Непризнанный апостол – в Иерусалиме случилось то, чего так боялся Павел
В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме

Цель написания Послания к Римлянам
Жан Таранюк
Тема, которой посвящено Послание к Римлянам, с неизбежностью определяется целью его написания.
Профессор К. Stendahl считает, что цель, ради которой писалось Послание, заключалась в том, чтобы представить римлянам миссию Павла. Он пишет: «Послание к Римлянам – это последний отчет (Final account) Павла о его теологии миссии... о том, что его миссия язычникам основана не только на его апостольском призвании, но также и на авторитете Писания». И далее: «Это Послание – от А до Я о миссии. Это – теология миссии Павла язычникам, и она достигает кульминации в 9–11-й главах, где Павел говорит о том, как его миссия язычникам относится к Израилю». Согласно Stendahl, в Послании к Римлянам Павел описывает роль и место своей миссии язычникам с точки зрения глобального Божьего замысла – миссии, совершаемой Им в мире.
Таким образом, очевидна неоднозначность в определении учёными богословами основной темы Послания к Римлянам. Это, безусловно, создаёт почву для дальнейших исследований. Однако, несмотря на кажущуюся противоречивость, приведённые выше исследования, как нам видится, отражают различные подходы к проблеме, которые необходимо рассматривать как дополняющие друг друга. Каждый из них является отдельным оттенком многогранного спектра, которым является неисчерпаемое по своей глубине богодухновенное Послание.
И все же, отдавая себе отчёт в неимоверной сложности поднимаемой проблемы, мы дерзаем ещё раз обратиться к обсуждению вопроса главной темы Послания. Мы не отрицаем, что «праведность Божия», «верность Божия», «оправдание по вере» и «миссия» суть темы, занимающие особое место в Послании. Однако, определяя главную тему Послания, мы должны все же обозначить тему не отдельного отрывка, но всех 16 глав, тему, вбирающую в себя сущностную целостность всего Послания. Определение темы Послания в стремлении осмыслить не просто отдельное понятие, концепцию, стих или отрывок Послания, но всё Послание в целом исключительно важно помнить о том, что его прочтение должно быть подобно диалогу с текстом и с самим автором. Как точно заметил Dunn, «осмыслить Послание к Римлянам – это значит вступить в диалог с одним из самых творческих богословских умов всех времен, жившим в один из самых творческих периодов христианской мысли».
Таким образом, понять Послание означает понять автора, его образ мысли, ту весть, которую он хотел передать, и ту цель, которую он хотел достичь. А это неизбежно приводит нас к необходимости изучить причины и цели написания Послания к Римлянам. Исследователями были сформулированы три возможные цели написания Послания:
1. Миссионерская. Послание к Римлянам написано Павлом на рубеже двух больших этапов его миссии. К этому времени Павел завершил свою миссию на Востоке (Рим. 15:23) и готовил новый грандиозный план евангелизации Западного Средиземноморья. Поэтому миссионерскую цель обычно связывают с желанием Павла заручиться поддержкой римских христиан и сделать Рим стратегическим центром своей будущей миссии на Западе, подобно тому, как Антиохия была таким центром на Востоке.
2. Апологетическая. Эта цель предполагает желание Павла защитить свое учение (Евангелие) от недопонимания и неверного истолкования как в Риме, так и в Иерусалиме.
3. Пасторская цель предполагает, что Павел как пастор заботился о единстве римской церкви и пытался разрешить некоторые внутрицерковные проблемы, например, разногласия между христианами иудейского и языческого происхождения.
Определяя цель написания Послания, вряд ли представляется возможным выделить одну из указанных. Вероятнее всего, написание Послания имело многоцелевой характер, и все три указанных аспекта учитывались апостолом. По, безусловно, верным словам Stendahl, в Послании к Римлянам, как ни в одном из других посланий, «цель очевидна и понятна», и касается она не столько получателей, сколько автора Послания. Эту же мысль подчёркивает Fitzmyer39, перечисляя 11 обстоятельств, указывающих на цель Послания, из которых лишь два косвенно касаются римлян и все 11 сконцентрированы на обстоятельствах жизни автора Послания.
Действительно, сложившаяся к тому моменту ситуация в жизни апостола имела определенные особенности и сложности. Сюда относится, во-первых, самое недоброжелательное к нему отношение со стороны «неверующих в Иудее» (Рим. 15:31), для которых Павел был еретик, лжеучитель и предатель своего народа. Во-вторых, пережитое апостолом в Антиохии (Гал. 2) указывает на то, что имелась некоторая напряженность во взаимоотношениях Павла с иерусалимской церковью и с другими апостолами, что вызывало у него опасения по поводу встречи, которая должна была произойти между ним и «святыми» в Иерусалиме (15:31).
Некоторые исследователи не без оснований полагают, что на самом деле Павел писал в Рим для того, чтобы римляне, прочитав письмо, отправили его в Иерусалим с ходатайством о благорасположении к Павлу (Иерусалим называется «секретным адресом Послания к Римлянам»). На наш взгляд, это весьма логично и объясняет многие вопросы, связанные с содержанием текста письма. Вполне возможно, что связь Иерусалима и Рима волновала Павла ещё и в другом смысле. Возвращение изгнанных ранее иудеев обратно в Рим могло сослужить Павлу недобрую службу. Согласно отчету Светония (Suetonius, Claudius 25.4), император Клавдий «изгнал из Рима» иудеев.. Датировка этого указа оспаривается, но более вероятно, что иудеи были изгнаны из Рима в 49 г. (см.: Dunn. Romans, xIxiii–Ii). После смерти Клавдия (54 г.) христиане-иудеи получили возможность вернуться в Рим. Павел пишет свое Послание три года спустя. Stendahl.
Живя за пределами Рима, христиане-иудеи могли попасть под влияние лжеучителей, подобных тем, что тревожили церковь в Галатии, в результате чего у них могло сложиться превратное мнение относительно Павла и его учения. В Рим. 3:8 это прослеживается достаточно четко. Вероятно, поэтому Павел говорит, что он не стыдится своего учения (1:16). Он хочет, чтобы по прибытии в Рим его встретили не как лжеучителя-антиномиста, но как истинного апостола Иисуса Христа. В этом смысле можно согласиться со Stendahl, который утверждает, что «главное беспокойство Павла – это сам Павел».
Апостол надеется на помощь и сотрудничество «братьев» из Рима, и поэтому ему необходимо развеять все подозрения относительно истинности и каноничности своего учения и, что называется из первых уст, представить то, чему учит «Павел, который вскоре прибудет в Рим». К. Stendahl справедливо называет это «апологией миссии». Таким образом, Павел пишет свое Послание не как теолог-систематик и не как пастор, но как миссионер, как апостол язычников, стремящийся развернуто представить свое учение (Евангелие) и ответить на некоторые типичные обвинения в свой адрес.
Понимание причин и цели написания Послания поможет нам теперь более объективно определить его тему. Поскольку большинство исследователей связывают основную тему Послания с концепцией «праведности Божией», будет вполне логичным попытаться определить концепцию «праведности Божией». В Рим. 15:31 Павел просит римлян молиться, чтобы, когда он придет в Иерусалим с пожертвованиями от язычников, он был бы принят с расположением. Однако в Деян. 20:4 Лука ничего не говорит об этих пожертвованиях. Dunn считает, что причина молчания Луки заключается в том, что иерусалимская церковь отвергла этот сбор, что было жестом несогласия с учением Павла и его миссией. Для Павла, считает Dunn, этот сбор был «выражением единства организованных им церквей с Церковью в Иудее...
Случилось то, чего так боялся Павел
Жан Таранюк КОНЦЕПЦИЯ «ВТОРОГО АДАМА» В ПОСЛАНИИ К РИМЛЯНАМ
Добавьте свой комментарий