reveal@mirvboge.ru

Бог будет награждать нас щедро

В категориях: Спаси и сохрани

bog-budet-nagrazhdat-nas-shhedro

С. Г. Кузнецов

Бог будет награждать обильно.

На этот факт указывает множество текстов. Один из основных текстов, указывающих на этот принцип - притча Иисуса о хозяине виноградника, который приглашал к себе работников несколько раз за день (Мф.20:1-16). Когда рабочий день закончился, и работники пришли получать плату за свой труд, то первыми плату получили те работники, которые начали работать уже в конце рабочего дня и проработали всего час. Они получили динарий, что являлось обычной платой за полный рабочий день. Другие работники, трудившиеся дольше, ожидали получить больше, но получили также по одному динарию. На их возмущение на такую «несправедливость», хозяин виноградника ответил: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Мф. 20:13-15). Владелец виноградника в данной притче олицетворяет Бога, а работники - христиан.

Эта притча показывает, что любые обвинения в адрес Бога по поводу несправедливости вознаграждения необоснованны. Однако справедливость не является единственным принципом вознаграждения. Еще один важный принцип - щедрость, обусловленная Божьей добротой. Возможно, что эта притча говорит лишь о том, что Бог богатый, добрый и щедрый в отношении своих работников. Но, может быть, Иисус указал на то, что Божья щедрость несколько сгладит различие между верующими в наградах. По крайней мере, длительность служения не станет решающим факторов при выдаче наград.

Другая притча Иисуса, притча о минах (Лук. 19:12-27), также показывает щедрость Бога вознаграждающего. Рабы получили определенную сумму серебром, чтобы пустить в оборот. Один сумел получить 10 мин прибыли, другой 5 мин, а третий вообще ничего не делал и, соответственно, ничего не заработал. Стоимость одной греческой мины (около 500 г. серебра) во времена Иисуса составляла 100 римских динариев. Динарий был дневной платой наемного рабочего или римского воина. Таким образом, каждый раб, получивший одну мину, имел в своем распоряжении сумму, равную четырехмесячной зарплате обычного рабочего. Чтобы лучше представить эту сумму, переведем её эквивалент в рубли. Если считать среднюю зарплату рабочего в Новосибирске в 15 тысяч рублей, то за четыре месяца получим сумму в 60 тысяч рублей. Как мы видим, это достаточно большая для простого рабочего сумма, но это и не слишком уж много. Первый раб, используя этот капитал, получил десятикратную прибыль, т.е. около 600 тысяч рублей. Это уже довольно значительная сумма. Другой заработал вдвое меньше, но тоже имел успех, получив чистой прибылью 300 тысяч рублей.

Хозяин оценил верность своих рабов и решил дать им награду. Учитывая, что начальный капитал или контрольный пакет акций полностью принадлежал господину, как и сами рабы, то он вполне мог ограничиться похвалой. Если бы он был очень расположен к поощрению, то можно было бы ожидать вознаграждение в 10-50% от прибыли. Награда в 100% прибыли показалась бы любому неслыханной и чрезмерной. Что же мы видим в притче Иисуса? Господин отдал рабам весь начальный капитал (мину), все 100% прибыли (сколько каждый заработал) и еще за каждую сумму, равную начальному капиталу, по одному городу во владение. Такая щедрость превосходит все ожидания. Такая награда даже не кажется справедливой на первый взгляд. Более того, раб, сохранивший мину, был её лишен, а заработавший больше всех получил её в довесок. Даже слуги, видевшие это, возмутились: «Господин, у него есть десять мин» (Лук. 19:25). Но господин в притче Иисуса провозгласил такой принцип: «Имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (ст. 26). Этот принцип отражает одну из сторон принципа щедрости.

Как понимать такое отношение? Лучшим объяснением, на наш взгляд, является оценка господином не собственно суммы прибыли, а верности и посвященности рабов, их исполнительности. Он дал им поручение и оценил, как они это поручение выполнили. Суммы были лишь внешним критерием, позволяющим эту исполнительность определить. Господин, получивший целое царство в управление, не слишком нуждался в нескольких десятках мин, заработанных его рабами, но ему нужны были верные и умелые слуги, которым он мог бы доверить города своего государства. Ценность вознаграждения определялась не только заслугами рабов, но в еще большей степени богатством их господина. Так и мы получим неимоверно больше того, что действительно заслужили, делая добро, но в соответствии со своими делами.

О щедрости говорит и другой текст: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17). Павел в этом тексте показывает несоразмерность страданий и славы. Откуда берется этот преизбыток, да еще и безмерный? Это дар Божьей щедрости!

Итак, принцип щедрости не нарушает принципа справедливости, но многократно умножает награду в сравнении с заслугами. Этот принцип, как и предыдущий, основан на понимании Божьего характера. Бог добр и щедр, а потому Он и одаривает щедро.

Лишь те из нас, кто ничего не сделал для Бога, не смогут воспользоваться Божьей щедростью в полной мере, поскольку «ничего» как не умножай, все равно получится «ничего».

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: