Христос защищает Свое евангелие
В категориях: Наставь и научи

Мы становимся верующими только в борьбе с сатаной, принимая истины Евангелия.
Он же… воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. (Мар.8:33)
Земное служение Иисуса подходило к своей кульминации. Настало время, когда ученики должны были уже не в притчах, не в иносказательной форме, а прямым текстом услышать о дальнейшей земной судьбе Сына человеческого. Их надо было подготовить к принятию истины Евангелия, такой трудной и необычной для традиционного иудея. И вот их наставник начинает рассказывать им о своих будущих страданиях, о неправедном суде над ним, казне и последующем воскресении. (Мар.8:31)
Ученики испытали настоящий шок. Как такое может случиться? Каким образом их любимый учитель, одерживающий одну за другой моральные и вероучительные победы в спорах с книжниками и фарисеями, может вообще быть причислен к злодеям? Почему этот авторитетный, всеми уважаемый человек, их любимый равви, неоднократно побеждающий духов тьмы и зла в том числе в ходе многочисленных излечений бесноватых, слепых, прокаженных и расслабленных, мог быть осужден и даже казнен? Упоминание же о его предстоящем его воскресении вообще было за гранью их восприятия, выходило за рамки их религиозного, культурного и мировоззренческого контекста.
После первой порции таких «новостей» они, очевидно подавленно молчали, не решаясь даже через свои вопросы попытаться уяснить, что Иисус имеет ввиду. И здесь Петр на правах уже признанного лидера учеников решает самостоятельно выяснить ситуацию. Но чтобы не уронить свой авторитет в глазах своих товарищей «глупыми расспросами», а возможно самому стать разъяснителем и толкователем, как ему казалось, новой мудрости от Иисуса он отводит учителя в сторонку и «без свидетелей» начинает его горячо убеждать не делать этого. И аргументов для этого у него было достаточно. Ведь Иисус – такой верный слуга Господа, так чтит закон, так много делает добра людям, и просто невозможно представить, что власти и священники его могут осудить, а тем более казнить. А раз так – тогда все его разговоры о своей скорой смерти, (если он правильно и буквально понял его) означают сугубо добровольный волевой акт, принятый самим Иисусом. А на это, Петр должен сказать своему учителю, что они не просто его очень любят, он для них - все. Уже больше двух лет как они бросили свои дома и семьи ради него, они испытывают тяготы и лишения, как и он. Нет, они не ропщут, они готовы и дальше следовать за ним, за своим равви. Но если его убьют (воскресение и его возможные теологические последствия, вряд ли вписывались в ткань рассуждений вчерашнего рыбака), то, что станется с ними? На кого он их бросает? Что, им снова придется возвращаться домой? А как же обещания о совместном служении, о приближении Царствия Божия? Если он так самопожертвенно и необъяснимо жесток с себе, то пусть хотя бы подумает о своих учениках?
Психологический контекст данной беседы «тет-а-тет» был очень напряженным и несомненно приобрел форму конфликта. Надо отметить наличие здесь еще одного важного межличностного момента, во многом объясняющего «наступательную праведность» позиции Петра. Буквально перед этой сценой Иисус спрашивает учеников, кем они Его считают. За всех, как всегда, ответил Петр – за Христа (Мар.8:29), в евангелии от Луки сказано – за Христа Божия (Лук.9, 20). Косвенно, учитель признает его правоту и просит не разглашать эту тайну. То есть психологически Иисус сразу углубляет свои отношения с учениками, и в первую очередь с Петром, переводя их в область доверительных личных связей, основанных на доступе к общей тайне, к особым знаниям, доступным лишь близкому кругу посвященных. Конечно, такая высокая оценка учителя вдохновляет Петра принять более активную позицию в его роли доброго советчика своему равви.
Судя по ответу Иисуса, Петр привел и более сильные, как ему казалось, аргументы. Он несомненно считал, что в споре с Иисусом у него имеются не только гуманные, но и сильные религиозные аргументы. Петр очевидно напомнил ему, что Он сам только что раскрылся перед ними как Христос. Здесь надо вспомнить что Христос – это не имя, а титул великой сверхчеловеческой личности – царя, помазанного на царство Самим Богом, Христос (по-иудейски Мессия) должен войти в историю человечества, чтобы переделать мир: победоносно победить врагов Израиля и отстоять законные права Божьего народа. Эти истины знал каждый иудей, в том числе ученики Иисуса.
Поэтому так ошеломлен был Петр, услышав голгофские предсказания Иисуса, который добровольно принимал не вечную славу, а унижение, не жизнь, а смерть не победоносное освобождение народа, а позорное казнь и смерть, не царский трон, а позорное судилище. Этого Петр и его ученики просто не могли вместить в себя. Мессия, очевидно, забыл о своей Богом установленной роли в истории Израиля, но он, Петр, ему все-таки напомнит об этом.
Но на самом деле Христос пришел, чтобы отдать свою жизнь за искупление, прощение и спасение всех людей и всех народов. Иисус должен был преодолеть в сознании, по крайней мере, своих учеников, традиционную иудейскую мифологию о победоносном Мессии и заменить ее на евангельскую истину об искуплении грехов человечества через голгофскую смерть Христа. Времени для этого оставалось мало.
И тут Иисус дает жесткую и даже, на первый взгляд, жестокую отповедь Петру: «Он же… воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.» (Мар.8:33).
Можно допустить, что Иисус высказал Петру не только эту жестокую фразу, однако травмированная память апостола сохранила лишь самую суть сурового ответа Христа. На первый взгляд, такие слова похожи скорее на эмоциональный срыв, а не на расчетливый ответ мудрого учителя, Почему сатана? Что имел ввиду Иисус: образное сравнение, метафору или вкладывал в это прямой смысл.
Ответ Христа относительно сатаны может нести в себе два смысла
Буквальный: да, Петр ты – сатана и тебе не место рядом со мной. Можно допустить, что за попытками Петра совершить «благое дело» стоял сам сатана. Это ему вполне под силу. И у него есть для этого мощный мотив. Иисус в самом начале Своего служения уже нанес ему поражение: «и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Матф.4:9,10). Теперь сатана готов предпринять новую попытку искусить Иисуса, обстоятельства вынуждают его использовать любые обстоятельства и людей (в том числе самых близких и верных). Ставка здесь очень большая и можно вполне допустить, что сатана с его почти безграничными возможностями манипуляций сам мог воплотиться в Петра и вновь попытаться остановить наступление эры Благой вести. Но великий обманщик, «лжец и отец лжи» (Иоан.8:44), вновь потерпел поражение от сына Божьего.
Второй смысл можно назвать причинно-следственным: «отойди от Меня, сатана, потому что ты говоришь не о том, что Божие, но что человеческое». Итак, человек (даже самый близкий), вольно или не вольно играющий на руку сатане, сам есть как сатана. Здесь Иисус выбирает единственно верный способ закрепления в сознании учеников новых, необычных истин через парадоксию спонтанного вызова или, как сегодня сказали бы, путем метода шоковой терапии: без долгих дискуссий и пререканий бросить в лицо своему любимому ученику вызов и предупреждение – «отойди от меня сатана». Как так: проницательный ученик, верный иудей, лидер последователей Иисуса, его доверенное лицо – и вдруг сатана? Если путь к истине закрыт, а для объяснений и доказательств (совершенно лишних для богословски безграмотного рыбака) времени и обстоятельств не хватает, приходится прибегать к эмоционально-психологической встряске. Фраза «отойди от меня сатана» в данном контексте означает: «Стой, так говорить и думать опасно, напряги свой разум и попытайся принять истину, а не можешь, отойди и не искушай, ибо не ведаешь что творишь». Пусть не сразу, пусть это будет даже после смерти Спасителя, но шокирующие слова можно будет гораздо легче вспомнить, когда придет для этого время и позволят обстоятельства.
Иисус сразу объясняет Петру, почему он приравнен к сатане: ты думаешь не о Божьем, а человеческом. Сведение сатанинского к человеческому в данном случае - еще одно очень жесткое заявление Иисуса. Оказывается, человеческие ошибки могут быть разными по своим последствиям: от невинных слабостей - до инфернальных преступлений онтологического масштаба. Именно таковыми, по мнению Иисуса, являются «невинные» попытки Петра, по сути, разрушить Божий план Спасения человечества. Ведь здесь мы имеем дело не с обычными юридическими понятиями, главное - не доброе намерение Петра как проводника замыслов сатаны, а возможные ужасные последствия. В такой постановке суровая фраза Иисуса уже не кажется чрезмерно жестокой.
При внимательном чтении Слова Божьего можно заметить, что данный эпизод с Петром находится между двумя откровениями Иисуса Своей Благой Вести. Сначала Он говорит о признаках наступления победы Евангелия через трагедию на Голгофе – ст.31. а после сурового отпора притязаниям Петра, снова идет евангельская весть, но теперь - о ее главным мотивах (Мар.8:36-37). Даже самые высшие человеческие достижения, самые большие богатства теряют весь свой смысл, если они направлены против воли Бога: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар.8:36). Можно допустить, что главная цель этого урока в школе Благой Вести Иисуса Христа состояла в том, чтобы заложить, если не в разум, то в память своих учеников первые, глубокие истины Евангелия.
Позже Учитель старательно пытался закрепить этот урок. Уже в следующей главе этого же Евангелия говорится: «Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись». (Мар.9:31-33). Придет время и боязнь сменится мужеством и верностью своему великому призванию. Пройдет время и из пугливых и несмышленых учеников, некогда впервые пришедших в школу Иисуса, выйдут стойкие, мудрые и верные апостолы Христа, которые дадут пример многим поколениям верующих, принявших евангельскую истину Христа.
Рассмотренный эпизод - переломный в служении Благовестия Иисуса. До этого он собирал учеников, формировал авторитет Свой и Своей группы, воспитывал Своих последователей, делая упор на нравственном назидании и социальном служении. Но, начиная с этого случая, главным направлением своей миссии Иисус делает собственно духовное воспитание учеников, в том числе через раскрытие основных истин Благой вести: ее смысла, назначения, условий наступления. Эта линия постепенно нарастала, дойдя до апогея в последней пасхальной вечере Нашего Господа. Но и тогда она не была понята учениками, поэтому Он ее продолжил после Своего Воскресения, эта линия развивалась и в служении первых апостолов, особенно Петра и Павла. По сути, эту линию в своем духовном возрастании проходит каждый принявший истину Христа. Проходим ее и мы с вами. Мы становимся настоящими верующими только в борьбе с сатаной, познавая и воспринимая истины Евангелия.
В дальнейшем Петру еще не раз придется пройти через шокирующие обстоятельства, где его вера и верность своему учителю будут подвергаться жесткому испытанию. И не все из них он пройдет с честью. Будут и непонимание и даже предательства. Но, в конце концов, он все преодолеет, сатана утратит над ним всякую власть и он станет первым пастором стада Христова, после смерти и Воскресения Своего Спасителя.
Аминь
Добавьте свой комментарий