Божий принцип субботы

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


О. Палмер Робертсон

Устав субботы восходит к дням творения. Создавая мир, Бог следовал определенному порядку: Он творил шесть дней, а в седьмой день почил; тем самым Он установил определенную структурную модель для Своего творения.

Значение принципа субботы в уставе творения заключается не только в том, что за шестью днями созидательного труда следует день покоя. Значение этого принципа очевидно проявляется и в утверждении: "благословил Бог седьмый день, и освятил его" (Быт. 2:3).

Увековечив связь творения с Божьим "благословением" субботы, Писание, естественно, не предполагает, что Бог бессмысленно говорил в пустоту. Благословение субботнего дня оказало значительное влияние на сотворенный мир. Кроме того, упоминание об этом благословении не следует понимать так, что Бог благословил его для Себя. Бог благословил субботу для сотворенного мира, и особенно для человека. Иисус говорил об этом вполне определенно: "суббота для человека" (Мк. 2:27). Бог учредил субботу на благо людей и всего творения.

Ни антиномианство, ни диспенсационализм не могут отменить обязанность современных христиан соблюдать устав субботы, учрежденный при творении. Отсутствие определенной заповеди о его соблюдении до Моисея не означает, что принцип субботы можно низвести до уровня временного положения эпохи закона. Нельзя забывать о том, что субботу Бог благословил еще при сотворении мира. С самого начала Он установил особое благословение для дня субботнего.

Четвертая заповедь Декалога обосновывает свои требования связью устава субботы с творением. Поскольку Господь при сотворении мира трудился и отдыхал, человек должен помнить "день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20:8, 11). Даже скот должен участвовать в этом отдыхе (ст. 10), что свидетельствует о намерении Бога благословить в этом установлении весь сотворенный мир.

Бог благословил человека посредством субботы, избавив его от порабощения трудом. По благодати Божией, средства к существованию на семь дней приобретаются всего шестью днями труда. Бог по изволению Своему даровал нам отдых от трудов 52 дня в году, полтора месяца из двенадцати. Как Бог почил от трудов Своих на седьмой день, так и человек должен сознательно воздержаться от своих занятий. В этот день Господь почил от трудов Своих и "покоился" (Исх. 31:17). Таким же образом следует "покоиться" в этот день и народу Божию (Исх. 23:12).

Освящение субботы указывает, что Господь-Творец установил, как должно почитать Его. Конечно, следует назначить определенное время для поклонения Господу. Освятив субботу, Бог указал, что человек должен регулярно приходить и приносить Ему плоды своего труда для освящения.

Как показывает дальнейшее откровение Писания, проявления принципа субботы среди народа Божьего были разнообразны. Израиль праздновал не только еженедельную субботу. Кроме нее, израильскому народу было дано повеление отмечать субботний и юбилейный годы.

Раз в семь лет земля Израильская должна была праздновать субботу покоя Господу (Лев. 25:1¬7). Этот покой предназначался для того, чтобы защитить землю от чрезмерного истощения и дать человеку возможность отдохнуть. Даже земля должна была отдыхать в "субботу покоя земли" (Лев. 25:4). Она была отдана в распоряжение человеку, но с определенными ограничениями. В особом, сокровенном смысле земля принадлежит Господу.

В то же время, субботний год означал нечто в отношении человека к миру. Человек не должен быть пленником творения. Великая цель, ради которой существует Божий народ, заключается не в "беспрерывном возделывании" земли. Напротив, люди Божии должны жить, "мирно наслаждаясь плодами земли."[48]

Израилю также положено было праздновать юбилейный год. В конце семижды семи лет нужно было проводить особое субботнее празднование. Каждый пятидесятый год имел единственное в своем роде субботнее значение (Лев. 25:8-22). В этот год было предписано "вострубить трубою" и провозгласить свободу по всей земле (ст. 9). Все долги следовало простить.

Интересно, что пророк Исаия позже использовал этот образ субботы, чтобы описать освобождение, связанное с приходом помазанного Мессии (Ис. 61:1-3). Сам Христос, начав проповедовать в Назарете, избрал это пророческое послание для описания Своего служения (Лк. 4:18, 19).

Такое применение субботней символики к служению Христа позволяет ознакомиться еще с одним аспектом этого понятия в Писании. Суббота соотносится не только с повторяющимися священными обрядами народа Божьего (такими, как еженедельная суббота покоя, суббота седьмого года и юбилейный год), она также связана с линейным измерением истории. В ней отражена модель развития отношений Бога с Его народом на протяжении всей истории человечества.

"Покой", которым увенчалось завоевание земель при Иисусе Навине, согласуется с принципом субботы. Израиль проходит от плена в Египте через блуждания по пустыне к "покою" в Ханаане. Моисей ожидает обещанного Израилю "успокоения" от всех врагов их (Втор. 12:9, 10). Позже псалмопевец упоминает о гневе Бога, отказывающего Израилю в покое из-за его греха в пустыне (Пс. 94:11). Новый Завет определенно толкует все эту историю с точки зрения принципа субботы. Поскольку Иисус Навин не ввел Израиля в "покой," "для народа Божия еще остается субботство" (Евр. 4:8, 9). "Суббота," таким образом, дает нам важный ключ к пониманию истории народа Божьего. Суббота играет в истории Израиля огромную роль; это проявляется не только в постоянно повторяющемся обряде еженедельного богослужения, но и в том, как Бог устанавливает ход истории.

Семьдесят лет пленения Израиля Писание также толкует с точки зрения субботнего принципа. Из-за греха народа земля израильская должна была соблюсти накопившиеся субботы во время изгнания израильтян (Лев. 26:33-35). Годы пленения стали компенсацией за пренебрежение Израиля к этому принципу.

Другие отрывки из Писания объясняют плен Израиля с той же точки зрения. Согласно Книге Паралипоменон, Израилю надлежит оставаться в изгнании до воцарения царя Персидского,

Доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет (2 Пар. 36: 21).

Все приведенные соображения говорят о том, что принцип субботы определяет структуру истории. Особенно наглядно свидетельствует об этом связь пленения Израиля с уставом о субботе.

Согласуются с этим принципом и эсхатологические ожидания народа Божьего. Раздумывая о конце семидесяти суббот Израильского плена, Даниил получает откровение о "семидесяти седьминах," которые еще должны пройти (Дан. 9:1, 21, 24-27). Эти семьдесят седьмин увязывают ожидания народа Божия о конце времен с принципом субботы.

Более широкое понимание роли субботы в происхождении, истории и эсхатологии мира помогает постичь значение субботы для нового завета. Говорить об "отмене" субботы при новом завете значит не просто отрицать непреходящее значение Моисеева Десятословия, а отступать от самих уставов о творении, истории и конце времен, открытых в Писании. Вместо того, чтобы отвергать роль субботы в искуплении, причастнику нового завета следует возрадоваться благам, которые связаны с Божьим установлением о вечной субботе в конце времен.

Уделяя должное внимание преемственности между субботой ветхого и нового заветов, нужно не упустить и новизны. Вся история при старом завете развивалась в определенном направлении. Впереди у народа Божьего всегда был покой. Сама модель, предполагающая шесть дней труда в ожидании дня покоя, очень верно передавала самую суть жизни в ветхозаветные времена - жизни в ожидании. Эта модель не только отражала порядок творения, но и наглядно изображала ту устремленность в будущее, которая определяла взгляды на жизнь ветхозаветного верующего.

Соответственно, принцип субботы при ветхом завете связывался с искуплением так же, как и с творением. Ожидание субботы седьмого дня предвещало день окончательного восстановления в искуплении.

В повторном изложении закона Израилю еще легче проследить, как тема субботы переплетается с темой искупления. Единственное значительное изменение, внесенное в Десятословие во Второзаконии (Втор. 5), относится к причинам празднования субботы:

И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний (Втор. 5:15).

Теперь необходимость соблюдения субботы связывается не только с творением, но и с искуплением. Израиль должен соблюдать субботу, поскольку посредством искупления Бог дал ему покой.

Две разные причины соблюдения субботы указывают на два великих поворотных момента в истории общения Бога с Его народом. Эти два события имеют равное значение. Творение создает народ Божий, искупление его обновляет. И в том, и в другом случае суббота играет жизненно важную роль.

Рассуждая о роли субботы при новом завете, не следует забывать об этом аспекте. Воскресением из мертвых Иисус Христос воплотил искупительные замыслы Божии. Его вступление в новую жизнь следует понимать как событие, не уступающее по значению сотворению мира. С Его воскресением совершилось новое творение.

Точнее, воскресение Христа стало событием, которое даже превосходило первоначальное творение Божие. В воскресении Бог полностью осуществил определения творения и искупления. С исходного творения начался мир. Воскресение же, ставшее новым творением, привело мир к предустановленному совершенству.

Поэтому христианин иначе смотрит на историю. Он не только с нетерпением ожидает грядущего искупления. Он не просто надеется на будущую субботу покоя. Он помнит об уже свершившемся полном искуплении. Его уверенность основана на том, что уже произошло в прошлом.

Поэтому естественно, что новый завет в корне меняет взгляд на субботу. Современный верующий во Христа не следует субботнему распорядку ветхозаветного народа. Он не трудится шесть дней, с надеждой ожидая покоя. Напротив, он начинает неделю, радуясь покою, обретенному благодаря вселенскому событию воскресения Христа. Затем он радостно приступает к шести дням труда, и победа, уже одержанная Христом, дает ему уверенность в успехе.

Рассматривая значение ветхозаветного законодательства о субботе для новозаветного верующего, необходимо отделять зерно от шелухи - непреходящую суть ветхого завета от всего временного, преходящего. Установление о еженедельной субботе относилось именно к сути Десяти Заповедей, поэтому оно остается обязательным и для новозаветного верующего, но при этом не обязывает его к соблюдению субботнего года или юбилея. И хотя вместо седьмого дня недели праздничным стал первый, христианин должен помнить этот день, христианскую субботу, чтобы святить его, воздерживаться от труда и не принуждать других трудиться. Десятословие обладает властью потому, что отражает природу Бога. Будучи сутью Моисеева этапа завета искупления, Десять заповедей сохраняют для новозаветного верующего такой же обязательный характер, как и принцип веры, составлявший суть Авраамова этапа.

По завершении земной истории народ Божий войдет в полный покой, которому не будет конца. "Еще остается субботство" для народа Божьего. Вступив в воскресение со Христом, они познают совершенную субботу нового творения (Евр. 4:9, 10).

В заключение скажем, что субботний принцип устава творения проявляется в разных видах на всем протяжении Писания. И в установленном порядке поклонения Богу, и в предначертанном порядке завершения истории устав субботы играет решающую роль. Очевидно, что этот устав влияет на структуру истории. Благословенная Богом при творении, суббота венчает собой искупительные замыслы Бога.

 

О. Палмер Робертсон, Христос Божьих заветов, Copyright 1980, ISBN: 0-87552 - 418 – 4, Перевод Елены Богат Редактор Елена Шустова

Мир в Боге.ру

1 комментарий

  1. Posted by Александр, at Ответить

    Благодарение Богу и Вам за это служение!

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: