Молитва и проповедь апостолов в новозаветные времена

В категориях: Спаси и защити


Джеймс Е. Росскап

Иисус. Спаситель использовал молитву для подготовки к служению. Лука чаще упоминает о Его молитвах, чем другие авторы Евангелий. Лука вообще делает акцент на человечности Иисуса. Иисус — это царь (Матфей), раб (Марк) и Бог (Иоанн), но Он, кроме того, человек, и молится как человек.

Молитва играла очень важную роль в проповеднической деятельности Иисуса. Сын Человеческий начал и завершил Свое земное служение молитвой (Лк. 3:21, 22; 24:49-51). Он считал молитву жизненно важной, когда люди собирались вокруг Него, чтобы послушать проповедь. В отличие от некоторых сегодняшних проповедников, Иисус осознавал приоритет молитвы. Он «уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16). Он должен был обязательно побыть в пустынном месте наедине с Богом, прежде чем выйти к толпе для проповеди. Для проповедника, который воспринимает биение Его сердца, преклонять колени также важно, как и изучать словари. Молитвенное бдение Иисуса отражает Его систему ценностей. Иисус выражал Свою зависимость от Бога, несмотря на то, что Сам являлся Им, только во плоти!

Возвратившись после уединенной молитвы (Лк. 5:16), Иисус был готов проповедовать и поражать враждебно настроенных знатоков закона (Лк. 5:17). Некоторые удивлялись, что проповедник молится. Молился ли Он о мудрости при встрече с испытаниями или о том, чтобы толпа наконец увидела свою глубокую духовную нужду (Лк. 5:15, 26)? Несомненно одно Иисус, Который проповедовал, при этом еще и молился — неважно о чем.

Перед избранием двенадцати апостолов Иисус «взошел... на гору помолиться» (Лк. 6:12). Он провел всю ночь в молитве, выражая Свою покорность Богу, а потом произнес проповедь (Лк. 6:20-49). Позже один из двенадцати попросил: «Господи! научи нас молиться...» (Лк. 11:1). И молящийся проповедник научил их молитве Господней (Лк. 11:2-4) и другим вещам, связанным с молитвой (Лк. 11:5-13).

Молитва предшествует словам Иисуса о церкви и ключах царства Мф. 16:18-19; Лк. 9:18), о Его смерти и воскресении, о человеке, потерявшем душу, о тех, кто Его постыдится, и Его будущем возвращении (Лк. 9:18, 29-35). Он говорил также о Своем преображении (Лк. 9:18, 29-35).

Иисус призывал Своих учеников молиться, когда готовил их к служению проповедников: « Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). Проповедники, следуя этому наказу, должны были бы молиться всю жизнь.

Ранние христиане. Ранние христиане ощущали острую необходимость молитвы. В Деяниях они молятся о многом. Лука по-прежнему делает акцент на молитве в этой своей второй книге. Молитвы ранних святых были большим стимулом для желающих угодить Богу. Они молились, ожидая сошествие Духа и силы на Пятидесятницу (Деян. 1:14; см. также 1:5-7; 2:33), Петр с молитвой готовил свое исполненное силы слово в Деян. 2. Молились они и когда искали человека, который стал бы двенадцатым апостолом вместо Иуды (Деян. 1:15-26).

Молитва — один из четырех важнейших моментов для христиан (Деян. 2:42). Если она была так важна тогда, то как же важна она для сегодняшних проповедников! Верующие молились регулярно, по расписанию (Деян. 3:1; 10:9), а также в случае необходимости. Петр и Иоанн подавали в этом пример. Через них Бог чудесно исцелил хромого (Деян. 3:7-10). Позже они молились о смелости и дерзновении в благовествовании (Деян. 4:29-31), и Бог ответил на эту молитву, дав им силы для встречи с врагами. Они были наделены силой, едины и самоотверженны. Позже апостолы придавали большое значение молитве в деле проповеди: «Мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4). Интересен порядок слов в этой фразе. Даже если не придавать такого значения упоминанию молитвы на первом месте, понятно, что для проповедников молитва должна быть так же важна, как и Слово.

Павел. Павел молился Богу, чтобы Тот помог новообращенным расти в вере (Деян. 14:23). Очевидно, он считал молитву неразрывно связанной с проповедью, как и его предшественники (см. Деян. 6:4). Молитва в Деян 14:23 и назначение старейшин отражает напоминание о том, что Бог заботится о новых верующих. Их духовный рост зависит от избрания старейшин, которые должны были ободрять их и питать Словом Божьим (Деян., 14:22). Молитва нужна была для ускорения этого процесса.

Павел и его соратники молились, когда проповедовали Слово Божье в Европе (Деян. 16:13). Прежде чем проникнуть внутрь души человека,, они проникали внутрь небес (Деян. 16:14). Бог использовал молитву, чтобы сделать их служение, которое было также и Его служением, более результативным.

Для Павла зависимость проповеди от молитвы была синонимом зависимости от Бога, а не от способностей человека (см. 1 Кор. 2:1-5). Тем не менее, это не исключало искусного использования эффективных приемов беседы. Павел, как и Иисус, использовал хорошие методы, такие как притчи. Однако прежде всего Павел, думая об эффективности проповеди, полагался на искупительное содержание Слова Божьего и силу Духа Божьего, что отражалось в его молитве.

Упование Павла на Бога также проявляется в его призывах к другим молиться за него. Пример этого — Еф. 6:18-20. Он говорит об использовании христианами оружия Божьего, затем уточняет, в чем оно заключается, и просит молиться за него « всякою молитвою ». Обратите внимание на четырехкратное упоминание слова «весь, все».

1.    Во всех ситуациях. Надо молиться «всякою (бш [сИа) молитвою и прошением». Надо использовать все формы молитвы. Слово яроое'и/т|с; {ргокеисНёк) может означать молитву вообще, во всех ее проявлениях, таких как хвала/благодарение, исповедь, просьба и ходатайство. «Прошение» (8ег1ое(01; [с1её5ед5~) обозначает любой вид просьбы.

2.    Во всякое время. Имеются в виду моменты, которые верующие могут использовать для молитвы. Надо молиться «духом» об успехе проповедника и проповедуемого Слова. Кротко просите у Духа воли и мудрости, уповая на Его силу и опираясь на Его ценности.

3.    Со всяким постоянством. Павел хотел, чтобы они всегда «старались о сем самом со всяким постоянством и молением». «Стараться» (ауритсуесо [аАгирпео]) относится к готовности выполнить задание в любое время. Надо стараться молиться «со всяким постоянством». Родственный глагол имеет значение «крепко держаться за». Ранние христиане использовали то же самое слово для обозначения «пребывания» в Слове (Деян. 2:42). Павел хочет, чтобы люди сознательно и упорно молились за него при каждой конкретной просьбе.

4.    По всем вопросам. Павел хочет, чтобы воины молитвы ходатайствовали «о всех святых», в том числе и о нем: «и о мне» (ст. 19). Молиться о чем именно? Павел упоминает смелость и дерзновение. Он хочет отважно использовать меч Духа, проповедуя, «как мне должно» (ст. 20). Говорить с дерзновением означает, что исполненный Духом (Еф. 5:18) Павел должен был говорить «могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Смелость нужна, чтобы проповедник преодолел страх и силы, которые противятся его успеху (Еф. 6:12). Он хочет также, чтобы его послание принесло духовное благословение (Еф. 1:3) и отразило наследие Бога (Еф. 1:11, 14). Проповедник не должен выражать такие истины неопределенно, слабо или запутанно.

Связь проповедей Павла с молитвой также выражена в Флп. 4:6. «Всегда» означает: молитва должна касаться не только самой проповеди, но и всех аспектов подготовки к ней. «В молитве» — снова используется слово тсрооег)Лг| (ргокеисНё), обозначающее молитву вообще." Павел затем продолжает: «и прошении» (беден; [(/еет]), что означает «особая просьба о помощи в нужде...». Павел просит: «Открывайте свои желания».

Такая молитва должна произноситься «с благодарением». Почему? Молящийся должен проявлять благодарность за ответы на прошлые молитвы, которые скрасили его жизнь. Это также благодарность за щедрость Бога, Которая проявляется в Его внимании и действиях. Надо благодарить Духа за Его помощь (Рим. 8:26, 27; Еф. 6:18-20; Флп. 1:19). Здесь приведено много причин для благодарности.

Молитва продолжалась в течение многих веков церковной истории после эпохи Нового Завета.

 

Мак-Артур-младший, Джон. Возвращение к разъяснительной проповеди: Пер. с англ. — СПб. Христианское общество «Библия для всех», 2001. — 364 с.

Газета Протестант.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: