reveal@mirvboge.ru

Россия через ШОС совершает рывок в Азию

В категориях: События и вести

rossiya-cherez-shos-sovershaet-ryvok-v-aziyu

Шилина М. Г.

Шанхайская организация сотрудничества за время своего существования трансформировалась из монофункциональной региональной организации, деятельность которой была направлена на сферу безопасности, в полифункциональную международную организацию.

Анализ политической и экономической деятельности организации позволяет зафиксировать предпосылки формирования нового, интеграционного этапа ее становления. Дальнейшее развитие ШОС обусловливает необходимость расширять членство в организации, на основании экономических и политических компромиссов, поскольку процессу дальнейшей экономической и политической интеграции препятствует то, что в определенных вопросах точки зрения стран-участниц, наблюдателей и партнеров не совпадают.

Россия и Китай в последние годы вышли на новый уровень отношений. На смену классическим моделям торговли пришло развитие сложных схем в торгово-экономическом сотрудничестве. Кроме того, Москва и Пекин перешли на торговлю в рублях и юанях. Президент России Владимир Путин на саммите АТЭС в Пекине (10-11 ноября 2014 г.) заявил, что в рамках экономических отношений с Китаем РФ планирует более активно применять расчёты в национальных валютах. По его словам, этому будет способствовать торговля энергоресурсами.

В течение последних двух лет экономическое сотрудничество в рамках ШОС развивается особенно интенсивно. Так, главы правительств ШОС, встретившиеся в ноябре 2013 года в Ташкенте, договорились создать финансовую основу для своего объединения – общий для ШОС банк, который начнет финансировать конкретные проекты. Также Дмитрий Медведев настаивал на скорейшем создании энергетического клуба ШОС. Итогом стало подписание в декабре 2013 года меморандума о его создании.
Заметен прогресс в развитии технико-экономического сотрудничества, реализации совместных сетевых и телекоммуникационных проектов. Реализуются проекты сотрудничества в таких сферах, как создание системы объектов инфраструктуры, телекоммуникации, гидромелиорация, электроэнергетики, обрабатывающей промышленности и подрядном строительстве. Как отмечают эксперты, «вырастает и новая экономико-транспортная конфигурация, основанная на начинающейся интеграции сухопутной части китайского экономического Шелкового пути с российскими Транссибом и БАМом, Северным морским путем».

11-12 сентября 2014 года в Душанбе состоялось заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Итогом стало подписание нескольких соглашений. Участники также подписали новую Душанбинскую декларацию, обозначив в ней основные проблемы и задачи, стоящие перед организацией. Отметим, что согласно Душанбинской декларации глав государств-членов ШОС от 12 сентября 2014 года: «государства-члены считают приоритетными совместные усилия по созданию благоприятных условий для интенсификации торгово-экономической и инвестиционной деятельности, развитию высокотехнологичных отраслей экономики, модернизации различных отраслей промышленности, реализации проектов развития транспортно-логистической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, повышению экономической конкурентоспособности государств-членов, уровня и качества жизни населения на пространстве ШОС».

По итогам Саммита приоритетными сферами сотрудничества становятся транспорт и энергетика.

Что такое новый шелковый путь

Рост политической и экономической активности в странах Азии и существенное усиление их влияния на глобальные и региональные процессы обусловливает актуальность исследования международных организаций в данном регионе. На этом фоне особый интерес представляет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), как наиболее гибкая    региональная    организация, развивающаяся в новой системе смещенного баланса сил.

В ходе последнего Саммита лидеров стран ШОС была выдвинута идея совместного строительства экономического коридора вдоль Шелкового пути, которая ориентирована на достижение совместного развития и сотрудничества. Проект такого масштаба послужит интересам, как участников организации, так и других государств Евразии. В интересах России как стратегического партнера Китая –взаимодействие в рамках проекта и его практическое осуществление.

Шелковый путь – это пока только концепция, которая находится на стадии разработки. Тем не менее, это потенциально крупный трансконтинентальный проект, основанный на идее геополитического порядка, поскольку Шелковый путь связывает до 40 государств; также исторически у него были выходы на Скандинавию, Причерноморье, Западную Европу и Иран. К проекту планируется подключение стран Дальнего Востока.

Российские и китайские эксперты полагают, что создание экономического коридора вдоль Шелкового пути будет способствовать распространению экономического сотрудничества между членами ШОС и Европой. Таким образом, данная концепция и проект являются значимыми для преодоления кризиса и восстановления экономического роста в Евразии.

Актуальность в связи с этим имеет идея формирования общей транспортной системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с планами Китайской Народной Республики по развитию Шёлкового пути. Проект, по мнению Президента РФ В. В. Путина, имеет «большие перспективы». Основу и первый шаг в практической работе в этом направлении придало подписанное в ходе саммита в Душанбе Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Оно позволяет сформировать сеть автомобильных маршрутов, включая транспортный коридор Европа – Западный Китай, соединяющий порты Жёлтого моря с портами Ленинградской области Российской Федерации. Следующим шагом должно стать утверждение программы начать строить заводы в России.

В рамках концепции Шелкового пути появляется возможность сформулировать, понятные мировому сообществу идеи геополитической консолидации Евразии, исключающей противостояние национальных экономик33, идеи новой платформы и модели сотрудничества, что будет способствовать изменению конфигурации геоэкономической карты евразийского континента.

Сотрудничество в области энергетики в странах ШОС

Сотрудничество в топливно-энергетической сфере сегодня получает наиболее заметное развитие. Особенно перспективно взаимодействие на газовом рынке, что связано с текущими потребностями мирового энергетического рынка и определенным дефицитом газа. Так, в ходе саммита были достигнуты договоренности по трубопроводным поставкам газа по «восточному маршруту», недавно прошла церемония начала строительства газопровода «Сила Сибири». В. В. Путин отметил, что началась его реализация, которая будет эффективно осуществлена с обеих сторон, что поможет и китайским провинциям, и российскому Дальнему Востоку.

В 2014 году российский газовый холдинг «Газпром» и Государственная нефтегазовая корпорация Китая CNPC подписали перспективный газовый контракт на поставки в Китай 38 млрд. кубометров российского газа в год, начиная с 2018 года в течение 30 лет. Объем поставок может возрасти до 60 млрд. кубометров. Общая сумма сделки составляет примерно 400 млрд. долларов. К сентябрю 2019 года для обеспечения реализации данного проекта завершится строительство газопровода по «восточному маршруту» (провинция Цзилинь, Северо-Восточный Китай). С 2018 года Китай должен занять место крупнейшего клиента «Газпрома» (в 2011 году из 150 млрд. кубометров газа общего объема российского экспорта 86 млрд. пришлось на западную Европу)35. Также с 2009 по 2013 годы «Роснефть» заключила с Китаем ряд соглашений о поставках 665 млн тонн нефти в течение 25 лет. Кроме того, в рамках данных проектов, «Роснефть» получила от китайской стороны кредиты на создание инфраструктуры, необходимой для их реализации. Данные договоры свидетельствуют об интенсификации партнерских связей Москвы и Пекина, который сегодня является крупнейшим потребителем и импортером нефти и газа в мире.

Сегодня в ШОС формируется механизм, объединяющий производителей, потребителей и транзитеров энергоресурсов в рамках Энергетического клуба. Используя формат клуба, будут координироваться действия газодобывающих стран ШОС на региональном и мировом энергетических рынках, а также развиваться сотрудничество между производителями и потребителями газа в целях диверсификации направлений сбыта газа. Такая координация становится одним из определяющих условий сохранения конкурентоспособности экономик энергодобывающих стран, особенно Центрально-азиатского региона36. Потребителям газа придется иметь дело с союзом газодобывающих стран, в котором Россия получает возможность приступить к формированию регионального рынка. В дальнейшем планируется разработка согласованной стратегии, связывающей экономику газовых комплексов стран ШОС с их геополитическими интересами.

Таким образом, оценивая экономическое взаимодействие стран-участниц ШОС, отметим, что в рамках организации сложилась благоприятные условия для экономического развития, постоянно улучшается торгово-инвестиционный климат.

Факультет права, кафедра международного права, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 2014
Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: