Возделывать благодарное сердце

В категориях: Возрастая в личной жизни,Созидая свой внутренний мир

1-50618

Молодой человек с перебинтованной рукой подошел к клерку на почте. «Сэр, не могли бы вы послать эту открытку мне?» Клерк с радостью согласился, а потом согласился написать текст на открытке.

После всего он спросил: «Что еще я могу сделать для вас?» Молодой человек задумался на минуту, глядя на открытку, а потом сказал: «Да, добавьте

P.S. Простите за почерк.»

Мы неблагодарные люди. Описывая человечество в «Записках сумасшедшего», Достоевский пишет: «Если он не туп, он чудовищно неблагодарен! Феноменально неблагодарен. Я думаю, самым лучшим определением человека будет «неблагодарное двуногое.»

Лука говорит об очищении десяти прокаженных, подчеркивая тенденцию человека к принятию благодати как должное и к забывчивости в отношении благодарности Богу за Его благодеяния. «Разве не десять очистились? Где же другие девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Луки 17:1718).

Помните: Божье избавление - в прошлом.

В нашем календаре выделен один день для благодарения Бога, но даже этот день больше направлен на поглощение еды, чем на благодарность. Древний еврейский календарь включал в себя несколько ежегодных праздников, которые напоминали людям об избавлении и обеспечении Божием, так чтобы они обновляли в себе чувство благодарности и покаянии перед Господом.

Несмотря на это, они забывали: «Они стали непослушны и возмущались против Тебя...Они не вспомнили о Твоем благодеянии... Они скоро забыли дела Его» (Неемия 9:26; Псалом 105:7, 13). Пророк Осия точно показал смысл такого падения, приводящего к неблагодарности: «Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (13:6). Когда у нас все хорошо, мы склонны думать, что наше процветание создано нами самими. Такое заблуждение приводит нас к гордости, а гордость склоняет к тому, чтобы забыть Бога и надеяться только на себя вместо Творца. Таким образом, забывчивость всегда ведет к неблагодарности.

Еще несколько столетий до этого Моисей предупреждал детей Израиля, что они начнут забывать Господа, когда получат благословения Обетованной Земли. «То смотри, чтобы не надмилось сердце твое, и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства... и чтобы ты не сказал в сердце своем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие» (Второзаконие 8:14,17). Противоядие этому духовному яду мы находим в следующем стихе: «Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство» (8:18).

Наша склонность забывать, а вернее вытеснять оказанное нам добро на периферию нашего сознания-памяти - это отпечаток нашей падшей природы. По этой причине мы должны расценивать воспоминание как духовное обязательство, ежедневное запланированное действие, сознательный выбор. Если оно сводится только к спонтанным моментам эмоциональной благодарности, воспоминание постепенно угаснет, и мы не вспомним о том, что Бог сделал для нас и будем принимать Его благодать за должное или второстепенное.

«Восстание против Бога начинается не с того, что кто-то поднимает сжатый кулак атеизма, но с самодовольного сердца, для которого благодарность  является чем-то излишним», пишет Оз Гиннес в книге «Два сознания». Апостол Павел выявляет тупиковость подобного мышления, когда он задает вопрос: «Что вы имеете, чего бы не получили? А если получили, чего хвалитесь, как будто не получали?» (1 Коринфянам 4:7). Даже как верующим во Христа, для нас свойственно упускать из виду ту истину, что всё чем мы являемся и обладаем - здоровье, разум, способности, жизни - это дары Божии, а не наше собственное творение. Возможно мы и понимаем это, но лишь немногие из нас активно признают нашу полную зависимость от Господа в течение каждой недели. Мы редко пересматриваем многие благодеяния Божии, которые имеем в настоящем. Таким образом, мы забываем, иными словами теряем свежесть переживания чувства благодарности.

Забывая благодеяния Бога, мы впадаем в две крайности. Первая крайность приводит к самонадеянности. Когда всё идет по- нашему, мы можем забыть Бога или будем вспоминать о Нем поверхностно, механически. Другая крайность - это возмущение и горечь из-за трудных обстоятельств. Когда мы испытываем потери и неудачи, мы начинаем думать, почему у нас всё не так хорошо, как у других; так у нас вырабатывается отношение ропота и недовольства. Мы можем объяснять это неудачами, злоключениями или недостатком отдыха, но всё это сводится к неудовлетворенности Божьей заботой и попечением о нас.

Недостаток удовлетворенности и благодарности частью происходит от наших попыток контролировать смысл нашей жизни независимо от того, что Христос хочет. Кроме того, причиной может быть концентрация внимания на том, чего мы не имеем, вместо того, чтобы благодарить за многие замечательные вещи и события, которые мы уже получили. Часто мы имеем дело с завуалированной гордыней, стремлением все контролировать вокруг себя, ни от кого не зависеть. Порой мы даже пытаемся библейски оправдать это стремление: Бог дал нам указание непрерывно совершенствоваться, идти вперед по пути освящения, поэтому зачем зацикливаться на прошлом. Вместо библейского переживания новизны каждого акта Божьего благословения мы впадаем в фарисейские подсчеты, что Бог в этом месяце (или году) дал нам меньше, чем раньше. И, наверное, не понимаем, что такой подход как раз и отбрасывает нас назад в нашем преображении в образ Христа, буквально отдаляет от Бога: попытка освободиться от благодарности замедляет наступление нового благословения.

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите; ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фессалоникийцам 5:16-18). Мы не можем благодарить и одновременно выражать недовольство. Благодарить - это вспоминать духовные и материальные благословения, которые мы получили, и быть довольными тем, что дает наш любящий Бог, даже когда это не совпадает с теми планами, которые мы строили. Благодарность - это выбор, а не просто чувство; она требует усилия, особенно в трудных обстоятельствах. Чем больше мы будем делать выбор в пользу благодарения, тем более естественным оно станет для нас, и тем больше наши глаза будут видеть маленькие благословения, которые происходят в течение дня, и которые мы раньше не замечали. Джи Кей Честертон выработал следующий подход в том, чтобы замечать эти маленькие благословения: «Мы молимся с благодарностью перед едой. Это правда. Но я молюсь с благодарностью перед концертом и оперой, перед спектаклем и пантомимой, благодарю перед тем, как открою книгу, благодарю перед тем, как сделать набросок, написать картину, проплыть, поставить забор, боксировать, гулять, играть, танцевать, и благодарю перед тем, как обмакнуть перо в чернила». Генри Ноуэн сделал следующее наблюдение: «Каждый дар, который я признаю, открывает следующий дар, и потом следующий до тех пор, пока самое обычное, нормальное и очевидное, земное событие не оказывается наполненным благодатью».

Помните: Божии обетования - в будущем.

Если мы не благодарим за Божие избавление в прошлом и Его помощь в настоящем, мы не сможем быть Ему благодарными за Его обетования в будущем. Писание наставляет нас положиться на нашу веру во Христа и обновлять ее постоянно, так чтобы нам иметь Божию перспективу на нашу жизнь в настоящем. Его планы для Его детей превосходят наше воображение, а Его намерения состоят в том, чтобы сделать из нас новых людей, отереть с глаз все слёзы, показать «преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» в грядущих веках (Ефесянам 2:7).

Сделайте это упражнение ежедневной привычкой, либо в начале, либо в конце дня - благодарить Бога за благодать и помощь в прошлом, настоящем и будущем.

Такое обязательство будет угодным Богу, потому что оно будет формировать благодарное сердце, признательное постоянным благодарением.

Д-р Кеннет Боа, Преображение в Его образ

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: