Преображение человека в образ Божий – главное содержание Нового Завета

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

66381

Мы живём на излёте великого пробуждения российского народа, происшедшего в начале 90х годов 20-го века. Общий кризис социалистической общественной формации сопровождался кризисом духовным, когда господствовавшая атеистическая парадигма перестала удовлетворять широкие слои населения, и оно стало искать иных духовных ориентиров. В этот период свои ответы предложили самые разные духовные институты, отечественные и зарубежные, в том числе христианские. Сотни тысяч людей (а может быть и миллионы), пришли к вере в Бога (иные из них ко Христу как к личному Спасителю).

Евангелизация (установление общения с Богом) сменилась организационным устроением созданных церквей — упорядочиванием личной и общественной жизни христианских неофитов (впрочем, не только их, но и всех многообразных вновь созданных мировоззренческих и религиозных организаций).

Но жизнь развивается поступательно и выдвигает новые духовные нужды. Церковь встала перед проблемой ответа на них. Люди в настоящее время не сомневаются в авторитетности новых религиозных (мировоззренческих) институтов, но стремятся вычерпать всё, что те предлагают. Одно из решений, открываемых Церковью — раскрытие глубинного замысла Бога о человеке (личности и общества), преображение его в образ Божий для принципиального удовлетворения человеческой души и исполнения Божьего замысла о людях.

В Новом завете можно найти четыре различных варианта смысла слова «преображение» употребления этого слова:

  1. Преображение Иисуса Христа на горе перед учениками (Мф. 17:2 «...и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»; Мр. 9:2 «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними»).
  2. Преображении тела христиан (Фил. 3:21 «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все»).
  3. Преображение разума христианина (Рим. 12:2 «... и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»).
  4. Преображение всего внутреннего мира человека, верующего во Христа «2 Кор. 3:8 «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».

В греческом оригинале слово «преображение» означает изменение вида, образа, формы. Каждое из словоупотреблений достойно особого внимания:

  1. Преображение Господа Иисуса Христа — это переход в особое состояние тела богочеловека;
  2. Преображение христиан — приход в новое состояние тела, подобное состоянию воскресшего Христа (и, возможно, телу Его в день Преображения);
  3. Преображение разума — часть общего процесса преображения христианина;
  4. Преображение христианина по образцу славы Господней (как было обусловлено от Господнего Духа).

Итак, речь идёт о теле (в двух вариантах), разуме и целостном естестве человека.

Синонимы термина "преображения" в текстах Нового завета легко находятся, если взглянуть на процесс жизни христианина как на переход из одного состояния в другое. В этом случае синонимами становятся такие понятия, как «освящение» (например, 1 Фес. 4:3), «пребывание во Христе» (Ин.15:7), «познание Христа (2 Пет. 1:8)», «совершение спасения» (Фил. 2:2), «ученичество» (Мф. 28:19), «совершение святых на дело служения» (Еф. 4:12-13), «уподобление Христу» (1 Ин. 3:2), «очищение (1 Ин. 3:3) и другие.

С другой стороны, в случае, если «преображение» рассматривать как деятельность человека, изменяющегося во воле Божьей, то можно определить некоторые наиболее явные сферы его деятельности: отношения с Богом, людьми (брак, семья, Церковь Христова, христианская община, человеческое общество от населённого пункта и страны до населения планеты Земля), животным миром, природой. Основанием для этих выводов является слово Бога, что человек является владыкой на земле (Быт. 1:26; Евр. 2:7).

Сущность процесса преображения (с точки зрения личности) состоит в том, что Бог, сотворив человека, поместил его в ситуацию ученичества. Эти выводы можно сделать, исследуя описания в 1-3 главах книги Бытие (мировоззренческого учебника народа Израильского, созданного Моисеем). Само владычество на Земле (хозяйствование), отношения в браке, семье, отношения с Богом и условный характер существования, выраженный в образе Дерева Жизни) есть процесс преобразование человека. Разрыв с Богом в результате невыполнения первого ученического задания на послушание Творцу качественно изменил людей, но не отменил замысел Бога о них. Восстановление во Христе возвратило человечество, условно говоря, в «точку Эдема», с которой процесс ученичества, а значит и преображения, продолжается.

Целью ученичества (преображения) человека согласно замыслу Божьему является возрастание людей в богоподобие (обожение, если использовать термин из православного богословия), чтобы рядом с небесным Агнцем стояла приготовленная жена (спасённое и преображённое человечество — Откр. 19:7-8). Сущностью приготовления являются познание Бога (проникновение в Его природу) и благочестие (праведность человека, переживающего божественное в себе, в своих практических поступках). Заметим, что каждый из синонимов «преображения» даёт дополнительные специальные значения этого великого процесса.

Важно отметить, что преображение (и все грани этого явления) невозможны без восстановления отношений людей с Богом во Христе. Духовное рождение является точкой старта новой преображённой жизни. В свою очередь дальнейшее ученичество у Христа, у Бога невозможно одними человеческими силами, но только с помощью Духа Святого (2 Кор. 3:18). Всё Божье откровение, выраженное в законах устроенной Богом Вселенной, особом Божьем слове, данном людям, находившимся в состоянии общения веры с Ним, совокупная сила и мудрость человечества, когда оно исполняет волю Божью, есть данные Господом инструменты для преображения людей.

Идея познания Бога продолжает преображение даже за границами земного существования людей. Это общение с Богом в вечности и соответствующее ему преобразование.

Новозаветный подход к преображению личности, семьи, Церкви, общества и сравнение его современными богословскими взглядами по этому вопросу - особый и очень важный вопрос. Все проекты человеческого бытия связаны с отношениями людей и Бога. Но эдемская утрата общения с Ним наполнила человеческую жизнь иным содержанием, тем, что исходит из человеческой природы и только из неё. Кроме того, главенство человеческого «я», пренебрежение Творцом лишило главного — божественного горизонта видения. Итак, нет ни видения, ни силы для реализации высокого человеческого предназначения — такова реальность современного человеческого существования.

Преображение человека и всех сфер его деятельности невозможно без открытия каждым человеком лично особой Божьей сущности, без переживания её, без взаимодействия с Богом на уровне дитя-Отец. Великие достижения человеческой культуры (в любой ее форме)являются либо слишком малыми и незначительными на фоне Божьего предназначения для человека, либо уродливой карикатурой на него. Пока этот факт не признан, нет выхода из кризиса современного человечества.

Церковь Христова — плоть от плоти общества. Она в лице своих членов с молоком матерей впитывает ценности общества, надеющегося на себя (хотя и использующего открытия из общего Божьего откровения, по милости Божьей представленного ему).

Именно Церковь Христова как люди «открывшие» для себя Бога несёт ответственность за исполнение Божьего замысла о человечестве. Как результат деятельности Церкви человеческое общество должно преобразиться по воле Божьей. Причина здесь в следующем: Христос исполнил Божью волю на уровне отдельной человеческой личности. Но слово Божье не остаётся неисполненным. И Церковь должна исполнить волю Божью о человечестве, целостно осуществившем её на Земле. Конечно, также как и для Иисуса Христа, исполнение воли Бога по преобразованию человека и жизни вокруг него, очень нелегко для Церкви, для христиан. Но Господь открыл всю Свою волю людям, это императив, и необходимо новое посвящение Церкви как представителя человечества, как послушного Богу его выразителя на исполнение всей воли Господа (Мф. 28:20).

Представляется, что в процессе преобразования, преображения жизни на Земле и состоит актуальная воля Божья.

Существующие модели управления (от личности до общества в целом) ориентированы, либо на возможности родившейся и начавшей разрастаться Церкви первого века, либо на более поздние модели Церкви, редуцировавшей (урезавшей) своё видение под задачи, навязанные её мирским обществом, т. е. людьми, на практике отвергающими Бога, действующими по собственным ценностям. Восстановление целостного библейского взгляда на роль человека на Земле очень важно. Оно позволяет найти оригинальный христианский смысл каждого момента жизни во всём объёме бытия в противовес следованию в фарватере модели светской.

Конечно, речь не идёт об умозрительной христианской утопии. Твёрдое основание состоит в том, что Бог, Создатель мира, дал людям откровение о Своём замысле относительно творения. Но библейский замысел должен обрести современные культурные формы. Именно постижение этого замысла и создание актуальных культурных форм является церковной задачей.

Итак, для решения современной задачи преображения человека и всего объёма его жизни необходимо мышление не только Церковью, но и всем человечеством в целом, т.к. для человечества нормально только развитие по Божьему замыслу, и оно его, пусть и частично, но всё-таки начало исполнять. Это обстоятельство обнадёживает народ Божий. «Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).

Федичкин А.В.

 Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: