О продуктах питания, ценах и продовольственной помощи в эпоху кризиса

В категориях: Аналитика и комментарии

1415616975_byudzhet

Алена Узбекова

На вопросы отвечает глава минсельхоза России Николай Федоров.

О ценах на продукты

Урожай зерна - 105 млн тонн. Рекордный урожай овощей. Прибавка в производстве мяса. Своей еды хватит.

Результаты действительно впечатляющие. Однако, несмотря на все эти сборы, привесы и надои, а также на то, что на прилавках стало больше отечественной продукции, которая в меньшей степени зависит от курса валют, цены выросли значительно. Многие предсказывают существенный рост продовольственной инфляции и в 2015 году.

Николай Федоров: Отвечу по порядку. Что касается роста потребительских цен в прошлом году, то действительно, впервые за последние годы он является двузначным: по данным Росстата, - 15,7 процента. При этом в который раз обращаю внимание на то, что наше ведомство отвечает не за торговлю и розничные цены, а за производство сельхозпродукции. Минсельхоз проводит ежедневный мониторинг ценовой ситуации в отношении отпускных цен производителей. По итогам мониторинга проводятся ежедневные селекторные совещания в режиме видеоконференций с регионами. Так вот я могу обосновать, почему выросли цены производителей. Сыграло свою роль удорожание кредитов, вызванное корректировкой денежно-кредитной политики России. Сказалась девальвация национальной валюты - в структуре затрат на производство животноводческой продукции имеются импортозависимые позиции, в частности, ветеринарные препараты, в том числе вакцины, племенная продукция, витамины и премиксы. Также не могли не отразиться на конечной цене продукции повышение стоимости зерна и кормов, минеральных удобрений, ГСМ, коммунальных платежей.

Вместе с тем доля основного сырья в розничной цене пищевой продукции варьируется от 24 до 60 процентов, где 24 процента приходится на хлеб, а 60 - на говядину. То есть обращаю внимание на то, что конечная цена товара для потребителя в значительной степени зависит от оптового и розничного звеньев. На прошлой неделе я направил письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Юрьевичу Артемьеву с просьбой провести проверки на рынке сахара. По этому товару мы даже превосходим показатели Доктрины продовольственной безопасности. С учетом причин, которые я назвал выше, отпускные цены сельхозпроизводителей на сахар выросли на 10 процентов. В то же время в звене "опт-розница", которое не имеет никакого отношения к производственным затратам, сахар подорожал на 40 процентов. Это ненормально. И за этим нужно следить и правоохранительным органам, и региональным комиссиям, отвечающим за уровень цен.

К сожалению, экономические стрессы - благоприятная среда для разведения спекулянтов, которые умело играют на настроениях людей и в итоге получают сверхдоходы. Мы со своей стороны делаем все, чтобы цены сельхозпроизводителей были адекватны ситуации в экономике. Не люблю делать прогнозы, это опасно, но скажу, что с учетом мер государственной поддержки АПК, направленных на снижение рисков сельхозтоваропроизводителей, продовольственная инфляция в 2015 году может колебаться в пределах 10-15 процентов. Мне бы хотелось, чтобы эти параметры учитывали все игроки, в том числе те, кто работает на оптовом и розничном рынках.

О продуктовой политике России и помощи малоимущим

В прошлом году много говорилось о программе внутренней продовольственной помощи, предусматривающей поддержку малоимущих граждан путем предоставления продуктов по льготным ценам. А ведь на самом деле это тоже хороший стимул для развития наших сельхозпредприятий, особенно с учетом курса на импортозамещение. Когда эта программа может заработать в России и кто сможет рассчитывать на помощь государства?

Николай Федоров: Программа внутренней продовольственной помощи - очень важный и серьезный проект. Как вы справедливо заметили, это поможет поддержать наших сельхозпроизводителей и помочь малоимущим гражданам. По данным Росстата, их численность составляет около 16 миллионов человек. Например, дефицит потребления молочных продуктов у этой категории граждан, по нашей оценке, составляет 46 процентов, яиц - 37 процентов, рыбы - 28, фруктов и ягод - 61 процент, овощей - 51 процент. В денежном выражении дефицит оценивается в 317 миллиардов рублей. Часть этих денег могут зарабатывать наши сельхозпроизводители.

Не стоит забывать, что есть еще потребности учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания. Общая численность потребителей в социальном питании в этих учреждениях - 32,5 миллиона человек. При полном охвате первой и второй групп граждан потребность в пищевых продуктах составляет порядка 11 миллионов тонн ежегодно стоимостью более 670 миллиардов рублей. Вы представляете, какой потенциал?!

Не секрет, что ежегодно мы теряем значительную часть выращенного урожая из-за недостатка мощностей по хранению и производству полуфабрикатов различной степени готовности, упаковке и транспортировке продукции. Поэтому на развитие оптово-распределительных центров на 2015-2020 годы предусматривается выделение почти 80 миллиардов рублей в виде возмещения части процентной ставки по краткосрочным кредитам на переработку сырья и на возмещение прямых затрат на создание оптово-распределительных центров, а также товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания. Это то, что касается производителей.

Теперь о потребителях, в частности, о малоимущих гражданах. Состав нуждающейся части населения будет определяться региональными властями. И мы только в начале пути создания общефедеральной системы. Но, несмотря на ограниченные ресурсы, уже начали реализовывать пилотные проекты в Мордовии, Якутии, Удмуртии, Брянской, Омской, Саратовской и Ульяновской областях. Это делается при помощи минсельхоза, в рамках экономически значимых региональных программ.

Пока мы понимаем, что поддержка нужна в различных формах. А именно: выделения целевых средств на покупку определенных продуктов, организацию горячего питания, а также предоставление готовых продуктовых наборов. Все это требует принятия новых законов. Но есть соответствующая "дорожная карта" и распоряжение председателя правительства о том, что мы должны подготовить нормативную базу к концу 2015 года. И мы это сделаем.

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6580 (9), 20.01.2015

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: