Сильная, автономная церковь – сильный союз

В категориях: Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть

054296d19ab90d55a499f31bf3b801f5

Новые формы церковного сотрудничества: изучение зарубежного опыта

Цель моего доклада: проанализировать новые формы церковного сотрудничества на примере трех церквей: церковь в г. Литл Рок, Арканзас, Вилоу Крик Комьюнити и Седлбек (эти церкви известны и распространяют свои идеи и свой опыт в Восточной Европе). Эти церкви известны оригинальными подходами к устройству церкви и ее служениям, а также готовностью делиться своим опытом с другими церквами. Каждая из церквей организовала свои ассоциации. Примечательна степень влияния этих церквей. Возможно будущее за такими ассоциациями, а не за традиционными объединениями церквей? Какие уроки можно извлечь из их опыта?

Основной тезис моего доклада, в котором я в основном касаюсь практической стороны служения церкви, можно сформулировать следующим образом: ни одна поместная церковь, по сути, не является автономной. Церкви ищут общения и сотрудничества. Сильные церкви стремятся распространить свой опыт служения, а более слабые ищут поддержки у более сильных. Вопрос только в том, вокруг кого или чего объединяются поместные церкви: Объединения и Союза или отдельно взятых влиятельных церквей.

Я также учитываю главный девиз ВСОЕХБ, заявленный руководством Союза: «Сильная поместная церковь — сильный Союз».

В моем мировоззрении поместная церковь занимает ключевое место. Меня всегда интересовал вопрос развития церкви и поиска возможных форм церковного сотрудничества, которое носило бы не просто формальный характер, а было бы живым и творческим, способствуя и дальнейшему развитию поместной церкви, и внося вклад в более широкое служение по созиданию Царства Божьего.

Несколько лет назад мое внимание привлекла церковь, которая, развив сильные служения, нашла пути распространения своих идей и практики на другие интересующиеся церкви. Была создана ассоциация церквей. Через некоторое время украинским церквам была представлена книга Рика Уоррена «Целеустремленная церковь». Наверное, не все, кто ее читал, знают, что и эта церковь организовала свою ассоциацию, цель которой распространить опыт церкви Седлбек на другие церкви. Два года назад наши церкви получили возможность познакомиться еще с одной мегацерковью из пригорода Чикаго. Пастор этой церкви, Билл Хайбелс, посетил Украину в этом году и выступил на лидерском саммите, представляющем собою сокращенную версию семинара, который эта церковь проводит каждый год. Начался перевод его книг на русский язык. Это еще одна церковь, которая в определенный момент своего служения подошла к моменту создания одноименной ассоциации.

В каждом вышеперечисленном случае речь идет не об образовании новой деноминации или нового союза церквей. Дело во влиятельности идей и существующего опыта служения церкви и объединения разных церквей вокруг этих идей и опыта. Я хочу проанализировать опыт последней церкви, с тем чтобы показать, как сильная поместная церковь может предложить новые подходы к служению, которые могут быть творчески и критически переосмыслены и применены и отдельными поместными церквами, и Союзом.

Идея

В основе всего лежала идея — создать церковь, которая будет использовать интересные программы и создавать комфортную обстановку, с тем чтобы привлечь внецерковный люд. Попав в церковь, человек находил возможность приобщиться к различным мероприятиям и программам, которые призваны дать ему ощущение общности и углубить его христианскую веру. Подход оказался очень успешным, и другие церкви пожелали им воспользоваться. Так, в 1992 г. возникла ассоциация церквей единомышленниц (Вилоу Крик асосиэйшен), и движение укрепилось и разрослось.

Сторонники и энтузиасты называют эту церковь бульдозером «второй Реформации», которая изменит Христианство. Критики настаивают на том, что церковь полностью перешла на мирские ценности современной Северной Америки.

Общая информация об ассоциации Вилоу Крик

Веб-страница ассоциации (www.willowcreek.com ) так представляет себя и свое служение:

«ВКА была основана в 1992 году (изначально в нее входили 300 церквей) и работает для того, чтобы соединить церкви-единомышленницы, ориентированные на развитие, друг с другом вокруг стратегического видения, обучения и доступных материалов. Мы движимы желанием служить лидерам, которые подражают Христу и стремятся создавать и развивать живые и функционирующие на библейских принципах церкви-общины, устроенные по примеру церкви из 2 главы Деяний, которые обращают в веру растущее количество людей и помогают им стать зрелыми последователями Христа. Наша цель — ради Христа и Его Царствия распространить через поместную церковь Богом данный потенциал и инновации в служении. ВКА — это неприбыльная организация. Ее членами являются более чем 12 000 церквей из 90 деноминаций и 45 стран.

Каждая церковь сохраняет свою, Богом данную, уникальность и свое видение служения в своей местности, но при этом подтверждает свою преданность Христу и посвящает себя служению тем, кто еще не в Его семье».

История

Билл Хайбелс всегда рассказывает историю возникновения церкви. Как церковь началась, почему они выбрали такой подход, какие трудности они испытывали, в чем Бог благословил их?

«Нет ничего подобного поместной церкви, если она нормально функционирует. Поместной церкви вверена весть о Христе, которая изменяет жизнь людей, и именно она является единственной надеждой для страдающего и измученного мира. Нет ничего подобного церкви!» (Билл Хайбелс, цитируется по веб-странице ассоциации). В основе его представления лежит история о первой церкви, описанной в Деянии Апостолов, 2 главе.

Значение идеи истории в структурировании и организации

Любое сообщество людей естественным образом стремится к какой-то форме самоорганизации. Хаос не является характеристикой созданий Божьих, хотя и может быть конечным результатом и воздействия греха на сообщество, и постоянного пренебрежения голосом разума. Тем не менее, более сложные формы организации разных людей в сообщество (церковь) и сообществ в одну структуру (объединение или союз) всегда сопряжены с идеологической составляющей. Мощная идея становится основанием для структурирования сообщества людей, достаточно мотивированных и стремящихся достичь ее реализации. Ослабление этой идеи, ее постепенное обесценивание и забвение являются причиной ослабления структуры.

Наступает время, когда структура становится малопонятной и малополезной, затем на ее место приходит что-то другое. Важно отметить, что структурирование в этом смысле — это всегда второй этап развития, и без постоянной привязки к своим истокам, к своей Идее, к повествованию о своем начале организация теряет свою эффективность и действенность. Важно помнить также, что по мере приближения к осуществлению великой идеи или замысла организационная составляющая процесса может претерпевать изменения и развиваться. При этом сама идея в своей сути остается неизменной. Она продолжает определять ход изменений структуры от простого к сложному и от уже неадекватного к актуальному.

Образование Божьего народа Израиля в Ветхом Завете и Церкви Иисуса Христа в Новом Завете подтверждают данный тезис. В течение пяти столетий Израиль структурировался естественным образом, являя собой одну разрастающуюся семью. Но народом с признаками зарождающейся государственности он стал только после драматического Исхода из Египта и явления Бога на горе Синай. Вся дальнейшая история — это свидетельство того, как метаповествование об Исходе и Идея — завет Бога с народом на Синае — определяли организацию жизни народа: Моисей, Иисус Навин, судьи, цари. История периода Вавилонского плена и после плена — это пример новых форм организации жизни в изменившихся условиях. Многое изменилось, но идеологическая основа оставалась неизменной.

Братство ЕХБ имеет свое драматическое начало, историю своего начала, свои особенности. Каждая церковь имеет свою историю. Наша история — это свидетельство непростого развития в изменяющихся обстоятельствах жизни и служения. Верны ли мы нашему началу? Что определяет изменения, о которых мы говорим? Что определяет взаимоотношения между отдельно взятой церковью, объединением церквей и Союзом церквей?

Акцент на поместной церкви

Одной из важных причин успеха церкви ВКА был факт уменьшения значения деноминаций для церковного люда Америки. Маятник качнулся в 1960е гг., хотя разговоры о независимых церквах были популярны в течение всего ХХ века. Стали появляться ассоциации, объединяющие церкви, которые хотели оставаться вне существующих деноминаций. Эти церкви оказывали влияние и на мегацеркви, которые оставались в своих деноминациях. Влияние выражалось в том, что все больше церквей переставали отождествлять себя с определенной деноминацией. Все это подготовило почву к тому, чтобы идеи и методы церкви, подобной ВКА, получили очень быстрое распространение среди деноминационных церквей. Это, в свою очередь, повлияло на самооценку руководства деноминаций.

Существовавшие тенденции поучительны для нас. Изначально руководители деноминаций видели свою роль в служении поместным церквам посредством организации учебных заведений для подготовки служителей, их последующего рукоположения и поддержки. Но в конце XIX века маятник начал движение в противоположную сторону. Акцент смещается с поместной церкви на центр. Как раз в это время компании начинают сливаться в большие корпорации и происходит процесс централизации. Руководство деноминаций развивает свой штат и подчиняет своему контролю все большую часть служения. Главными в служении становятся не пасторы поместных церквей, а руководители деноминации. Меняется цель церкви. Теперь не деноминация служит церкви, а церковь должна поддерживать централизованные программы деноминации. Руководство отслеживает процессы, поддерживает и продвигает тех пасторов и те церкви, которые более активно участвуют в процессе, в том числе и финансово. Деноминация утверждается в своей автономности и становится нечувствительной к нуждам поместной церкви. Тех, кто жалуется на существующее положение вещей, обвиняют в ограниченности и пренебрежении более широким служением церкви. По выражению одного исследователя, «руководство выиграло битву за контроль над деноминацией, но проиграло битву за контроль над церковной жизнью».

Теперь наступило время маятнику начать обратное движение. Появляется все больше независимых церквей, а церкви, входящие в существующие деноминации, все больше и больше говорят об автономии поместной церкви. На практике это выражалось по-разному. Одни церкви переставали жертвовать средства на общие программы и использовали их по собственному усмотрению. Другие отходили от общепринятой в деноминации практики служения, а иногда и учения. Часть церквей становились членами ассоциаций, подобных ВКА.

Такое новое обособление заставило деноминации пересмотреть свою роль и снова вернуться к идее служения, а не господства. Снова получили развитие программы, направленные на укрепление поместной церкви. Ассоциация ВК заняла именно эту нишу, предлагая разным церквам, вне зависимости от их деноминационной принадлежности, конференции, семинары, книги, аудио и видеоматериалы, публикации, газеты и другие материалы, которые позволяли другим церквам приобщиться к их опыту и поддерживать отношения с церквами, идущими тем же путем. Все, что требуется от церкви-члена ассоциации, — это подтвердить преданность «историческому, ортодоксальному пониманию библейского христианства» и заплатить членский взнос, который составляет 249 долларов в год.

Хотя главный вопрос всегда был связан с автономией поместной церкви, в данном контексте есть смысл говорить о возможности принятия автономной модели существования Союза церквей и последствиях такой модели для каждой отдельно взятой церкви, входящей в такой Союз или объединение.

Понятная цель церкви и понятная методология ее достижения

Что мы строим? — Церковь, описанную в Деянии, 2 главе. Мы помогаем развить видение и вдохновляем его продвижение.

Какая задача стоит перед церковью? — Церковь привлекает неверующих и благовествует им всеми возможными способами, чтобы они получили спасение, и затем содействует в достижении ими духовной зрелости.

Какие ресурсы доступны церкви для достижения этой цели? — Мы помогаем, делясь нашим опытом, навыками и нашими ресурсами. Мы предлагаем мероприятия и материалы, которые были разработаны и опробованы в нашей церкви и других церквах. Церковь становится катализатором процесса.

Как мы поддерживаем друг друга? — Мы создали ассоциацию, члены которой имеют доступ ко всем ресурсам и могут общаться и поддерживать друг друга. Церкви служат друг другу.

Выводы

  1. В основе всего должна быть поместная церковь. Следует искать и поддерживать сильные и ресурсные поместные церкви и поощрять их распространять свой опыт служения и делиться своими ресурсами. Работа через такие поместные церкви может стать основой стратегии Союза.
  2. Важно более четко определить, какие церкви мы строим. На что они похожи и какие задачи стоят перед ними?
  3. Необходимо постоянно повторять историю начала и подтверждать приверженность Идее нашего служения. Только так мы не потеряем то, что для нас ценно, и сможем быть адекватными времени, не уходя от наших основ. Только так мы сможем вдохновлять друг друга.
  4. Следует с большей решимостью искать новые формы работы с неверующими и развивать осмысленное и последовательное служение, направленное на духовное развитие членов церкви.
  5. Важно развивать материалы и ресурсы и содействовать их распространению. Конференции и семинары должны передавать реальный опыт ресурсных церквей, а не только академические исследования, никак не связанные с жизнью и служением церкви в наших условиях и не подтвержденные фактической информацией.

а)         Похоже, одной статьи в журнале недостаточно для продвижения идеи «Сильная церковь — сильный союз». Если для нас это важно, нужно работать в этом направлении более активно.

б)        Если мы готовы реализовать принятую стратегию и она будет приемлема для церквей, следует пересмотреть финансовое участие каждой церкви в общем деле. Деньги должны тратиться на реализацию стратегии в первую очередь. Пасторы должны чувствовать, что пожертвованные церковью деньги возвращаются к ним в виде ресурсов, которыми они будут пользоваться в своем служении по развитию церкви.

Бандура Игорь Алексеевич

АВТОНОМИЯ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ. Материалы первого Симпозиума «Взаимоотношения поместной церкви и Союза» 6-7 декабря 2007

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: