Почему мы можем доверять Библии

В категориях: Трудные места

Ховард Дж. Хендрикс

После того как аудитория Йельского университета была совершенно очарована современным новеллистом Эйн Рэнд (Ayn Rand), один из журналистов задал ей вопрос: «Что не так с современным миром?»

Не задумываясь ни на минуту, она ответила: «Никогда раньше мир столь отчаянно не искал ответы на важнейшие вопросы, и никогда раньше не был так безумно предан идее, что никаких ответов нет».

Если перефразировать Библию, то современное отношение к Богу можно выразить словами: «Отче, прости нас, ибо не ведаем, что творим, и пожалуйста, не говори нам об этом».

Эти слова очень хорошо характеризуют признанного агностика. Многие из нас хотят получить слово от Бога, но мы не хотим знать Его Слова. Мы знаем достаточно, чтобы владеть Библией, но недостаточно, чтобы Библия владела нами. Мы отдаем Богу служение уст, но нам не удается «служить Ему жизнью». В мире, где единым абсолютом считается отсутствие всяких абсолютов, остается очень мало места для авторитетного Слова Божьего, явленного в Библии.

«Можем ли мы доверять Библии?» — вот вопрос. Насколько она правдива? Можно ли на нее положиться? Подходит ли она для жизни нашего времени? Давайте посмотрим, что Библия говорит о себе самой.

БИБЛИЯ — ЭТО ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Если вы когда-либо серьезно изучали какую-либо комплексную дисциплину, вам знакомо разочарование от попытки найти две или три группы людей, которые были бы согласны друг с другом, хотя бы в некоторых вопросах. Обычно этого не происходит.

Библия же очень сильно отличается от многих книг. Она уникальна тем, что все ее части составляют единое целое. Видите ли, Библия не просто одна Книга, это шестьдесят книг, собранных в один том. Эти шестьдесят книг писались более тысячи шестисот лет. Более сорока авторов разного происхождения участвовали в этом.

Итак, Библия — это единое целое, объединенное темой о Боге и Его отношениях с человечеством. Каждая из книг Библии, раздел, абзац и стих взаимосвязаны друг с другом в деле раскрытия Божественной истины. Поэтому Писание можно лучше понять, соотнося отдельные Его части с общим целым.

БИБЛИЯ — ЭТО БОЖЬЕ ОТКРОВЕНИЕ

Библия представляет собой истину, открытую Богом. Слово, используемое библейскими авторами, — «откровение» буквально означает «снятие покрывала». Это похоже на то, как вы бы отодвинули штору, чтобы показать, что находится за ней. В Писании Бог открыл то, что в других ситуациях осталось бы совершенно неизвестным. Он снял покрывало с того, что есть совершенная истина, которая не придумана и не является предположением или преувеличением. Это истина, совершенно последовательная и неоспоримая, никогда не компрометирующая других частей Божественного Откровения и им не противоречащая.

БИБЛИЯ ВДОХНОВЛЕНА БОГОМ

Великий теолог Б. Б. Уорфилд сказал: «Библия — это Слово Божье, так что, когда говорит Библия, говорит Бог. Это хорошее описание термина «богодухновенность». Причина, по которой мы называем Библию Словом Божьим, в том, что в ней на самом деле содержатся как раз те слова, которые Бог хотел донести до нас.

Конечно, некоторым сложно согласиться с этой концепцией, так как Библия была записана людьми. Если они были «вдохновлены», то это может быть похожим на то, как великие художники были «вдохновлены» на создание великих произведений искусств.

Но Библия под вдохновением подразумевает не это. Помните, о чем говорит Второе послание к Тимофею 3:16-17? «Все Писание богодухновенно». Слово, переведенное как «богодухновенно», означает, что Бог «вдохнул», следовательно, Бог «вдохнул» Писание. А поскольку слово «дыхание» можно также перевести и как «дух», мы легко увидим здесь работу Духа Святого, так как именно Он управлял написанием всех книг Библии.

Тогда какую же роль играли люди, написавшие Библию? Бог сверхъестественным образом использовал их, чтобы записывать слова, при этом не идя на компромисс с совершенством, целостностью или чистотой законченного произведения. Это — случай двойного авторства, как выразился Чарльз Райри:

«Бог направлял земных авторов, чтобы они, используя свои личные качества, без ошибок составили и записали Его откровение человеку».

Петр использовал прекрасные выражения для изображения этого, когда писал, что это люди, движимые Духом Святым, говорили от Бога (см. 2 Пет. 1:21). То же слово — «движимые» — используется для описания движения парусного судна под воздействием силы дующего ветра. Бог направлял библейских писателей туда, куда Он хотел, чтобы создать то, что Он хотел, чтобы они создали. Без сомнения, их личностные качества, стиль написания, восприятие и характерные черты отражены в их словах. Но смысл их писаний — это нечто большее, чем слова людей — это слова Бога.

Слышали ли вы о проекте «Иисус»? Некоторые ученые сомневаются в достоверности слов Иисуса, записанных в четырех Евангелиях, и поэтому ежегодно встречаются для обсуждения этих текстов. Они голосуют по поводу каждого высказывания, приписываемого Христу: действительно ли Иисус говорил эти слова или же новозаветные авторы вложили их в Его уста.

Голосование происходит в четырех номинациях, обозначающих слова Иисуса четырьмя цветами: «красные» указывают на то, что они действительно принадлежат Иисусу. Прямой их противоположностью являются «черные», указывающие, по мнению ученых, что Он определенно не произносил их. Между ними находятся «розовые» — «вероятно, Иисус говорил их, хотя и остается ряд невыясненных вопросов», и «серые» — «скорее всего, Иисус не говорил этих слов, хотя возможно и мог».

В чем же цель этого упражнения? Докладчик этой группы библеистов говорит, что они хотят укрепить веру людей, позволив им знать, что заслуживает доверия, а что нет. Эксперты в данном случае явно недооценивают тот факт, что изменить слова Христа не позволили Его последователям ни их совесть, ни многочисленные враги. Для объективности их решений, конечно же, не достает исторических фактов.

Не знаю, насколько вас впечатляет этот проект, но мне он кажется нелепым, если не опасным. Как может комитет сомневающихся людей, живущих через две тысячи лет после произошедших событий, чувствовать себя компетентными в том, чтобы выносить суждения об авторитетности Писания? У меня создается впечатление, что они придерживаются «вдохновения консенсусом».

Я же придерживаюсь вдохновения Духом Святым. Текст Библии — это не плод сомнительных размышлений людей, а сверхъестественное произведение, Слово самого Бога.

БИБЛИЯ НЕПОГРЕШИМА

Чтобы быть авторитетным источником, Библия должна быть истинной, а это значит, что в ней не должно содержаться никаких ошибок. Кто-то заметил: «Или во всей Библии нет ошибок, или Она вся ошибочна». Не может быть промежуточного положения. «Частично непогрешимая» Библия — это сбившаяся с пути Библия.

«Непогрешимость» значит «без ошибок» — не содержащая ошибок или отклонений в оригинальном тексте каждой из своих частей. Это сложное понятие для нашего поколения. Мы пытаемся быть релятивистами, для которых ничто не может быть истиной в полном смысле этого слова. Более того, наша культура заставляет нас верить, что современная наука оставила Библию далеко позади.

Но в действительности Библия выдержала испытание чистой от предрассудков науки. На самом деле, многие самые выдающиеся и эрудированные ученые сегодняшних дней производят «третье» рассмотрение Библии в свете недавних раскопок и открытий.

Вера в безошибочность Библии вовсе не означает, что мы принимаем каждое утверждение буквально. Как мы позже увидим, Писание часто говорит в переносном смысле. К тому же мы признаем, что за многие годы были совершены ошибки при переписи Библии из одних рукописей в другие. Напротив, удивительно, что таковых оказалось столь мало — всего несколько.

И, несмотря на это, Библия несет свидетельство своей собственной непогрешимости. Самое сильное свидетельство — это Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея 4:1 — 11 Он подчеркивает, что можно дове - рять отдельным словам Писания, а не только идеям, которые они в себе содержат. В Евангелии от Матфея 5:17 — 18 Он расширяет абсолютную достоверность библейского текста — вплоть до отдельных букв, включая наименьшие из них.

Из Евангелий мы видим, что Иисус ссылался на отдельные части Писания, когда некоторые «власть имеющие» задавали ему вопросы. Нет и намека на то, чтобы Он ссылался на них иначе как на что-то точное, достоверное и истинное (это можно увидеть только в Евангелии от Матфея 8:4; 10:15; 12:17,40; 19:3-5 и 24:38 - 39).

Непогрешимость Библии означает, что у нас в руках находится Книга Божья, которой можно полностью доверять, которая достоверна и не имеет ошибок. По мере ее изучения мы можем с огромным желанием предвкушать ответы на важнейшие вопросы нашей жизни.

 

Жить по книге, Ховард Дж. Хендрикс, Уильям Д. Хендрикс, Перевод с английского О. Лыхолай, Черкассы, СМИРНА, 2004

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: