Роль духовных ценностей человека в современном обществе

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

1314117448_materialnoe-ili-duhovnoe-1_novyy-razmer

В.Е. Боборыкин, доцент, канд. филос. наук

Духовное совершенствование человека всегда было центром творческого интереса философов, социологов и других специалистов. Этот «невидимый» процесс притягивал движением постоянно меняющихся принципов, ценностей, знаний индивида. Несмотря на долгую историю исследования проблемы, сохраняются и вновь возникают вопросы, содержащие в себе «таинственность», неизвестность, ассоциируемые с динамикой социального времени, мощными сдвигами, вероятностным характером их последствий. Приоритет отдан цивилизационному измерению материальных и духовных трансформаций. Именно в них просматривается всё богатство человеческой жизнедеятельности, её направленность и качество.

В современном мире возросло беспокойство по вопросу духовно-нравственного воспитания молодёжи, стремящейся реализовать себя, приобретая в большей степени материальные, чем духовные ценности и предпочтения. Исследования образа жизни, системы отношений, деятельности индивидов - злободневная тема многих публикаций. К ней обращались известные философы прошлого: Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк, П. Флоренский, а также современные авторы: П. Гуревич, Г. Померанц, В. Сагатовский, И. Кальной и др. Внимание исследователей приковано к развитию духовного мира человека, противоречиям этого явления.

На самом деле, духовный мир человека представляет собой многоплановое явление, его истоки коренятся в различных формах деятельности, в социальных отношениях, во влиянии СМИ. Большое значение имеют также творческие способности личности, ее умение на основе настоящего угадывать предпосылки будущего.

Современный глобализирущийся мир содействует кристаллизации интеллектуально-ценностных начал сознания индивидов. Во многих странах мира, пусть медленно, продолжают утверждаться демократические формы правления, повышается качество образования, отступает бедность. Позитивность этих и других процессов неоспорима. Каждый народ всегда отличался особыми социально-нравственными признаками, которые позволяют объяснять стиль его мышления, разнообразие практической деятельности, транслируемых культурой. Здесь не следует исключать наличие и динамику особой духовности, одной из важных форм бытия человека [1].

Понятие духовности выражает совокупность идей о наиболее значимых процессах и явлениях, воздействующих на бытие. Это сложившееся представление об идеалах человека, месте его в обществе, ближайших и более отдалённых целях. Духовность содержит ценности мировоззренческого характера, приоритеты. Она характеризуется всесторонним пониманием человеком собственной индивидуальности, непохожестью и единством с окружающими, оптимальной адаптацией к социальной среде, группам, находящимися в ней, усваивая их стандарты поведения и отношений. Духовность - это перманентное формирование смыслов, касающихся не повседневной ситуации, релятивных, коротких по времени коммуникаций с другими, это картины мира, опосредующие связи человека с природными и социальными явлениями. Смыслы включают знания, символы, опыт деятельности в решении жизненно-важных проблем.

Духовность личности - это неудовлетворённость настоящим, а нередко и протест против безнравственных действий власти, распространяющей через СМИ ложь, зло, насилие над людьми. Как считает Налимов В. В. «в существующей культуре заложена ложь и борьба с ней делает человека «разрушителем, устремлённым в неведомое будущее» [2]. Духовно незрелая личность бунтует просто из протеста против лжи и фальши - достоинство здесь обретается непричастностью ко лжи. При этом личность, достаточно интеллектуально развитая, бросает вызов существующей культуре, заглядывая в возможное будущее, становится на путь духовного самосовершенствования.

В субъективном плане жизнь и духовность человека - это взаимосвязь телесного и морального. В борьбе этих двух начал бытия развёртывается и усложняется содержание духовности. Этот процесс не затихает всю жизнь. Как считают многие исследователи, важно исключить доминанту «тела», своевременно подчиняя её силе духа. Сильный человек напрягается, мобилизует энергию, опыт, знания ради достижения социально-оправданных целей. «Телесное» уходит на периферию, постепенно становясь обусловленным и подвластным духу. В свою очередь, слабый не сопротивляется искушениям «плоти», впадая в хроническую зависимость от неё.

Связь «тела» и духа осуществляется непосредственно. В зрелом возрасте человек, не отягощённый болезнями, имеет все возможности для профессиональной карьеры, воспитания детей, творческой деятельности, что в итоге вызывает общую удовлетворённость жизнью. У него смягчены внутренние противоречия, повышена стойкость по отношению к вызовам современности.

В связи с этим необходимо сделать особый акцент на природных условиях, в которых живёт человек. Суровый климат, необозримые просторы, большие расстояния, разъединяющие людей, способствуют появлению смысловых структур, идеалов, предпочтений, характеризующих весомость трудовой хозяйственной деятельности, взаимопомощи, раннего привлечения детей к труду и пр. «Ко-эволюция» природного и социального выступает безусловной причиной изменения духовности людей. Эта серьезная проблема требует дальнейших исследований.

Здоровье нации и отдельного индивида в странах развитого мира - острейшая проблема. Дефицит движения, как результат повальной автомобилизации, нервно-психические перегрузки от прямых и опосредованных контактов с огромным количеством людей, экологически опасная городская среда стимулирует и без того быстрый износ организма. Духовное восприятие мира серьёзно деформируется.

Больной воспринимает происходящее с отклонениями от нормы, ощущает постоянный дискомфорт от потери стимула к активным действиям. К примеру, сердечно-сосудистые, онкологические и другие опасные болезни серьёзно ограничивают потенциал человека к физическому и умственному труду. Неизбежна перестройка отношений с близкими людьми, и вообще — с окружением. Будущее сумрачно, тотальная сосредоточенность на настоящем. Часто наступает паралич воли.

Понятно, что, находясь в таких условиях, человек изменяет свой духовный мир. Уходят наиболее значимые идеи, картина действительности резко видоизменяется, повседневные дела и мысли становятся решающими. Так, вопреки субъективным желаниям, личностные потрясения модифицируют духовность, что, пожалуй, самое ценное из предшествующего опыта человека.

Нет сомнения, наиболее значимым условием развития духовности является общество, общественная жизнь. Это закономерно, так как динамика материального бытия, особенно в переходный период, скоротечна, масштабна, фатально предопределяет метаморфозу духовных, смысловых трендов. Не менее глубоко опосредуют перевороты в сознании миллионов граждан формы духовной жизнедеятельности.

Примечания

1.     Бондырева С.К. Матрица духовности / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — С. 9-12.

2.     Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку / В.В. Налимов. — М.: Лабиринт, 1993. — С. 9.

Вісник СевНТУ. Вип. 103: Філософія: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: