Следы Валаама

В категориях: Слово Божье к человеку,Спаси и сохрани

валаам

После сорока томительных лет странствования по пустыне народ Израильский подошел к границам обетованной земли. Сколько трудностей они пережили, сколько понесли потерь за свое непослушание и ропот! И вот теперь все позади. Взоры усталых путников манила земля покоя, но у самых ее берегов их ожидало еще одно серьезное испытание. Судьба всего народа, его дальнейшее благополучие, а главное, присутствие с ними Бога, — зависело, фактически, от того, как поступит один человек: пророк Господень Валаам. Сохранит ли свое достоинство, проявит ли верность Богу и предостережет весь народ от греха, или, прельстившись, станет на сторону врагов и введет все общество сынов Израилевых в непокорность Богу?

Дело обстояло так: Валак, царь Моавитский, услышав, как Господь иссушил перед Своим народом воды Чермного моря и как поступил Израиль с царями Аморрейскими, весьма устрашился (Числ. 22, 2—3). В действительности, у Валака не было причин опасаться Израиля, потому что Бог сказал Моисею: "Не вступай во вражду с Моавом, и не начинай с ними войны; ибо Я не дам тебе ничего от земли его во владение..." (Втор. 2, 9). Но нечестивый бежит, когда за ним никто не гонится, и попадает в беду.

Люди, открыто враждующие с Богом, нередко трепещут перед силой Его всемогущества, но при этом стремятся не покориться ей, а замышляют использовать ее в своих, нередко коварных, целях. Это, конечно, безумие. Но когда знающие Господа и даже как бы чтущие Его имя становятся на сторону врагов Божьих и восстают против народа Его, то это больше, чем безумие, это — вечная гибель. Именно в такой роли выступил пророк Господень Валаам, которого Валаку удалось прельстить богатыми подарками.

Валаам знал живого Бога, и Бог знал Валаама, посылал ему Свои откровения, предостерегал через него народ Израильский (Числ. 24, 4).

Но вот настал час испытаний: к пророку пришли старейшины царя Моавитского. Пришли не с хитростью, как некогда Гаваонитяне (И. Нав. 9, 4), а с предельной откровенностью прямо заявили о своих намерениях. По их предложению Валаам должен проклясть народ Израильский, чтобы Бог отступил от Израиля, и тогда царь Валак будет в состоянии поразить их и выгнать из земли, а сам будет жить в безопасности. Разумеется, Валаам должен оказать эту услугу не даром — у старейшин были с собой подарки. Никакого вероломства в поступках моавитян не было. Валаам был вовлечен в это страшное дело не коварством.

Он был сломлен не в пытках. Никто не посягал на его жизнь. Добровольно, за мзду, за награду ему предложили сделать величайшее зло Божьему народу. Тут, кажется, и раздумывать не над чем было. "Сохрани меня, Господь, чтобы такой жуткой ценой я стал предателем!" Но Валаам заколебался: "Переночуйте... и дам вам ответ, что скажет мне Господь".

Сначала Валаам, возможно, искренне сомневался, и Бог ответил ему: "Не ходи с ними, не проклинай народа сего; ибо он благословен" (Числ. 22, 12). Ответ Господень не может быть сегодня "да", а завтра "нет". "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться", — произнес сам Валаам (Числ. 23, 19) . Эту истину он хорошо усвоил, она была ему ясна, но не радовала дух. Князьям Валаковым он ответил: "Не хочет Господь позволить мне идти с вами". Другими словами: я хочу и пошел бы, но вот Бог не хочет...

Авраама тоже искушал царь Содомский подарками. Но желал отблагодарить его не за услугу, а за победу, приобретенную с большим риском для собственной жизни. Ответ праведника был однозначен: "Даже нитки и ремня от обуви не возьму..." (Быт. 14, 23). Искуситель сразу отступил, ибо уговаривать было бесполезно.

В Валааме же послы заметили колебание. У них затеплилась надежда, что не все потеряно и можно достичь желаемого. Поэтому Валак поспешил послать во второй раз князей знаменитее первых, увеличил подарки, обещал почести.

Второму ответу Валаама, который он дал царю Моавитскому, можно порадоваться: "Хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу". Какая решительность! "Аминь!" — хотелось воскликнуть в конце этой речи. Но соответствовали ли эти громкие слова внутреннему настроению пророка? Между словами Валаама и его делами — великая пропасть. Посудите сами. "Впрочем, — добавляет он,— останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь".

Что может сказать Господь человеку, который в сердце своем положил не упустить подарки?! Господь позволил Валааму делать то, что он так желал. "Пойди с ними... но проклясть народ Мой ты не сможешь". Валаам как будто этого и ждал. Как будто после этого с него снялась всякая ответственность за поступки. "Бог разрешил! Я ведь не сам пошел". Хотя внутренне, как мы знаем, он очень хотел, чтобы Бог согласился с его желанием.

Тут же поутру он оседлал ослицу и пошел с князьями Моавитскими. Куда и для чего пошел? Подумать только: проклинать Божий народ!

"И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему".

Милостивый Господь! Как же терпеливо Он доводил до сознания пророка, что избранный им путь не прав пред Ним (Числ. 22, 32). Ослица, увидев Ангела с пламенным мечом, своротила с дороги, чтобы остановить безумие пророка (2 Петр. 2, 16). Ослица видела, а Валаам ничего не видел. Разгневавшись, он трижды бил ее за то, что она не подчинялась ему. Сердце его неудержимо стремилось ко греху, ему ненавистно было любое препятствие, он не мог стерпеть никакого противодействия своим желаниям. Он и Бога-то вопрошал не для того, чтобы подчиниться Ему, а чтобы склонить и Его на свою сторону. Валаам пожалел даже, что у него не было при себе меча, иначе он убил бы ослицу, осмелившуюся перечить ему. Но, оказывается, сам Валаам заслужил той участи и был бы убит, если бы ослица не выручила его.

Каким необычным образом удерживал Бог Валаама от зла! Кажется, можно ли после этого продолжать упорствовать и идти против воли Божьей?! Если бы Валаам хотя на минуту понял, что делает, то должен был пасть к ногам Господа с покаянием и порвать всякие связи с царем Моавитским. Но он снова оправдывается: "Я не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь".

"Если это неприятно в очах Твоих..." Значит, себя он исключал из этого числа и ничего плохого не видел в своем поведении. "Падает, но открыты очи его..." — сказал он сам о себе. Все уже продумано до мелочей, и поступать по-другому он не намерен. Трижды восходил на горы Валаам вместе с Валаком, чтобы проклясть Израиль. Но Бог бодрствовал над народом Своим и не позволил произнести проклятие. Валаам же наполнял меру своих беззаконий и уверенно шел к своему роковому концу.

Бог держал Свой перст на устах пророка, и он каждый раз все больше и больше благословлял народ Израильский. Но обольщение богатством, почестями, которые обещал Валак, было настолько заманчивым, что Валаам все же помог Валаку и научил его, как ввести в соблазн сынов Израилевых (Откр. 2, 14). "...И начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их" (Числ. 25, 1—2).

Печальным был конец этой ветхозаветной истории. Валак достиг своей цели через Валаама: Бог оставил Свой народ. "И воспламенился гнев Господень на Израиля..." Злонамеренностью одного человека, неустоявшего в искушении, был введен в грех весь народ. Поражены были двадцать четыре тысячи Израильтян, а позднее погиб и сам Валаам.

"Горе им, — звучит приговор многим христианам наших дней, — потому что... предаются обольщению мзды, как Валаам..." (Иуд. 11 ст.). Предаться — значит не сопротивляться, не опасаться последствий, целиком погрузиться во власть греховных желаний. Человек, сердце которого непрестанно жаждет греха, ни перед чем не остановится. Таким людям даже Бог бессилен помочь.

"Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама... который возлюбил мзду неправедную..." (2 Петр. 2, 15). Авраам оставил потомкам следы веры (Рим. 4, 12). Валаам, приучив сердце свое к любостяжанию, оставил роду грядущему следы проклятия, соглашательства и сотрудничества с врагами Господними. Есть ли смелые, которые идут по этим страшным следам? Слово Божье отвечает: "Есть у тебя там держащиеся учения Валаама..." (Откр. 2, 14).

Жизнь Церкви, во главе которой стоит Господь, пугает и доныне врага душ человеческих, как пугал царя Моавитского Израиль. И это не удивительно. Церковь Божья грозна, как полки со знаменами. Поэтому искуситель в последнее время особенно усилил свою обольстительную работу. Засылая в наши ряды своих слуг со всевозможными подарками, он ищет тех, кто согласился бы помочь ему ввести народ Божий в грех.

"Валак" неустанно ищет сговорчивых, которые вступили бы с ним в союз (зная, что это неизменно приведет к неблагоприятным последствиям стан народа Божьего), вознаграждая за это почестями и широкой возможностью благовествовать.

Один служитель справедливо заметил: "Валаам — пророк Божий, и ему следовало бы пророчествовать не на высотах Вааловых у царя Моавитского, а в стане народа Божьего. Там его место, там ждут от него откровений, там он и сохранился бы". И, действительно, какой сговор может быть у служителей Христовых с неверными?! Если и прельщает кого "Валак" большими подарками, то нужно спешить в церковь и рассказать обо всех его замыслах и предложениях.

Когда "Валаку" удается чем-либо прельстить служителей Божьих, то они лишаются духовного ведения и не видят даже того, что видят простые верующие. А пророкам Господним необходимо быть ясновидящими. Господь, испытывая пророка Иеремию, спросил: "Что ты видишь?" И когда Иеремия нарисовал точную картину. Бог одобрил его: "Ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иер. 1, 12).

Служитель Божий должен верно видеть личное духовное состояние, состояние своей семьи, церкви и братства в целом. Он должен правильно оценивать время, в которое живет. Ему нужно точно знать: не уклонился ли он сам с истинного пути и верно ли ведет паству. Ежедневно ему приходится принимать новые решения, давать советы, но если он, как Валаам, прельстится чем-либо, то уже не сможет принять верное решение. Не увидит даже Господа, Который выйдет воспрепятствовать ему, как не увидел этого Валаам.

Слушая красивые и громкие слова современных благовестников, неискушенный верующий может радоваться: смотрите, как верно все говорят. Да, многие "Валаамы" сегодня хвалятся решительными ответами искусителю: "Не могу преступить повеление Господне... и сделать что-либо по своему произволу". Но не только Бог, они сами знают, какие тщеславные и корыстолюбивые мысли теснились в тот момент в их сердце, какой страх потерять подарки и почет овладел ими, какие колебания и сомнения осаждали их совесть! "Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его" (Иер. 17, 10).

И еще один важный вопрос раскрывается в свете истории Валаама. Я неоднократно спрашивал уезжающих из страны: "Вы уверены в том, что на то есть воля Божья?" Ответы получал, примерно, такие: "Мы молились, чтобы Бог положил препятствия, но их не оказалось. Нам дали разрешение..." Валааму тоже Бог сказал: "Иди!", потому что он, а не Бог этого хотел. Желание во что бы то ни стало пойти с Валаком превозмогло в душе Валаама после того, как он возлюбил мзду, предался обольщению, когда сосредоточил все свои мысли на том, чтобы получить подарки, — при таком помрачении узнать волю Божью невозможно.

Когда к пророку Иезекиилю пришли старейшины Израилевы узнать волю Божью, он от имени Господа ответил им: "Если кто... допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего пред лицом своим и придет к пророку, — то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?" (Иез. 14, 4). Желающие получить от Господа откровение и узнать волю Его в том или ином вопросе не должны приходить к Нему с готовым решением, с желанием добиться своего. Они должны приходить с чистым, жаждущим сердцем, готовым с благодарностью принять и отказ, если Бог того хочет. Такому человеку Господь обязательно ответит. Но если он после первого ответа начнет сомневаться и искушать Господа, как Валаам, то услышит: "Иди!". "Увлеклись похотением... — говорит Господь об Израиле,— и Он исполнил прошение их, но послал язву на души их" (Пс. 105, 1415).

Подобное произошло и с оставшимися в своей земле Иудеями, которые думали, что от Навуходоносора можно спастись только в Египте (Иер. 42, 5—6). Но прежде чем идти в Египет, они, видимо, по обычаю, для порядка, решили через пророка узнать: благоволит ли к этому Бог. Пророка они заверили, что примут и послушают Господа в любом случае. Заметьте при этом, какое прекрасное понимание истины обнаружили эти люди: они знали, что хорошо им будет только на путях послушания Богу; понимали, что Богу нужно покоряться и тогда, когда Его ответы кажутся им плохими. Но это были только слова. Иудеи говорили так пророку в надежде, что воля Господа совпадет с их желаниями, что Бог не разрушит их планы и обязательно скажет: "Идите в Египет". Когда же Иеремия передал им, что Бог не одобряет такой выбор, Иудеи заявили: "Неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь!".

Когда в сердце человека созрело решение избрать тот или иной путь и он настроил на это свой дух, то будет идти к цели, не замечая никаких препятствий, потому что своеволие ослепило его, как Валаама. Он будет отвергать все, что не согласуется с его планами. Более того, с такими людьми случается, как с Валаамом, о чем я уже напоминал: "Падает, но открыты очи его". Они понимают, что рискуют спасением, но остановиться не могут.

Недобрый пример оставил Валаам. И горько сознавать, что в наши дни многие идут по следам его. Следы Валаамовы приведут туда, где он, — в преисподнюю. Страшное дело! Даже при нашем ограниченном познании, что такое вечная погибель, становится жутко. Ибо люди добровольно за временные, земные привилегии избирают себе такую участь!

Слово Божье призывает нас посмотреть, по чьим следам мы идем и куда они нас приведут. "Кто Мне служит. Мне да последует, — говорит Господь, — и где Я, там и слуга Мой будет..." (Иоан. 12, 26). Мы знаем, что святые следы Спасителя приведут нас к блаженству вечному. И счастливы те, которые уже сейчас, живя еще на земле, могут вместе с Иисусом Навином сказать: "Я в точности следовал Господу, Богу моему" (И. Нав. 14, 8).

И. П. Плетт

 «Вестник истины», 3 1990

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: