Третье искушение Иисуса сатаной

В категориях: Библия говорит,Комментарии

3549059f5b0a

«Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. (Матф.4:8-10)

В своем третьем искушении сатана попытался подвести Христа к самому ужасному идолопоклонству, обещая Ему за это все царства мира и славу их. Здесь мы можем заметить:

Как сатана пытался нанести этот удар нашему Спасителю.

Самое худшее искушение было оставлено на конец. Иногда в самом конце святых ожидает схватка с сынами Енаковыми и последний удар бывает самым сильным. Поэтому, какие бы сильные искушения мы уже ни пережили, нам следует готовиться к более худшим, взяв оружие праведности в правую и левую руку.

Что он показал Ему - все царства мира. Чтобы осуществить это, он возвел Его на высокую гору. Надеясь одолеть Христа, сатана, подобно Валаку, меняет место действия. Крыло храма недостаточно высоко, князь, господствующий в воздухе, должен поднять Его выше, в свои владения. Некоторые полагают, что эта гора находилась по другую сторону Иордана, так как именно там мы находим Христа после этого искушения, Иоан. 1:28, 29. Возможно, это была гора Фасга, с которой Бог показал Моисею все царства ханаанские.

И вот, благословенный Иисус был поднят на эту гору, чтобы иметь хороший обзор, словно бы диавол мог показать Ему в этом мире нечто большее, чем Он знал, в мире, который был Им сотворен и Им управляем. Отсюда он мог показать некоторые царства близ Иудеи, однако, не славу их. Несомненно, это было обманом, иллюзией славы сатаны. Вероятно, то, что сатана показал Христу, было всего лишь перспективным изображением местности, миражом, который этот великий обманщик мог сотворить без всякого труда, представив в живых красках славу и блеск царей, их одеяния и венцы, их свиты, экипажи и охрану, великолепные троны и свиту, величественные дворцы, роскошные здания в городах, сады и поля в селениях, с различными картинами их благоденствия, наслаждения и веселья, - с той целью, чтобы поразить воображение, вызвать восхищение и пленить сердце. Таково было это зрелище. Сатана возвел Христа на гору, чтобы создать иллюзию действительности и таким образом замаскировать обман. Но благословенный Иисус не поддался этому обману, ибо Он насквозь видел обманщика. Христос позволил сатане сделать то, что ему хотелось, но только для того, чтобы Его победа над ним оказалась более славной.

Относительно сатанинских приемов в искушениях можно отметить следующее. Во-первых, очень часто искушение приходит через наше зрение, через глаза, которые не видят того, что должны видеть, и прельщаются суетой, от которой должны отворачиваться. Первый грех вошел в человека через глаза, Быт. 3:6. Посему нам следует заключить завет с глазами своими и молить Бога, чтобы Он отвратил очи наши от суеты. Во-вторых, всякое искушение обычно исходит от мира и от того, что в мире. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская - вот то, из чего сатана черпает большую часть своих аргументов. В-третьих, искушение - это великий обман, в который сатана повергает бедные души. Он обманывает их и таким образом губит. Он обманывает их миражами, яркими красками, показывая мир и славу его, и скрывает от их глаз грех, печаль и смерть, покрывающие пятнами позора всякую мирскую славу, заботы и несчастья, сопутствующие большому богатству, и шипы, которыми увиты царские венцы. В-четвертых, наиболее обольстительным искушением для нерассудительных и неосторожных является слава мира сего: люди более всего склонны поддаваться именно этому обольщению. Сыновья Лавана позавидовали славе Иакова; гордость житейская - это наиболее опасная сеть.

Чем сатана хотел прельстить Его: Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне.

Во-первых, каким пустым было это обещание. Все это дам Тебе. Кажется, он полагал, что в предыдущих искушениях отчасти добился своего, доказав, что Христос не является Сыном Божьим, так как Он не представил ему требуемых доказательств; поэтому теперь он смотрит на Него как на обычного человека. «Посмотри, - говорит он, - Бог, Сыном Которого Ты Себя считаешь, кажется, оставил Тебя и морит голодом. Это свидетельствует о том, что Он вовсе не Твой Отец, но если Ты покоришься мне, то я гораздо лучше позабочусь о Тебе. Признай меня Своим отцом, вместо Твоего Отца, и попроси у меня благословения, и все это дам Тебе». Люди, которых сатане удается убедить в том, что они оставлены Богом, делаются легкой добычей для него. Лживость этого обещания заключается в словах: Все это я дам Тебе. Что все это? То, что сатана показал Христу, было всего лишь изображением, картинкой, иллюзией, не содержащей в себе ничего реального, и это он хотел дать Христу? Прекрасный подарок! Однако именно таково было предложение диавола.

Многие теряют из вида реальность, сосредоточиваясь на том, чего не существует. Все приманки диавола - мошенничество, одна только видимость, это всего лишь призраки и тени, которыми он обманывает людей, а точнее, они обманывают сами себя. Народы земли задолго до того были обещаны Мессии, и если Он Сын Божий, то они уже принадлежат Ему. Сатана сейчас притворяется добрым ангелом, вероятно, одним из тех, которые были поставлены над царствами земли, делает вид, что ему даны полномочия передать их Христу согласно обетованию.

Нам следует остерегаться принимать из рук диавола даже то, что Бог обещал нам дать. Именно это и происходит, когда мы торопим исполнение обетования, добиваясь его греховными путями.

Во-вторых, каким мерзким, отвратительным было поставленное им условие: «Если падши поклонишься мне». Все поклонения, совершаемые язычниками их богам, были поклонениями сатане (Втор. 32:17), поэтому он и назван богом века сего, 2 Кор. 4:4; Кор. 10:20.

Сатана очень хотел привлечь Христа на свою сторону и убедить Его, поставленного Учителем, проповедовать языческое идолослужение и снова ввести его среди иудеев; тогда все народы земли соберутся к Нему. Возможно ли более ужасное и мерзкое искушение? Самый лучший из святых может испытывать иногда искушение к самому страшному греху, особенно когда он находится в унынии, к такому, например, как отрицание Бога, богохульство, убийство, самоубийство и тому подобное. Но пока святые не соглашаются на них, они остаются их страданиями и не становятся их грехами. Христос ведь тоже был искушаем ужасным грехом - поклонением сатане.

Христос отразил этот удар и вышел победителем. Он отверг предложение сатаны:

[1]       С ужасом и отвращением: «Отойди от Меня, сатана». Два предыдущих искушения были завуалированы, что допускало некоторое обсуждение, но это было настолько грубым и явным, что исключало всякие переговоры. Оно было ужасным даже с первого взгляда и поэтому немедленно было отвергнуто. Если самый лучший наш друг предложит нам: «Пойдем служить иным богам», - мы не должны слушать его, Втор. 13:6, 8. Опасность некоторых искушений совершенно очевидна, известна заранее, их следует не обсуждать, а немедленно отвергать: «Отойди от меня, сатана. Прочь, со своим искушением, мне непереносима сама мысль об этом!» Когда сатана искушал Христа повредить самому Себе, бросившись вниз, то хотя Христос и не повиновался ему, однако выслушал его. Но теперь искушение было оскорбительным для Бога, поэтому Он не может больше слушать: «Отойди от Меня, сатана». Примечание. Негодование, которое поднимается в нас, когда нам предлагают то, что бесчестит и бесславит имя Божье, является праведным. Больше того, все то мерзкое, что, мы уверены, ненавидит Господь, должны ненавидеть и мы. Будем держаться подальше от таких вещей, чтобы не иметь с ними никакого дела. Примечание. Хорошо, когда мы со властью наступаем, сопротивляясь искушениям, и отвращаем ухо свое от сатанинских чар.

Для того чтобы укрепиться в своих решениях против греха, полезно посмотреть, как много существует оснований для таких решений. Аргумент был очень верным и точно соответствовал цели. Он был взят из Втор. 6:13 и 10:20: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Христос не обсуждал вопрос о том, был сатана ангелом света, на что тот претендовал, или нет. Если бы даже он и был ангелом света, все равно ему поклоняться нельзя, потому что эта честь принадлежит исключительно одному Богу.

Мы должны отвечать на искушения так полно и так кратко, насколько это возможно, чтобы не оставлять места для возражений. Наш Господь обратился к фундаментальному закону, который является обязательным и всеобщим законом.

Поклонение принадлежит только одному Богу, и его нельзя воздавать никакой твари. Это венец, который нельзя передавать кому-то, это слава Божья, которую Он не отдаст другому и которую не дал бы и Сыну (что Он сделал, обязав людей чтить Сына так же, как и Отца), если бы Он не был Богом, равным Ему Самому и единым с Ним. Христос цитирует этот закон о поклонении и применяет его лично к Себе. Он делает это для того, чтобы, во-первых, показать, что в Своем уничиженном состоянии Он Сам

Себя сделал подзаконным, и, хотя как Бог Он был достоин поклонения, тем не менее как человек Он поклоняется Богу, как публично, так и наедине, втайне. Христос обязывает нас делать не больше того, к чему Он прежде всего обязал Сам Себя. Таким образом Он исполнял всякую правду. Во-вторых, чтобы показать, что закон поклонения Богу - это вечная, неизменная обязанность человека; хотя Он отменил и изменил многие постановления о поклонении, однако этот фундаментальный закон природы - поклоняться только Богу - Он подтверждает, подкрепляет и обязывает нас соблюдать его.

 

Мэтью Генри,  «Толкование на книги Нового завета»,  Том 1, Евангелие от Матфея

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: