Оскорбления и страдания в российских церквах

В категориях: Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть

2NOV_2802_01

Религиозные страдания — неисчерпаемая тема.

Старинная литература знала, что проклятья в час молитвы — лучшее, что перекрывает канал общения с Творцом неба и земли. Однако на то Он и Творец, чтобы не обращать внимания на такие мелочи: и проклятья Иова тоже были восприняты как молитвы. Но человек слабее Творца: принимать оскорбление даже от ближнего за молитву у него получается хуже.

Человек, никогда не бывший церковным (православным), даже не представляет себе степень чувствительности и, соответственно, способности страдать, которую развивает в себе практикующий прихожанин. Для человека, зашедшего со стороны, — ну храм и храм, служба как служба. А на самом деле — нет. Православный человек в храме способен мучиться буквально от всего. От того, что батюшка подал не тот возглас или что-то в службе сократил, от того, что читают невнятно или, напротив, русифицируют отдельные слова, от того, что не по чину или, напротив, слишком по чину. Любители древнего русского благочестия страдают в храмах от живоподобных, писаных маслом икон синодального периода, больше похожих на увеличенные католические открытки, и многоголосного партесного пения, от хоров, закатывающих композиторские концерты. Любители службы, знакомой с детства, страдают от попыток внедрить в обиход элементы христианской старины.

Ревностный прихожанин, как правило, носит в душе некую идеальную службу, идеальную храмовую атмосферу. Только такую он готов признать своей и с подозрением относится к любой другой, которая ему кажется отклонением. Я видел множество таких абсолютно православных людей, пристально и пристрастно озирающихся в чужом храме — все ли в порядке? Не нанесено ли ущерба благочестию? Не «неообновленец» ли тут батюшка, «католикофил», «тайный униат», «симпатизирующий раскольникам», «неправославных взглядов», не «протестант ли восточного обряда»? Или, напротив, не мракобес ли, фундаменталист и черносотенец? И, в частности, я знаю множество православных христиан, которым и служба, и особенно дворцовая атмосфера именно в храме Христа Спасителя доставляют значительные моральные страдания.

Не посудиться ли христианам друг с другом? Или подождать общего для всех Страшного суда?

Александр Баунов, «Источники обид народных»
«Отечественные записки» 2014, №6(63)

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: