Блаженство прощения

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Джон Мак-Артур

Ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы. 2 КОР. 2:1011

Непрощение как яд отравляет сердце и разум человека горечью, искажая восприятие жизни. Гнев и ожесточение овладевают непрощающим человеком, разжигая отрицательные эмоции. Такая горечь может даже распространиться от одного человека к другому, в итоге оскверняя многих (Евр. 12:15).

Единственное противоядие этому — прощение. Прощение — это здоровый, благотворный, целомудренный, освобождающий поступок, дающий новое начало. Прощение приносит мир, радость. Оно приводит в движение самые высокие порывы души.

В каком-то смысле, прощение — это христианство в своей самой высокой форме.

Во 2й главе Второго Послания к Коринфянам содержится история о прощении, которая подходящим образом дополняет наше исследование церковной дисциплины и дает хорошее заключение о достоинствах прощения. Здесь Апостол Павел призывает коринфян простить человека, который подвергся их наказанию, но покаялся в своем грехе. Павел умоляет их принять раскаявшегося брата в общение и перестать наказывать его за проступок. В процессе этого Апостол выделяет некоторые из величайших благословений прощения.

Детали инцидента, ставшего основой для комментариев Павла, известны мало. Мы не знаем, кто был человек, для которого добивался прощения Павел. Мы точно не знаем, что он совершил. Как предполагает контекст, оскорбление этим человеком Апостола Павла по всей видимости носило какой-то личный характер. Если это так, то Павел не просто наставлял коринфян о прощении; он на собственном примере объяснил сущность христианского прощения.

Некоторые толкователи высказывают предположение, что человек, о котором идет речь во 2й главе Второго Послания к Коринфянам, это тот же человек, которого Павел велел наказать за кровосмешение в 1 Кор. 5. Но из того, что мы знаем об исторических предпосылках и времени написания этих Посланий, едва ли это возможно. В промежутке между событиями 1го и 2го Посланий к Коринфянам произошло много событий. Очевидно, в коринфской церкви кемто был поднят мятеж. Даже апостольство Павла подверглось сомнению. Вот почему значительная часть 2го Послания к Коринфянам посвящена защите апостольства Павла (напр. 3:13; 6:410; 10:718; 11:533; 12:1113).

Неудивительно, что эта церковь стала источником такого мятежа. Несмотря на благоприятное начало, проблемы в Коринфе были обычным делом. Апостол Павел сам основал церковь в Коринфе (Деян. 18), и затем провел там восемнадцать месяцев, утверждая святых в здравом учении. Но почти сразу после его ухода из Коринфа в церкви стали возникать трудности.

Тот факт, что в Коринфе существовала церковь, примечателен сам по себе. Во всей Римской империи этот город был известен своей вопиющей развращенностью и порочностью. Коринф был наполнен публичными домами. В его языческих храмах акты блуда воспринимались как возвышенная литургия, а сладострастие считалось сильным духовным переживанием. Молодая коринфская церковь, находившаяся в таком окружении, постоянно подвергалась серьезным проблемам. Развращения мирского язычества начали просачиваться в церковь. Павла достигла весть, что злоупотребления и скандалы разрушают общину в Коринфе. Некоторые верующие превратили хлебопреломление в повод для угождения плоти, богослужения стали показными соревнованиями, у кого больше необычных духовных даров. Между тем, в церкви верующими допускался такой вопиющий грех, что даже неверующие в той развращенной культуре были поражены. Первое Послание Павла к Коринфянам касалось этих и других серьезных проблем в церкви.

Спустя какое-то время после написания Павлом 1го Послания к Коринфянам в коринфской церкви против него вспыхнул мятеж. Некоторые лжеучителя (люди, очевидно принимающие вид апостолов) вошли в церковь и нашли аудиторию, готовую слушать их ложь и ересь (2 Кор. 11:1315). Лжеучителя, естественно, стремились дискредитировать авторитет Павла в церкви. Они подвергли массированным нападкам его характер, жизнь и учение. Эти люди делали все, что могли, чтобы унизить его, опровергнуть его целомудрие, и подорвать уверенность коринфской церкви в его апостольском авторитете.

Несмотря на горячую любовь, которую Павел питал к коринфской церкви, и несмотря на то, что он был человеческим орудием, посредством которого они впервые услышали Евангелие, и были ему обязаны самой своей жизнью, многие в коринфском собрании были обмануты ложью лжеучителей. Они начали открыто подвергать сомнению апостольский авторитет Павла, пренебрежительно отзывались о его внешнем виде и способности говорить (2 Кор. 10:10). Они ставили под сомнение его побуждения и честность (1:12), а также обвинили его в нерешительности (1:17) и открыто высказывали сомнения в его искренности (2:17).

Чтобы разобраться с причинами мятежа, Павел написал коринфянам послание, упоминаемое в 2 Кор. 7:8. Комментарии Павла об этом послании и обстоятельства, окружающие его, подсказывают, что послание, на которое он ссылается, это не Первое Послание к Коринфянам, а другое, более позднее послание, несохранившееся как часть Новозаветного канона. (До написания Первого Послания к Коринфянам Павел также написал послание, упоминаемое в 1 Кор. 5:9. Отсутствие этих посланий в каноне означает, что они никогда не предназначались стать частью Священного Писания. Если бы они были Богодухновенными, они бы сохранились; см. 1 Пет. 1:25).

В промежутке после написания Первого Послания к Коринфянам, Павел, по-видимому, нанес короткий визит в Коринф, потому что дважды во Втором Послании к Коринфянам он говорит о своих планах посетить их в «третий раз» (12:14; 13:1). Это посещение между написанием Первого и Второго Послания к Коринфянам вероятно было коротким визитом для выяснения деталей, по пути в другое место. Очевидно, что этот визит не остановил мятеж. Более того, вполне возможно, что, находясь в Коринфе, Павел был открыто оскорблен. Вероятно, он ушел из Коринфа подавленный, с разбитым сердцем, и огорченный тем, что увидел и пережил (ср. 2 Кор. 12:2021). Он также сделал коринфянам суровое предупреждение, прежде чем ушел (13:2).

Во время своего посещения или (более вероятно) в послании, которое было написано впоследствии, Павел указал коринфянам на необходимость наказать человека, упомянутого в 2 Кор. 2. Этот человек, очевидно, был членом коринфской церкви. Возможно, он также стал зачинщиком мятежа. Не исключено, что его грехом было личное и публичное нападение на Апостола Павла. Все это вполне соответствовало бы контексту замечаний Павла.

Но какими бы ни были обстоятельства, некоторое время спустя после своего посещения Павел послал в Коринф Тита, чтобы получить самые последние сведения о состоянии дел в этой церкви. Тит пошел с конкретной задачей принести Павлу отчет о том, как коринфяне восприняли послание, написанное Павлом. Одним из вопросов Павла был, как они разобрались с этим человеком.

Такой была обстановка, окружающая Второе Послание к Коринфянам: Тит вернулся и представил Павлу утешительный отчет о покаянии коринфян (7:616), а также сообщил ему об их желании восстановить с ним отношения. Они покаялись (7:9). Они даже сожалели о том, как они отнеслись к Павлу (7:7). Но лучше всего то, что они были возмущены мятежом, разразившимся в их среде, и теперь стремились побороть зло (7:11).

К человеку, обидевшему каким-то образом Апостола Павла, коринфяне применили дисциплинарные меры. И он покаялся.

Но жажду мести не всегда можно умерить покаянием, и, по-видимому, некоторые в Коринфе все еще хотели наказать согрешившего. Их не удовлетворяло его покаяние. Они требовали наказания за все беды и беспорядок, которые этот человек наделал в церкви.

В частности, одна группа хотела отомстить ему за все оскорбления, нанесенные Апостолу Павлу. Павел упоминает эти группы в 1 Кор. 1:12 и 3:4, где он обличает некоторые отделенческие тенденции, имевшие место среди коринфян. Возможно, что некоторые из этих людей, были настолько привязаны к Апостолу Павлу, что все еще стремились отомстить виновному, хотя и раскаявшемуся уже брату. Но не Павел. Он был более чем готов прощать. Он велел им простить и немедленно восстановить согрешившего:

Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас. Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.

А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы. 2 Кор. 2:511

Сердце Павла было по-пасторски нежным. Хотя своим предыдущим Посланием он огорчил коринфян, но не это было его целью (ст. 14). Побуждаемый только любовью (ст. 4), он в слезах писал им, не имея никакого желания наказывать, а желая только покаяния и восстановления разрушенных взаимоотношений. Он никогда не использовал своего апостольского авторитета, чтобы командовать, но всегда споспешествовал их радости (1:24). Печаль, которую он хотел вызвать своим Посланием, была благочестивой, предназначенной только добиться их покаяния для того, чтобы освободить их от греха и снова дать место радости.

Это хороший отчет о том, как действует прощение. Оно полностью изменяет печальные последствия проступка и исправляет взаимоотношения, разрушенные грехом.

Для того, чтобы показать главное, Павел использует этого покаявшегося брата, как наглядный урок для коринфян. Он учит их прощать и принимать человека, больше не налагая на него наказания. Указания Апостола раскрывают семь благословений прощения.

 

Джон Мак-Артур, Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: