Как надо молиться

В категориях: Спаси и защити

Мэтью Генри

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Матф.6:7-8)

В молитве мы имеем более непосредственное общение с Богом, чем в благотворении, и поэтому должны еще больше заботиться о своей искренности, о чем здесь и говорится: И когда молишься... (ст. 5). Само собой разумеется, что все ученики Христа молятся. Павел начал молиться сразу после своего обращения. Как живой человек не может не дышать, так живой христианин не может не молиться. За то помолится Тебе каждый праведник. Не молиться - значит быть вне благодати. «И когда молишься, не будь, как лицемеры, не уподобляйся им» (ст. 5). Примечание: тот, кто не хочет в своем хождении и в своих действиях поступать, как лицемеры, тот не должен быть лицемером по своему характеру. Христос никого не называет здесь конкретно, но из гл. 23:13 явствует, что Он имел в виду, главным образом, книжников и фарисеев.

Отмечаются две большие ошибки, допускаемые лицемерами в их молитвах, - тщеславие (ст. 5-6) и многословие (тщетные повторения), ст. 7-8. Против них-то и предостерегает нас Христос.

Мы не должны быть гордыми и тщеславными в молитве, не должны стремиться к похвале от людей. Заметьте,

Каковы были пути и практика лицемеров. Во всех своих благочестивых упражнениях они стремились, главным образом, заслужить одобрение своих соседей и извлечь из этого выгоду для себя. Когда, казалось, они высоко парили в молитве (если молитва правильная, то она есть вознесение души к Богу), то даже тогда глаза их были устремлены вниз, на добычу.

При этом заметьте: Какие места выбирали они для молитвы. То были синагоги, которые действительно предназначались для молитвы, но для общей, а не для личной. Они считали, что своими молитвами оказывали честь собранию но, в действительности, они славили себя. Они молились также и на углах улиц, на широких улицах (как значит это слово в оригинале), которые были особенно многолюдны. Они уходили туда как бы в порыве благочестия, которое не допускало отсрочки, но, в действительности, это делалось ими с целью быть замеченными.

(Какую позу они принимали во время молитвы. Они молились стоя. Поза эта была дозволенной, законной (Мар. 11:25 ...когда стоите на молитве...), однако коленопреклоненная молитва свидетельствует о смирении и благоговении (Лук. 22:41; Деян. 7:60; Еф. 3:14), в то время как молитвы лицемеров, совершаемые стоя, обнаруживали их гордость и самоуверенность, Лук. 18:11. Фарисей став молился...

(3)    Как проявлялась их гордость в выборе общественных мест для молитвы: [1] Они любили там молиться. Они любили молитву не ради ее самой, но ради того, что она давала им возможность быть замеченными. Обстоятельства могут сложиться таким образом, что возникает необходимость раскрыть свои добрые дела, так что они становятся явными для других и одобряются людьми. Но грех и опасность появляются тогда, когда нам нравится это, когда мы находим в этом удовольствие, потому что это удовлетворяет нашу гордость. [2] Они хотели, чтобы люди видели их; они не искали быть услышанными, принятыми Богом, но хотели быть предметом восхищения и одобрения людей, чтобы им легче было овладеть имуществом вдов и сирот (кто не доверится таким благочестивым людям?) и поглотить его, не вызывая при этом никаких подозрений (гл. 23:14), но достигая своих целей в порабощении народа.

(4)    Итог всего этого - они уже получали награду свою. Они уже получали все то воздаяние за свое служение, какое могли ожидать от Бога, и оно было жалким. Какая нам польза от добрых слов наших соработников, если Сам Господь не скажет нам одобрительного слова хорошо? Но если во время молитвы, когда человек общается с Самим великим Богом, мы можем принимать во внимание такую мелочь, как человеческая похвала, то будет вполне справедливо, если эта похвала составит всю нашу награду. Они молятся, чтобы люди видели их, и люди видят их, и это все, что они получают.

Тот, кто хочет показать перед Богом чистоту своего благочестия, не должен обращать внимания на похвалу людей. Мы молимся не людям, и не от них ожидаем ответа, не они наши судьи, они такой же прах и пепел, как и мы, поэтому мы не должны смотреть на них, люди не должны видеть того, что происходит между Богом и нашей душой. В своих собраниях мы должны избегать всего, что может привлечь внимание к нашему личному поклонению Богу, и стараться о том, чтобы наш голос был услышан на высоте, Ис. 58:4. Общественное место - это не место для личной молитвы к Богу.

Какова воля Иисуса Христа в отношении молитвы, в противоположность обычаям лицемеров. Смирение и искренность - вот два урока, которые дает нам Христос: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою...» (ст. 6), будь самим собой и забудь об окружающих. При этом предполагается, что личная молитва составляет долг всех учеников Христа и должна быть их повседневной практикой.

Какие указания дает нам Христос относительно тайной молитвы.

[1]    Вместо того чтобы молиться в синагогах и на перекрестках улиц, войди в свою комнату, в уединенное место. Исаак уходил в поле (Быт. 24:63), Христос - в горы, Петр - на крышу дома. Никакое место не следует считать неподходящим, если оно отвечает цели. Примечание: тайная молитва должна совершаться в уединении, вдали от человеческих глаз, чтобы таким образом избежать хвастовства, и вдали от человеческих ушей, чтобы можно было свободно излить свою душу в спокойной обстановке, ничем не отвлекаясь. Однако если обстоятельства таковы, что мы не можем остаться незамеченными, то не следует по этой причине пренебрегать своим долгом, ибо пусть лучше кто-то наблюдает за на-шей молитвой, чем допустить большее преступление, оставляя ее.

[2]    Вместо того чтобы молиться с целью быть замеченными людьми, молитесь Отцу, Который втайне. Для Меня... (Зах. 7:5, 6). Фарисеи молились, скорее, людям, чем Богу: какой бы ни была форма их молитвы, ее целью было заслужить похвалу людей и снискать их расположение. «Ты молишься Богу, и пусть этого будет вполне достаточно для тебя. Молись Ему как Отцу, как твоему Отцу, готовому слушать и отвечать, в великодушии Своем склонному к жалости, к оказанию помощи и поддержки тебе. Молись Отцу твоему, Который втайне». Примечание: в тайной молитве мы взираем на Бога, присутствующего на всяком месте; Он находится и в твоей комнате, когда никого другого нет в ней, здесь Он особенно близок к тебе, когда ты взываешь к Нему. Своей тайной молитвой мы воздаем славу Богу как Вездесущему (Деян. 17:24) и находим утешение самим себе в этом.

Какое ободрение дается нам здесь в связи с тайной молитвой.

Отец видит тайное. Его глаза видят тебя, чтобы принять тебя, когда никакой человек не видит тебя, который мог бы похвалить тебя: Когда ты был под смоковницею, Я видел тебя, Иоан. 1:48. Он видел Павла, на какой улице, в каком доме он молился, Деян. 9:11. Нет такого тайного, сокровенного воздыхания молитвы, какого не заметил бы Бог.

Он воздаст тебе явно. Лицемеры, молящиеся открыто, получают свою награду, и ты не потеряешь награды своей, молясь тайно. Но эта награда по благодати, а не по долгу: какую заслугу может иметь просящий? Награда будет явной, молящиеся не просто получат ее, но получат с почтением. Явная награда - это то, что так любят фарисеи, но у них не хватает терпения, чтобы дождаться ее; искренние христиане равнодушны к ней, и они будут иметь ее с избытком. Иногда тайные молитвы вознаграждаются явно уже в этом мире в виде знаменательных ответов, касающихся совести противников молящихся чад Божьих. В день же великого суда будут явно вознаграждены все молящиеся дети Божьи, когда они явятся во славе вместе с Великим Ходатаем. Фарисеи получают свою награду перед всем городом, и это всего лишь вспышка, тень, а истинные христиане полу-чат свою награду перед всем миром, ангелами и людьми, и это будет вечная слава.

В молитве не следует говорить лишнего, ст. 7-8 (англ. не делать пустых повторений. - Прим. переводчика.). Хотя суть молитвы состоит в том, чтобы возносить душу и изливать сердце, тем не менее слова молитвы также имеют значение, особенно в совместной молитве, в которой они совершенно необходимы и которую, вероятно, и имеет в виду здесь наш Спаситель, ибо выше Он сказал: «Когда ты молишься», здесь же говорит: «Когда вы молитесь». Молитва нашего Господа, следующая после этого, есть молитва совместная. Тот, кто говорит от лица других, более всех искушается похвастаться своим слогом и выражениями, против чего и предостерегает нас Христос. Не говорите лишнего, ни когда молитесь наедине, ни когда молитесь вместе с братьями. Фарисеи были склонны к этому, они долго молились (гл. 23:14), они заботились только об одном - удлинить свои молитвы.

В чем заключается ошибка, осуждаемая здесь, - в превращении молитвы в простое говорение, когда она становится служением языка и перестает быть служением души. Это выражается двумя словами: parraloyi'a, poluloyia.

Пустое повторение - тавтология, бесцельное, пустое повторение одних и тех же слов (наподобие Battus, Sub illis montibus erant, erant sub montibus illis), подражание многословию глупцов, Еккл. 10:14: Человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него? Это неприлично и вызывает отвращение в любом разговоре, а тем более в разговоре с Богом. Не всякое повторение в молитве осуждается, но толь-ко пустое, бесцельное. Христос Сам употреблял в молитве одни и те же слова (гл. 26:44), находясь при этом в весьма сильном борении, Лук. 22:44. Так молился и Даниил, Дан. 9:18, 19. Бывают весьма изящные повторения одних и тех же слов, Пс. 135. Такие повторы необходимы как для выражения наших собственных чувств, так и для того, чтобы вызвать соответствующие чувства в других. Осуждается суеверное повторение набора слов, без вникания в их смысл, как делают паписты, когда бесконечно читают по четкам молитвы Аве Мария и Отче наш; пустое и бесстрастное повторение одних и тех же слов только ради того, чтобы растянуть молитву и показать чувства, которых в действительности нет. Когда мы много говорим, но слова наши не имеют определенной, предметной цели, то это не может нравиться ни Богу, ни разумным людям.

Многословие, искусственное растягивание молитвы, вызываемое гордостью, или суеверием, или убеждением, будто Бог нуждается в том, чтобы мы Его информировали и приводили свои доводы Ему, или же глупостью и дерзостью, когда мы много говорим, потому что нам нравится слушать самих себя. Не всякая долгая молитва запрещается. Христос молился всю ночь, Лук. 6:12. Молитвы Соломона тоже были очень продолжительными. Когда нам предстоит необычный труд, когда мы переживаем необычные чувства, длинная молитва оправдана. Но здесь осуждается искусственное удлинение молитвы, как если бы длинная молитва больше нравится Богу и Он скорее ответит на нее. Осуждается не то, что мы много молимся, наоборот, мы призываемся постоянно молиться; но много говорить в молитве - вот что подлежит осуждению. Опасность этой ошибки состоит в том, что мы только говорим в молитве, а не молимся. Против этого нас предостерегает Соломон (Еккл. 5:1): «Слова твои да будут немноги, обдуманы и взвешены»; Осия: «Возьмите с собой молитвенные слова» (Ос. 14:2); Иов: «Приискивайте слова (Иов. 9:14) и не говорите лишнего».

Какие доводы приводятся против многословия в молитве.

Таков обычай язычников: как язычники. Не подобает христианину поклоняться своему Богу так, как язычники поклоняются своим богам. Язычники от природы научены поклоняться Богу, но, осуетившись в умствованиях своих относительно объекта поклонения, они осуетились и в отношении формы поклонения, в частности молитвы. Полагая, что Бог такой же, как они сами, они воображали, что Ему надо много говорить, чтобы заставить Его понять то, что они хотят Ему сказать, или принудить Его удовлетворить их просьбы, как если бы Он был немощным, невежественным и несговорчивым. Так священники Ваала с утра и почти до самой ночи упорно повторяли: «О, Ваал, услышь нас», но напрасно они взывали к нему. А Илия, действуя серьезно и сдержанно, краткой молитвой низвел с неба огонь и воду, 3 Цар. 18:26, 36. Работа языка в молитве, даже если он и хорошо работает, - пустая работа.

«Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш на небе, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него, поэтому нет никакой нужды в таком изобилии слов. Из этого вовсе не следует, что вы не должны молиться, ибо Господь повелевает, чтобы вы своими молитвами признавали свою нужду в Нем, свою зависимость от Него и выражали радость о Его обетованиях, поэтому вы должны открывать Ему ваше положение, изливать перед Ним ваше сердце и потом все предоставить Ему».

Учтем, что: Бог, Которому мы молимся, есть наш Отец как Творец, а также и Отец по Завету, поэтому мы должны обращаться к Нему свободно, естественно и искренне. Дети не обращаются к родителям своим с длинными речами, когда они что-то хотят получить от них, достаточно сказать: «Голова моя, голова моя». Будем приходить к Нему, как дети - с любовью, почтением и доверием, и тогда нам не потребуется произносить много слов, ибо Дух усыновления научит нас говорить то, что единственно правильно: Авва, Отче.

Он есть Отец, Который знает наше положение и наши нужды лучше нас самих. Он знает, в чем мы имеем нужду, Его глаза обозревают землю, чтобы следить за нуждами Своего народа (2 Пар. 16:9), и часто Он отвечает нам прежде, чем мы воззовем к Нему (Ис. 65:24), и делает больше всего того, чего мы просим, Еф. 3:20. Если же Он не дает Своему народу просимого, то это потому, что Он знает, что ему это не требуется, что это будет ему не во благо, так как Он судит лучше, чем мы. Нам не нужно долго молиться и не нужно много слов, когда мы излагаем нашу нужду пред Богом: Бог знает ее лучше, чем мы можем сказать Ему о ней, Он только желает услышать о ней от нас («Что ты хочешь, чтобы Я сделал тебе?»); сказав Ему о своей нужде, мы должны обратиться к Нему со словами: «Господи, пред Тобою все желания мои» (Пс. 37:10). Продолжительность молитвы и слова молитвы на Бога не действуют, напротив, наиболее сильными ходатайствами являются те, что производятся с воздыханиями неизреченными, Рим. 8:26. Мы должны не предписывать Богу, а подписываться под Его волей.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги Нового Завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: