Бизнес и Бог: возможно ли это?

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

квакер

Богоугодный капитализм

Матс Тунехаг является спикером, писателем и консультантом из Швеции; имеет опыт работы примерно в половине стран мира. В течение последних 20 лет специализируется на разработке концепции Бизнес как Миссия (БКМ), а также участвует в работе национальных, региональных и глобальных стратегических альянсов.

В 2002 году Матс Тунехаг выступил инициатором и одним из лидеров первого глобальный центра БКМ, по итогам которого был создан Лозаннский документ БКМ, а также Манифест БКМ (2004 год). Эти документы были переведены на многие языки и стали основой для работы по данному направлению для лидеров бизнеса, церквей и миссий во всем мире.

Если бы бизнес всегда сводился только к получению прибыли, о вполне приемлемым было бы заниматься торговлей людьми, ввиду относительно низких рисков (очень малое количество торговцев людьми задерживается правоохранительными органами) и высокой прибыли. Если бы создание рабочих мест было единственной целью бизнеса, то можно было бы рекомендовать Мафию, ввиду того количества «рабочих мест», которые они создают.

Компании должны служить различным группам людей посредствам своей продукции, услуг, отношений и поведения с сотрудниками, владельцами, поставщиками, клиентами, семьями, сообществом и т.д.

Компании должны стремиться оказывать положительное влияние на людей и общество, не только с точки зрения экономики, но также в социальном и экологическом плане.

Компании должны иметь Библейскую этическую платформу для формирования всех операций бизнеса. Верные корпоративные ценности компании также влияют на создание здорового общества вокруг нее.

Компаниям необходимо зарабатывать прибыль, чтобы оставаться экономически живыми, но при этом также важно смотреть немного дальше.

Папа Римский Иоанн Павел II сказал: "Цель коммерческой фирмы состоит не в том, чтобы просто получать прибыль, но состоит в том, чтобы найти смысл в самом своем существовании как сообществе людей, которые различными способами пытаются удовлетворить свои базовые потребности и которые также представляют собой определенную группу людей для служения всему обществу.

Эта мысль также прослеживается и у такого известного финансиста как Дэвид Рокфеллер: "Устаревшее понятие о том, что владелец бизнеса имеет право использовать свое имущество исключительно по своему усмотрению с целью максимального извлечения прибыли, сменилось твердым убеждением о том, что любое владение или собственность несет в себе определенные социальные обязательства. Сегодня менеджер компании является попечителем не только в отношении собственников компании, но и ее сотрудников и всего общества в целом".

Папа Иоанн Павел II говорит, что церковь "признает фундаментальную и позитивную роль бизнеса, рынка, частной собственности и связанной с этим ответственности за средства производства, а также свободы творчества в секторе экономики". Однако он добавляет, что вместе с этим должна существовать и сильная юридическая платформа, которая по сути своей является этичной и религиозной.

Может ли компания, использующая этические принципы работы, выжить в суровых условиях глобального рынка? Реально ли иметь христианские ценности и зарабатывать прибыль? Да, реально, и вот один пример:

Корпорация Р. В. Беккет (The R.W. Beckett Corporation), основанная в 1937 году, является на данный момент семейным бизнесом в третьем поколении, который «стремится применять основанную на Библии философию в каждой фазе своей работы». Их миссия: Благодатью Божьей мы будем расти, неуклонно совершенствоваться и от всего сердца служить нашим клиентам и коллегам.

Вот некоторые ценности этой компании:

  • Наше намерение быть компанией, во всем ориентированной на Христа.
  • Наше поведение и отношения с людьми основываются на достоинстве и самых высоких этических и моральных стандартах.
  • Мы желаем быть известны как благородная, надежная и заслуживающая доверия компания, всегда готовая приложить дополнительные усилия во имя того, во что мы верим.
  • Прибыль важна и необходима, но не ценой потери здравого делового смысла в долгосрочной перспективе.
  • Мы признаем существование бизнес циклов, и поэтому для нас устойчивость занятости сотрудников является высоким приоритетом.
  • Мы хотим быть «компанией с высокой гражданской ответственностью» — активной в служении и помощи людям в их нуждах.
  • Мы понимаем, что все наши усилия являются частью более великих целей Бога Таким образом, мы призваны работать “для Него”. Мы рассматриваем наш бизнес как знак доверия, и поэтому мы должны быть мудрыми и профессиональными управителями того доверия, которое Он оказал нам.

Итак, может ли бизнес иметь христианские ценности и быть прибыльным? Да! Корпорация Беккет подтверждает это на протяжении уже более 75 лет.

Богоугодный капитализм

Некоторые из нас выросли во времена холодной войны, и в Швеции разделительная линия этих «фронтов» часто описывалась как различие двух экономических систем. Но на самом деле разделительная линия скорее проходила в сфере прав человека и свободы, и, соответственно, человеческого достоинства. Централизованно планируемая административно-командная экономика в коммунистических странах имела катастрофические последствия для людей, общества и окружающей среды. Но означает ли это, что капитализм является идеалом?

Папа Римский Иоанн Павел II сказал по этому поводу:

“Можно ли говорить, что после неудачи Коммунизма, Капитализм является победоносной социальной системой, и что именно Капитализм должен быть целью развития стран, которые прилагают усилия для восстановления своих экономических систем и общества? Действительно ли Капитализм - модель, которая должна быть предложена странам Третьего мира, ищущим свой путь к истинному экономическому и гражданскому прогрессу?

Ответить на этот вопрос непросто. Если под «Капитализмом» подразумевается экономическая система, которая признает фундаментальную и позитивную роль бизнеса, рынка, частной собственности и связанной с этим ответственности за средства производства, а также свободу творчества человека в секторе экономики, то ответ, конечно же, утвердительный, хотя было бы более уместно говорить о «предпринимательской экономике», «рыночной экономике» или просто «свободной экономике».

Но если под «Капитализмом» подразумевается система, в которой свобода в секторе экономики не ограничена сильной юридической платформой, которая предоставляет эту систему на служение во благо свободы человека во всем ее проявлении, и которая рассматривает себя как особый аспект этой свободы, по сути своей являясь этичной и религиозной, тогда ответ, конечно же, отрицателен”.¹

Благочестивое приобретение богатства

Политические процессы и законодательство часто определяют платформу для экономических отношений и развития бизнеса. Мы можем не соглашаться с некоторыми политиками некоторых политиков, но, тем не менее, стоит отметить выступление Маргарет Тэтчер на эту тему перед Генеральной Ассамблеей Церкви Шотландии 21 мая 1988 года. Вот некоторые выдержки:

“В Ветхом Завете приводятся Десять Заповедей, данных Моисею в Книге Исход; в Книге Левит содержится повеление любить ближнего, как себя, и в целом важность и требование строго соблюдать кодекс закона. В Новом Завете содержится запись о Воплощении, учении Христа и установлении Царства Божьего. И снова мы видим акцент на любви к ближнему, как к самому себе, и принцип «поступайте так, как хотите, чтобы поступили с вами»”.

Я полагаю, что путем соединения этих основных элементов Ветхого и Нового Завета, мы получим: представление о вселенной, надлежащее отношение к работе и принципы формирования экономической и общественной жизни. Нам говорят, что мы должны работать и использовать наши таланты для создания богатства. “Если человек не работает, то он не должен есть”, пишет Св. Павел в Послании Фессалоникийцам. Именно изобилие, а не бедность, имеет законное право существования, происходящее из самой сути Сотворения.

Тем не менее, Десятая Заповедь - “Не возжелай” – предполагает, что зарабатывание денег и владение материальными благами могут стать эгоистичными действиями. Но здесь речь не о том, что создание богатства является неправильным, но скорее любовь к деньгам ради самого себя. Духовная составляющая включается в процессе принятия решения, что человек будет делать с имеющимся богатством. Как можно ответить на многочисленные просьбы о помощи, или инвестировать в будущее, или поддержать выдающихся художников и мастеров, чьи работы прославляют Бога, если сначала мы не будем много и усердно работать, используя наши таланты, чтобы создать необходимое богатство?”

Деловая женщина Ближнего Востока как образец для подражания

Иоанн Павел II и Маргарет Тэтчер сделали ценные наблюдения, но концепция и практика Бизнеса как Миссии значительно старше их выводов. Библия содержит иллюстрацию деловой женщины, как благочестивый пример того, как служить другим людям и отвечать на различные нужды общества и семьи. Давайте кратко рассмотрим несколько стихов 31 главы Притч и переведем их на современный бизнес-язык:

«Она чувствует, что занятие ее хорошо» (англ.: Она видит, что ее торговля прибыльна) Притчи: 31:18.

Притчи, Глава 31 Что это означает?
16 Задумает она о поле, и приобретает его Она делает оценку рынка и вкладывает капитал /инвестирует
от   плодов   рук   своих   насаждает   виноградник (англ.: из дохода своего покупает виноградник) Она     получает     прибыль     и     повторно вкладывает капитал /реинвестирует
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо (англ. что ее торговля является прибыльной) Она ведет бухгалтерию и управляет потоком наличности
24 Она делает покрывала и продает их Она вовлечена в производство и розничную продажу
и поясы доставляет купцам Финикийским Она разработала систему поставок
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся Она     использует     часть     прибыли     для благотворительности
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем Она - кормилица своей семьи
и урочное служанкам своим Она дает работу другим
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! Ее   достижения   в    бизнесе   признаны   и. конечно же, являются похвальными

Бизнес как Миссия для Христа

Мы можем выявить успех или поражение только на основании знания конкретной цели. Итак, какова же цель БКМ? Ключевым словом здесь является преобразование.

От успешного насаждения церквей до геноцида

Всего за 100 лет Швеция перешла из категории «недостигнутой Евангелием» в «оцерковленную». Приблизительно 90 процентов населения стали прихожанами церкви. Если в качестве критерия успеха рассматривать насаждение церквей и рост общин, то эта страна - пример абсолютного успеха в истории христианской миссии.

В то же время за 100 дней весной 1994 года в одной стране почти один миллион граждан (включая членов церквей) был уничтожен другими гражданами и членами церквей в жестоком геноциде. Название страны? Руанда. Страна пережила величайший успех Евангелизации и распространения церковных общин, но очень мало Евангельских истин проникло в межэтнические отношения: люди были в церкви, но церкви внутри людей не было.

То, как мы определяем для себя нашу миссию, имеет краткосрочный и долгосрочный эффект. Распространение церковных общин и рост количества верующих не является чем-то неправильными, но очевидно, что это не единственный и не достаточный критерий успеха.

Если рассмотреть Африку района Сахары, сегодня там находятся одни из самых многочисленных христианских стран в мире (процент населения, который составляют христиане), также там находятся и самые бедные страны в мире и одни из самых коррумпированных стран в мире. Что здесь не так? Это ли успех? Соответствует ли такая картина христианской миссии? Это то, что Господь желает видеть?

Наша миссия и критерии успеха должны включать в себя преобразование. Мы хотим, чтобы люди и общества были преобразованы - целостно. Глобальное движение Бизнес как миссия (БКМ) стремится к преобразованию жизней во всем мире через этический бизнес с целостным подходом. Очень масштабное заявление, и что же оно означает на практике?

Преобразование: Это позитивное и длительное изменение. И оно требует времени; у нас должно быть видение от поколения к поколению. БКМ является осознанным выражением веры на рабочем месте во всех отношениях внутри и вне компании. БКМ это управление бизнесом на основе этических принципов. Это следование за Иисусом в условиях рыночной экономики для того, чтобы способствовать преобразованию людей и общества.

Также следует уделить особое внимание малым и средним предприятиям (МСП). Они являются агентами преобразования — и не только с точки зрения экономики. Они во многих отношениях составляют основу всех развитых экономик. Также МСП почти полностью отсутствуют в бедных странах и регионах.

Все мы - люди с физическими, социальными, духовными, эмоциональными, экономичными и другими нуждами, находящиеся в определенном политическом и культурном контексте. Таким образом, преобразование должно быть целостным: затрагивать и людей, и общество. Именно это значение и имеет слово 'целостность' - что-то всеохватывающее, совершенное, в полноте. Наша миссия должна включать в себя нечто большее помимо Евангелизации и распространения церковных общин.

Во всем мире: движение БКМ не будет соответствовать Божьим целям и нашему предназначению, если мы будем ограничены исключительно местным контекстом. Мы должны регулярно покидать зону комфорта и идти ко всем людям, во все страны.

Бизнес как миссия, это больше, чем вы думаете!

Матс Тунехаг, Швеция, Май 2013

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: