Почему спасение и вечная жизнь – это не только благодать, но и награды верным

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме

pochemu-spasenie-i-vechnaya-zhizn-eto-ne-tolko-blagodat-no-i-nagrady-vernym

Сущность награды

С. Г. Кузнецов

Один из вопросов, который приводит в смущение, это, как вечная жизнь может быть наградой. Разве вечная жизнь не является даром Божьим? Разве мы спасены не благодатью, независимо от дел закона? Все это верно! Более того, не только вечная жизнь, но и слава, и наследие, и праведность Божья не могут быть нами заслужены. Почему же Писание говорит об этих привилегиях, как о наградах? Для ответа на этот вопрос нам необходимо прежде рассмотреть другой вопрос, а именно, насколько награды соответствуют нашим заслугам?

Для этого обратимся к притче о минах. Хозяин дал каждому рабу одну мину серебра. Пустив эти мины в дело, двое первых приобрели еще десять и пять мин соответственно. Какова же была их награда? Можно было бы ожидать, что он ограничится только похвалой, поскольку выполнить поручение господина было прямой обязанностью рабов. Можно было бы ожидать, что хозяин даст им некоторый процент от выручки. Однако, господин оставил им и все имевшиеся у них на тот момент мины, и еще дал города в управление. Это было наградой не по заслугам, сверх всякой меры. Хозяин дал им часть того царства, которое сам получил. Не рабы приобрели для господина эти города, но господин получил их и дал своим рабам.

Из этой притчи видно, что награда является скорее даром Божьим, чем заслугой христианина. Именно такая позиция позволяет нам воспринимать как награду и вечную жизнь, и славу, и власть, и наследство. Награда, которую Бог обещал верующим - дар благодати. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф. 4:7, 8). Эти дары стоит понимать не только как дары для нынешнего служения (мины), но и как будущие награды (города). Награды являются выражением Божьей доброты к нам и щедрости. «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,- благодатью вы спасены,- и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:5-7).

Рассматривая награды, мы также увидели, что многие из них тесно связаны с идеей спасения. Так вечная жизнь и воскресение из мертвых являются для нас спасением. Поэтому награды следует рассматривать как один из элементов заключительного этапа спасения. Об этом этапе спасения писал Павел: «имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Спасение здесь нужно понимать не в узком смысле, только как прощение грехов или возрождение, поскольку в этом нет вообще никакой заслуги человека. Спасение здесь предстает скорее как конечная цель, совершенство человеческой сущности, окончательное уподобление Христу.

Иисус, как Единородный Сын Божий, получил от Бога всё творение в качестве наследства. Через Свою жертву на Голгофе Он ввел нас в дом Отца и сделал нас сонаследниками. Об этом написано в Послании к Евреям: «Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).

Итак, нам не стоит переоценивать свои заслуги перед Богом и полагаться исключительно на них для обретения награды. Награда, как и спасение, дается нам по благодати во Христе Иисусе. Другими словами, если бы Христос не приобрел для нас Божью благодать, то ни о какой награде не могло бы идти и речи .

Но если награда - Божий дар, то почему она называется наградой? Награда предполагает вознаграждение за заслуги, воздаяние в соответствии с делами. И Сам Бог говорит об этом в Священном Писании неоднократно. Как же может сочетаться дар и вознаграждение?

Рассматривая спасение как конечное уподобление Христу можно утверждать, что Бог спасает нас не без нас! Христиане принимают хотя и второстепенное, но активное участие в своем спасении через освящение. Об этом пишет Пётр: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10,11). И Христос говорит: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21:19). Что речь здесь идет не о земной жизни понятно из слов, которые Он сказал выше: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лук. 21:16). То же пишет и апостол Павел, другой новозаветный автор:

«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души» (Евр.10:35-39).

Да и сама вера не является пассивным действием, совершенно независящим от человека. Иначе Иисус не призывал бы: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). И Павел на вопрос тюремщика о способе спасения не ответил бы: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31). Все эти тексты показывают, что, хотя вера и является даром Божьим (Иак. 1:17, 2 Пет. 1:1), но этот дар нами активно принят (2 Пет. 1:1, 1 Кор. 15:1), сохраняется Богом и нами (2 Тим. 4:7, Отк. 3:8-10) и выражается по нашей воле в делах силою Святого Духа (1 Фес. 1:3, Иак. 2:21-26). Бог по Своей суверенной воле решил сделать людей соучастниками процесса спасения. Бог никого не спасает насильно! А поскольку мы, по воле Божьей, стали соучастниками собственного спасения, то Бог разделяет с нами и славу этого великого труда. Однако, учитывая, что и сама наша способность к освящению - дар Божий и действие Святого Духа (Ин. 15:5), наши заслуги выглядят совсем уж незначительными, если вообще не исчезают в сравнении с действием Бога. И снова мы приходим к тому, что награда неимоверно превосходит наши заслуги.

Лучшим, на наш взгляд, решением этого кажущегося противоречия между даром и заслугой будет следующая позиция - наши заслуги перед Богом будут лишь критерием для распределения наследия, обретенного по благодати. Т.е. не наши заслуги являются основанием для получения награды, а заслуги Христа. Наши заслуги послужат лишь некоторой мерой распределения Божьих даров. Возможно, степень нашего освящения в земном служении Христу станет мерой нашей способности к получению Божьего наследия в вечности. Тогда Бог даст каждому столько, сколько тот способен принять. Образно говоря, все сосуды будут полными, но размер сосуда будет определять количество содержимого.

Эриксон и некоторые другие авторы так описывают эту способность к обретению награды:

Не может ли быть так, что различия в наградах заключаются не во внешних обстоятельствах, а в субъективном осознании или оценке этих обстоятельств? Таким образом, все могли бы заниматься одним и тем же, например, поклоняться Богу и славить Его, но одни испытывали бы от этого гораздо большее наслаждение, чем другие. Здесь можно провести аналогию с различными степенями наслаждения, которое разные люди получают от концерта. В уши каждого из слушателей входят одни и те же звуковые волны, но реакции могут различаться от выражения скуки (или даже чего-то худшего) до восторга и экстаза. Сходная ситуация вполне возможна и в отношении радостей неба, хотя, вероятно, диапазон реакций будет не таким широким. Никто не будет сознавать различий в масштабах наслаждения, так что сожаление об упущенных возможностях не будет омрачать небесного совершенства.

Перечень наград включает такие аспекты, как праведность, слава, честь, жизнь, власть и блаженство. Всё это принадлежит лишь Богу и является божественными атрибутами. Но Бог хочет разделить их с нами.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: