Чего добивался дьявол, искушая Иисуса

В категориях: Спаси и сохрани

principy-istolkovaniya-biblii

Мэтью Генри

Во всех своих искушениях сатана добивался того, чтобы заставить Христа согрешить против Бога и таким образом сделаться навсегда неспособным стать Жертвою за грехи других. Итак, как бы он ни маскировался, его целью было привести Христа:

  1. К сомнению в благости Отца Его.
  2. К злоупотреблению силой Отца.
  3. К тому, чтобы лишить Отца Его чести, отдав ее сатане.

То, к чему он искушал Христа в первых двух искушениях, казалось совершенно невинным, и в этом проявилась хитрость искусителя. А то, чем он искушал Его в последнем случае, выглядело весьма привлекательным. Первые два искушения были искусно замаскированы, и требовалась великая мудрость для распознания их. Последнее искушение было очень сильным и требовало большой решительности, чтобы противостать ему, однако Христос вышел победителем из всех.
Сатана искушал Иисуса усомниться в благости Отца и разувериться в отцовском попечении о Нем.

Как проводилось искушение, ст. 3. И приступил к Нему искуситель. Примечание. Диавол - это искуситель, и поэтому он есть сатана, то есть противник, ибо самыми страшными нашими врагами являются те, кто соблазняет нас к греху. Это пособники сатаны, они работают на него и осуществляют его намерения. Он выразительно назван искусителем, потому что таковым был для наших прародителей и до сих пор остается таким же, и все прочие искусители приставлены к работе им самим. Искуситель подошел к Христу видимым образом, но не в ужасном виде, внушающем страх. Если диавол когда-либо принимал вид Ангела света, то в данном случае это было, несомненно, именно так: он предстал как добрый гений, как Ангел-хранитель.

Заметьте тонкое коварство искусителя: чтобы усилить это первое искушение, он связывает его с тем, что ему предшествовало.

1. Христос начал испытывать голод, и поэтому предложение сатаны превратить камни в хлеб казалось очень своевременным. Примечание. Одна из уловок сатаны состоит в том, чтобы извлекать преимущества из внешних обстоятельств и расставлять в них орудия своих искушений. Этот враг не только злобный, но и бдительный, и чем изобретательнее он использует свои преимущества против нас, тем более мы должны стараться не давать ему этих преимуществ. Диавол атаковал Христа именно тогда, когда Он взалкал, взалкал в пустыне, где не было ничего пригодного для пищи. Примечание. Нужда и бедность сильно искушают нас поддаться недовольству и неверию, использовать незаконные средства для облегчения своей нужды, оправдываясь тем, что для нужды нет закона, что голод разрушает и каменные стены; однако это не может служить оправданием беззаконных поступков, ибо закон Божий должен быть для нас прочнее каменной стены. Агур просит Бога сохранить его от нужды не потому, что это беда и позор, а потому, что это дает повод к искушению: «Нищеты... не давай мне... чтоб не стал красть». Поэтому тот, кто находится в стесненных обстоятельствах, должен быть вдвойне бдителен: лучше умереть с голоду, чем жить и процветать с помощью греха.

2. Совсем недавно о Христе было провозглашено, что Он - Сын Божий, и вот диавол искушает Его усомниться в этом: «Если Ты Сын Божий». Если бы диавол не знал, что Сын Божий должен прийти в мир, то он не говорил бы этого, а если бы он не подозревал, что этим Сыном был Христос, то не сказал бы этого Ему и не осмелился бы сказать этого, если бы слава Христа не была сокрыта, а сатана не был бы таким наглым.

Во-первых: «Ты теперь имеешь повод усомниться в том, что являешься Сыном Божьим, ибо разве может Сын Божий, наследник всего, оказаться в таком бедственном состоянии? Если бы Бог был Твоим Отцом, то Он не допустил бы Тебе умирать с голоду, ибо все звери и скот Его, Пс. 49:10, 12. Действительно, был глас с небес - Сей есть Сын Мой Возлюбленный, но это, наверно, было галлюцинацией, и Ты был обманут, потому что-либо Бог Тебе не Отец, либо Он очень недобрый».

Главное, чего добивается сатана, искушая добрых людей, это разрушить их отношения с Богом как с Отцом и таким образом лишить их доверия к Нему, общения с Ним, отвратить их от исполнения своего долга перед Ним. Благой Дух, Утешитель братьев, свидетельствует им, что они дети Божьи; злой же дух, клеветник братьев, делает все возможное, чтобы поколебать это свидетельство.

Внешние бедствия, нужда, трудности - все это веские аргументы, используемые сатаной с целью заставить усомниться детей Божьих в их сыновстве, как будто они несовместимы с Отцовской любовью, тогда как в действительности они посылаются именно из Его любви к ним. Те знают, как ответить на это искушение, кто может, вместе со святым Иовом, сказать: «Хотя Он убивает меня, хотя Он лишает меня пищи, все равно я буду надеяться на Него и любить Его как Друга, даже тогда, когда кажется, что Он выступает против меня как против Своего врага».

Диавол старается поколебать нашу веру в слово Божье и заставить нас усомниться в его истинности. С этим он приступал и к нашим прародителям: Подлинно ли сказал Бог так- то и так-то? Конечно, нет. Бог сказал, что Ты Его возлюбленный Сын? Он не говорил этого, а если и говорил, то это неправда. Мы даем место диаволу, если подвергаем сомнению истинность какого-либо слова, сказанного Богом, ибо это его дело как отца лжи - противоречить истинным словам Божьим.

Диавол осуществляет свои намерения в значительной степени за счет того, что внушает людям жестокие мысли о Боге, как будто Он немилосерд или неверен, как будто Он забыл и оставил тех, которые ради Него оставили все, что имели. Он старался внедрить в умы наших прародителей мысль, будто Бог запретил им есть от древа познания потому, что не хотел, чтобы они пользовались им для собственного блага. Так же и теперь он внушает нашему Спасителю, что Его Отец отказался от Него и оставил Его без всякой помощи. Но смотрите, как безрассудно было это предположение и как легко было на него возразить. Если Христос был всего лишь простой человек, потому что Он взалкал, то почему было бы не признать, что он более чем человек, что Он Сын Божий, потому что Он постился сорок дней и сорок ночей и не испытывал голода?

Во-вторых: «Ты теперь имеешь возможность доказать, что Ты Сын Божий: Если Ты Сын Божий, докажи это, повелев этим камням (груда которых, вероятно, лежала перед Ним) сделаться хлебами» (ст. 3). Иоанн Креститель как-то сказал, что Бог может из сих камней воздвигнуть детей Аврааму, поэтому Божественная сила, несомненно, может из этих камней сделать хлеб для тех детей. Если Ты имеешь такую силу, то воспользуйся ею для Себя Самого сейчас, когда Ты нуждаешься». Он не говорит: «Помолись Твоему Отцу, чтобы Он превратил эти камни в хлеб», но: «Скажи, чтобы камни сии сделались хлебами, Твой Отец забыл о Тебе, оставил Тебя Одного, и Ты ничем не обязан Ему».

Диавол никогда не будет склонять к смирению, но только к высокомерию, и он добивается своего, уводя человека от упования на Бога и внушая ему мнение о собственной самодостаточности.

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета», Том 1, Евангелие от Матфея

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: