места


Джеймс Ф. Ститцингер

Величайшая осторожность в подобном обзоре необходима, когда мы подходим к современным разъяснителям. Их история еще не завершена, потому что служение продолжается. Тем не менее, исторический обзор не будет полным без попытки оценить явный вклад в дело разъяснительной проповеди некоторых проповедников, которые заслуживают признания и по завершении служения несомненно войдут в «учебники истории».

Джон Р. У. Стотт, один из таких проповедников, следовал той же традиции, что и Ллойд-Джоунс. Он сказал по поводу проповеди:

Истинная христианская проповедь (под которой я понимаю «библейскую» или «разъяснительную» проповедь, как объясню далее) чрезвычайно редка в современной церкви. Вдумчивые молодые люди во многих странах просят ее,

Недавно Стотт объявил о несогласии с ортодоксальной доктриной вечного наказания грешников, что показывает, какую осторожность надо проявлять при оценке современных разъяснителей. Надеемся, что он откажется от одобрения теории полного уничтожения и вернется к ортодоксальной точке зрения, которой придерживался ранее.

Стотт следующим образом защищает важность разъяснительной проповеди: Сам я не придерживаюсь мнения (иногда даже выступаю против него), что разъяснительная проповедь является всего лишь одной из возможных. Я считаю, что каждая истинно христианская проповедь должна быть разъяснительной. Конечно, если под «разъяснением» мы понимаем толкование длинного фрагмента Писания стих за стихом, тогда действительно это только один из нескольких способов проповеди, но это было бы неверным пониманием слова. Строго говоря, слова «разъяснительная проповедь» имеют более широкое значение. Они относятся к содержанию проповеди (библейская истина), а не к стилю (беглый комментарий). Толковать Писание — значит выбирать текст и разъяснять его. Разъясняющий раскрывает то, что кажется скрытым, проясняет непонятное и распутывает запутанное. Противоположность разъяснению — это «навязывание» того, чего в тексте нет. Рассматриваемый текст может представлять собой стих, предложение или даже одно слово. Это может быть стих, или абзац, или глава, или целая книга. Величина текста неважна, главное, что он библейский. Важно, что мы делаем с ним.

Стотт предлагает современному исследователю разъяснительной проповеди неоспоримые доводы о характере и содержании истинной библейской проповеди. Они заслуживают пристального внимания.

Другой пример современного разъяснителя Библии — Джон Мак-Артур-младший. Некоторые считают его самым выдающимся американским толкователем конца двадцатого века, продолжающим традицию Ллойда-Джоунса. В настоящее время он выпускает разъяснительные комментарии ко всему Новому Завету. Он определил эти комментарии следующим образом:

Моей целью всегда было как можно ближе подойти к Господу в понимании Его Слова и на основании своего опыта объяснить людям, что значит каждый отрывок... Главная задача моего служения, таким образом, — помочь сделать живое Слово Бога живым для Его людей. Это волнующее приключение. Серии комментариев к НЗ требуют объяснения и применения Писания. Некоторые комментарии прежде всего лингвистические, другие — богословские, а некоторые — главным образом гомилетические. По сути своей это толкования, или разъяснение. Это не лингвистический научный комментарий, хотя он связан с лингвистикой, которая помогает правильно понимать текст. Это не богословский труд, он рассматривает основные доктрины каждого текста и их соотношение с остальным Писанием. Это не гомилетика в чистом виде, хотя каждая идея, рассматриваемая в отдельной главе, отличается ясной схемой и логическим построением

Мак-Артур рассматривает разъяснительную проповедь как связанную прежде всего с содержанием Библии. Он замечает:

Библия — это Слово Божье. Она исходит от святого Бога. Она отражает мысли, чувства и волю Бога и, как таковая, должна рассматриваться с громадным уважением. С Библией нельзя обращаться небрежно, к ней нельзя подходить с недостаточным прилежанием, ею нельзя манипулировать, к ней на} до подходить с чрезвычайной преданностью. Служение Мак-Артура характеризуется благоговейным обращение! с Писанием.

Можно назвать и других современных проповедников, которые заслуживают имени разъяснителей, но мы перечислили уже достаточно отличительных черт библейского разъяснения в этом обзоре, кроме того, в| этом сборнике, «Возвращение к разъяснительной проповеди», эта тема| будет рассматриваться и дальше. Мы надеемся, что число таких проповедников в ближайшее время значительно возрастет.

Изучение истории разъяснительной проповеди ясно показывает, что подобная проповедь глубоко коренится в почве Писания. Таким образом, это единственный тип проповеди, который увековечивает библейскую проповедь в церкви. На протяжении истории очень немногие хорошо известные люди разных поколений были преданы этому делу и посвятили себя служению разъяснения Библии.

Их голоса из прошлого должны вдохновить современных проповедников и побудить их строить свои проповеди в соответствии с библейскими стандартами. Писание требует от нас не меньшего, чем богодухновенного разъяснения, которое давали те достойные святые, что посвятили свои жизни этому благородному делу.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: