Социальные и культурные измерения служения «Бизнес как Миссия»

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

миссия

Матс Тунехаг является спикером, писателем и консультантом из Швеции; имеет опыт работы примерно в половине стран мира. В течение последних 20 лет специализируется на разработке концепции Бизнес как Миссия (БКМ), а также участвует в работе национальных, региональных и глобальных стратегических альянсов.

Позвольте мне кратко упомянуть две значительных инициативы нашей миссии БКМ - (Бизнес как Миссия), одну региональную и одну глобальную.

Европейская Сеть Свободы, EFN, способствует совместному пользованию информации, координации и сотрудничеству среди более ста партнеров в более чем 30 странах. Они сотрудничают с целью предотвращения торговли людьми и предоставления реабилитации ее жертвам. Работа EFN является важным шагом в правильном направлении по созданию критической массы и формированию структуры в межнациональном масштабе.

В глобальном центре БКМ есть рабочая группа, занимающаяся этими вопросами, которая активно мотивирует деловых людей, чтобы они становились частью решения указанных проблем 6.

Почему Бангладеш бедный, а Тайвань богатый? Этот заведомо провокационный вопрос предназначен для того, чтобы помочь нам заглянуть глубже и найти ответы на важные вопросы: как и где можно наиболее эффективно применять ресурсы для расширения Царства Божьего через бизнес?

Определение Предприятия среднего размера (малые и средние предприятия, МСП) варьируется, но большинство согласятся, что это бизнес со средней капитализацией и приблизительно 20-250 сотрудниками. Это и будет приемлемым описанием, используемым в данном случае.

Известно, что МСП являются основой экономически здоровых стран, неважно, «развитых» или «развивающихся». Также верно и подтверждено временем и историей, что в странах с развитым сектором МСП происходит много положительных социально-экономических изменений. Кроме относительно большого количества созданных рабочих мест, МСП также способствует переходу значительных сегментов экономики в формальный сектор. Это в свою очередь способствует созданию и росту налоговой базы, на средства которой другие социальные объекты могут быть поддержаны, такие как больницы, школы, дороги и другая инфраструктура. Обычно существует четкая взаимосвязь между устойчивой базой налогоплательщиков и развитием объединенных («демократических») учреждений, связанных со справедливостью и хорошим управлением. С другой стороны, в любом несостоявшемся (экономически, в социальном отношении или политически) государстве обязательно присутствуют признаки значительного давления на сектор МСП или его полное отсутствие.

Дела МСП похоже идут хорошо даже во времена экономического кризиса! Что пишет об этом журнал «Экономист»: 8

«В отличие от массовых жалоб крупнейших фирм Европы, многие МСП остаются осторожно     оптимистичными. Ассоциация организаций МСП Германии прогнозирует сокращение продаж в этом году всего на 2%. Известный в стране ‘Mittelstand’ похоже выиграет у экономики в целом, которая по ожиданиям правительства сократится на 6%. Проведенный в прошлом месяце обзор 804 французских МСП показал, что более половины из них ожидает, что доходы в 2009 году останутся на прежнем уровне или увеличатся.

МСП Европы, то есть фирмы, имеющие менее 250 сотрудников, предоставляют трудоустройство 88 миллионам человек и составляют две трети всей занятости частного сектора. Поскольку крупные компании перенаправляют рабочие места за границу с целью уменьшения затрат, меньшие фирмы становятся все более важными в качестве внутренних работодателей. И хотя большая часть МСП представлена мелкими семейными бизнесами с небольшим потенциалом роста или вовсе нежеланием расти, в их число также ходят быстрорастущие, инновационные фирмы, которые, при должном уходе, могут стать завтрашними лидерами».

Эти факты необходимо также рассматривать в свете популярного и безоговорочно принимаемого движения по развитию микро-предприятий. Его поддержка происходит и через сектор НПО, и даже через коммерческие структуры. Являются ли микро-предприятия действительно эффективным инструментом борьбы с бедностью в долгосрочной перспективе? Почему Бангладеш (известный как страна микро-предприятий) все еще беден, а Тайвань (страна МСП) богат?

Профессор Милфорд Бэйтман в Financial Times говорит об опасности микро-предприятий в долгосрочной перспективе: 9

«Получается, что чем больше местные сбережения передвигаются через посредничество микро-финансовых учреждений, тем более отсталыми будут страна или регион или местность, в состоянии бедности и экономической разрухи. Это - “железный закон микро-финансов”. Единичные случаи успеха микро-предприятий в целом не ведут к общему экономическому развитию. Причина, по которой микрофинансирование поддерживается, является всецело политической/идеологической - экономического обоснования в нем просто нет».

Профессор Бэйтман противопоставляет Бангладеш другим относительно богатым странам, расположенным также в Азии:

«Восточноазиатским странам удалось достичь потрясающего развития посредством вложения многих, если не всех, своих сбережений в серьезные деловые проекты, нацеленные на длительный рост. Это и есть причина, по которой многие восточноазиатские страны, возможно, начинавшие с уровня ВВП Бангладеш 1970-х, смогли опередить Бангладеш с точки зрения экономического роста и развития. Любой учебник по Основам Экономики наглядно объясняет важную роль сбережений в экономическом развитии, но только при условии, если они вложены в проекты, нацеленные на рост и увеличение производительности. Если же сбережения будут вкладываться в рикши, киоски, птицефермы с 30 цыплятами, торговлю, и так далее, то страна не будет развиваться и не сможет последовательно сокращать уровень бедности».

Доктор Питер Хеслэм, в Кембриджском университете комментирует эту тему далее: «Некоторые могут задаться вопросом, имеет ли предпринимательство библейское обоснование. Если предпринимательство - это инновации, здравый смысл (мудрость) и риски, то такие герои веры, как Авраам, Иаков и Давид являют нам, несмотря на недостатки и промахи, свои сильные предпринимательские качества. И все же основная модель предпринимательства находится в самом начале еврейских Священных писаний, когда занавес открывается, и мы видим Господа Творца, исполненного инновациями, мудрыми суждениями и готовностью рискнуть - рискнуть, создавая людей и приглашая их присоединиться к Своему бизнес-проекту в качестве управляющих на планете Земля.

Именно поэтому мы призываем церковь и глобальное движение БКМ уделять особое внимание культивированию и усилению как предпринимателей, так и МСП, управляющими которых они являются».

Бизнес как Миссия – это больше, чем вы думаете

Бизнес как Миссия может показаться чем-то вызывающим и нереальным, но на самом деле она имеет очень важное и практичное применение и значение. Вместе с тем БКМ не является универсальным решением или идеальной стратегией. БКМ - это растущее глобальное движение христиан в условиях рыночной экономики, которые задают себе вопрос: Как мы можем построить свой бизнес так, чтобы послужить людям, соответствовать целям Бога, быть хорошими управителями планеты и получать прибыль!

Бизнес как Миссия не ставит своей целью заменить традиционные служения Богу и людям. Бизнес как Миссия не является способом привлечения средств. БКМ не имеет отношения к идее присоединения около-церковных проектов к бизнесу. БКМ признает важность и полностью разделяет принципы Корпоративной социальной ответственности, (КСО), а также простирается еще дальше: БКМ это КСО+.

Мы выполняем свою миссию в рамках бизнеса и за его пределами. Это может быть, к примеру, миссия справедливости. Можно даже говорить о таком понятии, как 'Бизнес как Справедливость'. Этот и другие термины могут помочь нам в понимании целостного и трансформационного характера БКМ. Позвольте мне привести 12 кратких примеров в подтверждение этому. Список можно продолжать и далее, но эти 12 аспектов наглядно демонстрируют нам, что Бизнес как Миссия - это не просто ведение бизнеса с легким оттенком «церковности».

  1. Бизнес как Справедливость

Бог любит правду и ненавидит нечестие. В Библии Бог посылает Своих пророков снова и снова, чтобы они выступали против беззакония и требовали от людей изменения и исправления. Несправедливость или нечестие встречается и на рынке: это может быть коррупция, эксплуатация труда и злоупотребление уязвимыми людьми, например, иммигрантами.

Строить праведный бизнес и заботиться о сотрудниках – это Бизнес как Справедливость. Хорошо относиться к клиентам и поставщикам – это также вариант Богоугодной цели. Бизнес как Справедливость также включает в себя борьбу с коррупцией и взяточничеством.

  1. Бизнес как Истинное благочестие

Истинное благочестие - заботиться о вдовах и сиротах (Иакова 1:27). Эти две наиболее уязвимые группы людей часто становятся жертвами траффика. Торговцы людьми преследуют именно одиноких, брошенных детей. Под давлением обстоятельств многие вдовы попадают в проституцию.

Такова реальность во многих странах мира. Кто может предложить вдовам и сиротам будущее, достойную работу, чтобы они могли содержать себя и других? В этом случае можно говорить о Бизнесе, как Истинном благочестии.

  1. Бизнес как Шалом

Шалом это библейская концепция добрых и гармоничных взаимоотношений. Но отношения были разрушены после грехопадения, об этом написано в 3 главе Бытия. Через Христа мы имеем возможность восстановления отношений с Богом, друг с другом, и со всем творением.

Бизнес в значительной степени затрагивает тему взаимоотношений: с сотрудниками, коллегами, конкурентами, клиентами, покупателями, поставщиками, семьей, сообществом, налоговыми органами, и т. д. Каким образом христиане-бизнесмены могут стремиться к Шалому в Бизнесе?

  1. Бизнес как Управление

Каждый человек наделен дарами и талантами. В бизнесе мы говорим об активах. Управление активами также является важным библейским понятием. Как мы можем использовать то, ч то у нас есть, в целях служения? Если мы владеем и /или руководим бизнесом, каким должно быть управление?

Бог наделил некоторых людей даром предпринимательства. Такие дары могут использоваться для служения Богу и общественному благу через бизнес. То же самое относится к организаторским способностям или призванию в сфере бухгалтерии и продаж.

Необходимо мотивировать людей, у которых есть бизнес таланты, становиться хорошими управляющими - Бизнес как Управление.

  1. Бизнес как Лидерство с сердцем слуги

Иисус пришел для того, чтобы послужить. Он является примером Богоугодного лидера. Большое количество книг посвящено этой теме, что указывает на важность самой концепции Лидерства с сердцем слуги.

Если мы хотим заниматься бизнесом как для Господа, то нам необходимо ответить на вопрос, каким будет Лидерство с сердцем слуги в деловом контексте. Такое лидерство будет иметь различное практическое исполнение в зависимости от вида бизнеса и контекста культуры. Но ключевой базовый принцип везде одинаковый - служение людям, сообществу, странам и Богу. Мы часто слышим о нехватке хороших лидеров в деловом мире - Бизнес как Лидерство с сердцем слуги очень актуален сегодня.

  1. Бизнес как Достоинство

Предоставление людям работы это Богоугодное дело

Каждый человек на этой планете создан по образу и подобию Бога. У всех нас есть ценность и достоинство, связанное с Творцом. Он создал нас, чтобы мы были

творческими и создавали/творили хорошие вещи для нас самих и других людей. Процесс созидания является одновременно и человеческим, и Божественным. Творчество или созидание чего-либо является неотъемлемой частью человеческого достоинства. Эта способность к созиданию была частично разрушена, и, как следствие, человеческое достоинство тоже, но существует и сила для его восстановления - через Иисуса Христа.

Не грех быть безработным, но безработица и неспособность работать и содержать себя и свою семью, - это последствие грехопадения и это потеря человеческого достоинства. Предоставление людям работы, создание достойных рабочих мест, является Богоугодным делом. И это - Бизнес как достоинство.

  1. Бизнес как Примирение

Апостол Павел пишет, что мы несем служение примирения в этот мир. Разбитые отношения и конфликты присутствуют повсеместно, включая и рынок. Мы наблюдаем напряженность и вспышки насилия между этническими и религиозными группами. Может ли бизнес предоставить площадку для переговоров по примирению? Могут ли деловые люди выстроить мосты между этническими и религиозными разделениями?

В отношениях между мусульманами и христианами Индонезии на протяжении долгого времени присутствовало недоверие и напряженность. Но я был свидетелем того, как бизнесмены-христиане из Китая смогли изменить эту межэтническую динамику и преобразовать межрелигиозные отношения через осознанное выстраивание своего бизнеса на принципах бизнеса как справедливости, управления, шалома, лидерства с сердцем слуги, и т.д. Эта глава началась именно с этой истории или тематического исследования. Мы как посланники Бога, можем выбрать для себя миссию бизнеса - Примирение.

  1. Бизнес как Забота о Творении

Когда Господь творил Землю и все живое, Он ежедневно оценивал Свою работу и осуществлял контроль качества всего сотворенного. Итог оценки был: “Хорошо”. Он поручил нам быть управителями всего творения. И мы можем радоваться тому, что мы можем быть творческими, производить товары и услуги, которые будут хороши для людей и всего живого, как и Господь радовался Своему творению. В этом состоит первое поручение человеку — быть творческим и работать, что непосредственно относится и к миру бизнеса.

Важность экологически безвредных предприятий входит в базовые принципы БКМ и заключается в стремлении оказывать положительное влияние экономически, в социальном отношении и с точки зрения экологии: прибыль, люди, планета.

В 2012 году я был в Южной Азии и там познакомился с супружеской парой - они консультанты по менеджменту крупных производственных компаний. Эта пара имела четкое понимание миссии БКМ и помогала компаниям становиться более прибыльными, улучшить условия работы, экономить электроэнергию и очищать большое количество воды. Сохранение и доступ к чистой воде являются одной из самых сложных задач, с которыми мы сталкиваемся по всему миру. Бизнес как Забота о Творении имеет большое значение.

  1. Бизнес как Любовь к ближнему

Второе библейское поручение является величайшей заповедью и заключается в повелении “возлюби ближнего своего, как самого себя”. Мы знаем, что бизнес может и должен служить людям и удовлетворять различные потребности. Например, безработица является главной первопричиной недоедания и голодания, бездомности, торговли людьми, болезней и ограниченного доступа к здравоохранению, а также ведет к долгам и преступности. Предоставление рабочих мест решает многие из этих проблем и предотвращает их страшные последствия.

Управление Персоналом (или УЧР, термин, который для меня слишком безличный и технический) по идее должно быть выражением любви к ближнему. Принятие во внимание условий и атмосферы рабочего места людей при организации бизнеса является частью ответственности УЧР. Именно поэтому КСО не является чем-то новым; эта ответственность полностью основана на библейских принципах.

Также мы можем изучать историю и извлекать уроки из прошлого. Например, квакеры в Англии и Ханс Нильсен Ходж в Норвегии, уже тогда, несколько сотен лет назад, были проводниками целостного преобразования общества через бизнес – Бизнес как Любовь к ближнему.

  1. Бизнес как Великое Поручение

Третье библейское поручение является самым глобальным направлением Божьего движения: всем народам и всем странам. Этот масштаб является главной темой глобального движения БКМ. Как мы можем служить людям через бизнес, под водительством Святого Духа, “в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до концов земли”?

Движение Бизнес как Миссия изучает возможности, как быть последователем Иисуса в бизнесе и во всем мире, особенно когда речь идет регионах с большими экономическими, социальными и духовными нуждами.

Бизнес как Миссия это КСО+, и этот стандарт является обязательным. Мы хотим видеть Царство Божие среди всех народов. Это - Бизнес как Великое Поручение.

  1. Бизнес как Тело Христа

Бог призывает некоторых людей в сферу бизнеса и дает им необходимые навыки. Мы должны поощрять и поддерживать деловых людей, чтобы они могли осуществить свое предназначение профессионально, компетентно и целостно. Мартин Лютер так говорил об этом:

“Сапожник, кузнец, фермер - у каждого есть своя работа и место торговли, и каждый из них, подобно священникам или епископам, посредством собственной работы должен извлекать пользу для себя и служить друг другу, для того чтобы различная работа была сделана для физического и духовного благосостояния общества, точно так же, как и органы физического тела служат друг другу» 10.

  1. Бизнес как прославление Бога

БКМ это акроним Бизнеса как Миссии. Другой соответствующий ему акроним это AMDG. Основой концепции Бизнеса как Миссии является AMDG — ad maiorem Dei gloriam — для еще большей славы Божьей.

Примечания

  1. 21 мая 2009 г.
  2. 26 декабря 2008 г.
  3. Открытое письмо христианскому дворянству.

Бизнес как миссия, это больше, чем вы думаете!

Матс Тунехаг, Швеция, Май 2013

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: