Исход из Египта начинается с чуда спасения

В категориях: Библия говорит,Комментарии

471515

Книга Библии Исход

«Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.» (Исх.13:21)

Израильтяне отправились в Сокхоф одну из областей Египта, которую не следует путать с одноименным городом в Палестине (Быт. 33:17). Египтяне были только рады отдать свои богатства израильтянам и избавиться от них. Для евреев это было всего лишь справедливой платой за все то время, когда они работали на фараона. Египетские сокровища обеспечили израильтянам все необходимое для похода и служения Богу. Из Египта вышло около шестисот тысяч человек, не считая женщин и детей. Точное число мужчин 603 550 (38:26). А всего израильтян было около двух миллионов.

По поводу точной даты Исхода часто ведутся споры. Дата, обычно принимаемая консервативными учеными, 1440 г. до н. э. Другие ученые считают, что Исход произошел в 1290 г. до н. э. или даже позже (см. Введение).

Когда израильтяне покидали Египет, к ним присоединилось множество людей разных национальностей. В Книге Чисел (11:4) эти люди называются „пришельцами“ (но в Новой Американской Стандартной Библии (НАСБ) это слово переводится как „сброд“). Там же мы читаем о том, как они ропщут на Господа, несмотря на все Его благодеяния.

12:4042 Хронология, приведенная в стихе 40, описана в комментарии на Бытие 15:13, 14. Четыреста тридцать лет, упомянутые здесь, это общая продолжительность пребывания израильтян в Египте. Время здесь подсчитано с точностью до дня. Отсюда можно сделать важный вывод: Бог не забыл о том, что обещал за много веков до этого. Он исполнил Свое Слово, когда вывел Свой народ из Египта. Господь также не медлит с исполнением данного нам обещания нашего искупления (2 Пет. 3:9). Наступит день, когда Господь Иисус, прообразом которого был Моисей, выведет Свой народ из этого мира и приведет в вечную Землю Обетованную.

В предназначенном для последующих поколений уставе о праздновании Пасхи сказано, что участвующие в ней мужчины обязательно должны быть обрезанными, будь то чужестранцы, соседи или слуги. Никакой иноплеменник не должен есть ее, поселенец и наемник не должен есть ее.

Бог спас первенцев израильтян от смерти в Египте. Поэтому всех первородных из людей или животных нужно было посвящать Богу. Все первенцы принадлежали Ему.

Первенцы становились священниками Господа до тех пор, пока позже это служение не перешло к племени Левия. Первенцы чистых животных приносились в жертву Господу в первый год жизни. Первенцев нечистых животных, например, осла, приносить в жертву Богу было нельзя. Поэтому их выкупали смертью агнца. Иными словами, агнец должен был умереть вместо осла. Если осла не выкупали, то ему ломали шею. Приходилось выбирать между искуплением и смертью. Со временем закон стал предусматривать возможность денежного выкупа за осла (Лев. 27:27, Числа 18:15). Первородный сын, рожденный в грехе, тоже выкупался за пять сиклей (Числа 18:16). Это было серьезным напоминанием о том, что человек нравственно нечист перед Богом.

Искупление первенца означало посвящение Богу, а Праздник Опресноков напоминал, что искупленный народ должен жить в нравственной чистоте. Семь дней подряд израильтяне ели опресноки, и в домах у них не должны было быть никаких дрожжей. И посвящение первенца, и Праздник Опресноков должны были служить наглядными уроками будущим поколениям о том, как Бог вывел Свой народ из Египта.

Со временем евреи стали буквально понимать содержание стихов 9 и 16, делая себе филактерии, или кожаные коробочки, внутри которых лежали фрагменты Божьего Слова. Эти коробочки привязывались на лоб и на кисти рук. Но духовный смысл этого стиха таков: все, что мы делаем (руки) и все, чего мы желаем (глаза), должно подчиняться Слову Господа.

Кратчайший путь из Египта в Ханаан проходил через Филистимскую землю. Путешествие по этой прибрежной дороге, которая называлась „Путем Хоруса“, заняло бы две недели. Но эта оживленная дорога находилась под постоянным надзором египетской армии. Чтобы уберечь Свой народ от нападения и последующего разочарования, Бог повел их дальше на юг через полуостров Синай. Израильтяне шли ровным строем, построившись по племенам. Они также несли с собой кости Иосифа, взявшего с их предков клятвенное обещание похоронить его в родном Ханаане.

К. Ф. Пфайфер пишет: „В Библии море, которое открылось перед Израильтянами, называется „Yam Suph“, буквально „Море тростника“ (Исх. 13:18). То, что сейчас носит название Горьких озер, в древности могло быть связано с Красным Морем. Возможное, именно поэтому возникла традиция заменять „Море Тростника“ (Sea of Reeds) „Красным Морем“ (Red Sea). По поводу того, где именно израильтяне пересекали море, существует множество теорий, но ни одну из них ученые не принимают безоговорочно“.11 13:21, 22 На присутствие Господа среди израильтян указывали столп облачный днем и столп огненный ночью. „Это были“, как говорит М. Генри, „постоянные чудеса“. Облако славы поеврейски называется „Шехина“, от слова, которое в переводе означает „обитать“, „останавливаться". Столп (или столб) наглядно свидетельствовал о том, что Бог ведет Свой народ и защищает его от врагов (Исх. 14:19, 20). И в том, и в другом смысле этот столп служит прообразом Господа нашего Иисуса Христа.

Переход через Красное море

Глава 14 - одна из самых захватывающих во всей Библии. Господь направил израильтян на юг к Пи-Гахирофу, к западу от Красного моря. Бегство казалось невозможным. Тем величественнее было явленное чудо. Фараон решил, что израильтяне оказались в ловушке, и отправился за ними с армией из шестисот отборных колесниц. Кроме того, он взял с собой все остальные египетские колесницы с начальниками. Два с половиной миллиона израильтян разбили лагерь возле моря. Видимо отсюда произошел английский вариант пословицы „меж двух огней“: „между дьяволом (т.е. фараоном) и глубоким синим (Красным) морем“.

Когда израильтяне подняли глаза и увидели приближающуюся армию египтян, они, конечно же, испугались. Но при этом они также воззвали к Господу, что было мудро с их стороны. Впрочем, они успели также пожаловаться, и уже не впервые (5:21), Моисею, которого поставил над ними Бог. „Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне“, сказали они. С их стороны это было проявлением полного неверия, причем это был не последний раз, когда оно высказывалось. Но Моисей уже забыл о своей робости. Он сказал им: „Стойте, и увидите спасение Господне“.

Одно из самых великих чудес во всей истории вот-вот должно было свершиться. Господь повелел Моисею: „Скажи сынам Израилевым, чтобы они шли. А ты подними жезл свой и простри руку твою на море, и раздели его. И пройдут сыны Израилевы среди моря по суше“.

Что касается ожесточения сердец египтян и того, как Господь возвеличился над фараоном и всей его армией, Мэтью Генри пишет:

„Господь явил Свою праведность, излив гнев на тех, кто так долго противился Его благодати. В этих словах слышится торжество победы над упрямым и самонадеянным бунтарем“.13 14:19-28 Ангел Божий (Христос) занял Свое место в облачном столпе позади стана израильтян, защищая их от египтян. Столп облачный давал свет израильтянам, в то время как египтяне оставались во тьме. По велению Моисея воды Красного моря разделились, образовав две стены из воды, между которыми был проход по суше. Израильтяне благополучно перешли на другой берег, но, когда армия фараона попыталась броситься за ними в погоню, Господь привел их в замешательство и отнял колеса у колесниц, „так что они влекли их с трудом“. Египтяне не успели отступить, когда воды сомкнулись над ними по приказанию Моисея. Ни одного из них не осталось в живых. Та же самая вера, благодаря которой разверзлись воды Красного моря, позволяет и нам совершать невозможное, когда мы идем вперед по воле Господа.

Переход через Красное море - это величайшее проявление могущества Господа в Ветхом Завете. Но величайшее проявление Его силы во все времена - это воскрешение Христа из мертвых.

Песнь Моисея

Пасха напоминает нам о том, что искупление совершается кровью. Красное море свидетельствует о том, что искупление совершается силой Господа. Именно эту силу прославляет Песнь Моисея. Профессор Вудринг выделяет в ней следующие части:

Вступление (ст. 1) триумф Иеговы.

Строфа 1 (ст. 2, 3) кто Он есть: сила, песнь, спасение.

Строфа 2 (ст. 413) то, что Он совершил: победил врагов; освободил народ из Египта.

Строфа 3 (ст. 1418) то, что Он совершит в будущем: победит других врагов; приведет Свой народ в уготованный им удел. Заключение (ст. 19) контраст между поражением египтян и спасением израильтян.

Мириам и все женщины поют антифоном (ст. 20, 21).

Почти триста лет назад английский комментатор Мэтью Генри выразил свое восхищение и понимание этой великой духовной оды такими словами:

„Об этой песне мы можем сказать следующее: (1) Это древняя песня самая древняя из всех известных нам. (2) Композиция этого произведения построена замечательным образом. Стиль песни величественный и возвышенный. Образы живые и точные. Вся песнь производит очень сильное впечатление. (3) Эта священная песнь посвящена Богу. Она превозносит Его Имя и воздает Ему хвалу, только Ему одному. В ней нет даже намека на возвышение кого-либо из людей.

Вся песнь несет отпечаток Божьей святости, и ее поют для Него. (4) В песне содержится аллегория. Торжество благовествующей церкви и гибель ее врагов выражены в песни Моисея и песни Агнца, которые сливаются воедино на стеклянном море, т.к. все происходило у Красного моря (Откр. 15:2, 3)“.

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.Christliche LiteraturVerbreitung e.V. Postfach 110135 • 33661 Bielefeld

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: