Библия и добрые дела

В категориях: Библия говорит,Комментарии

бибилия

Божья истина может быть уподоблена узкой тропе, проходящей между двумя опасными обрывами. Другими словами, она находится между двумя пропастями заблуждений. Справедливость этого сравнения подтверждается нашей склонностью переходить от одной крайности к другой. И только помощь Святого Духа может сохранить нас в спасительном равновесии. Без этого мы неизбежно впадаем в заблуждение. Заблуждение заключается не столько в отрицании истины, сколько в ее искажении, в противопоставлении одной ее части другой.

История богословия убедительно подтверждает этот факт. Одно поколение людей Божьих ревностно и праведно выступало за тот аспект истины Божьей, в котором их собратья нуждались более всего. Следующее же поколение вместо того чтобы ходить в истине и двигаться вперед, начинало отстаивать этот аспект истины интеллектуально, как принадлежащий именно их движению, и зачастую, защищая свою истину, они отказывались слушать противоположную сторону той же истины, на которую им пытались указать их оппоненты. В результате они утрачивали правильное направление и утверждали только то, во что верили согласно своей духовной позиции. Следствием этого оказывалось то, что истинный слуга Божий в следующем поколении был призван практически игнорировать то, что было так ценно в их глазах, и вместо этого обращать больше внимания на то, что они, если и не всецело отвергли, то полностью упустили из виду.

Некогда были сказаны такие слова: «Лучи света, производимые солнцем, звездой или даже свечой, составляют совершенную прямую линию. Наши же дела настолько далеки от Божьих, что даже самая уверенная рука не может провести идеально прямую линию» (Т. Гутри, 1867). Так или иначе, ясно то, что человек, предоставленный самому себе, действительно никогда не был в состоянии сохранить прямой путь истины между двумя, как кажется, конфликтующими доктринами: суверенитет Бога и ответственность человека; избрание по благодати и повсеместное провозглашение Евангелия; оправдывающая вера Павла и добрые дела Иакова. Слишком часто, настаивая на верховной власти Бога, мы забываем сказать об ответственности человека. Если мы говорим о безусловном избрании, то от нас ускользает важность свободной проповеди Евангелия неспасенным. С другой стороны, где много говорится о важности евангельского служения и об отчетности человека, там сводится на нет или полностью игнорируется суверенитет Бога и истина о предопределении.

Многие из наших читателей были свидетелями примеров упомянутых заблуждений, но, кажется, немногие осознают, что именно такая трудность возникает, когда делается попытка установить правильное соотношение между верой и делами. С одной стороны, некоторые заблуждаются, приписывая добрым делам место, которое Писание им не отводит; с другой стороны, имеются такие верующие, которые забывают отдать добрым делам то место, которое им, согласно Писанию, принадлежит. С одной стороны, серьезное заблуждение – считать, что любое доброе дело зарабатывает для нас оправдание в глазах Бога. С другой стороны, не менее виновными окажутся и те, кто отрицает, что добрые дела необходимы для достижения небес, и утверждает, что они являются всего лишь проявлением плодов нашего оправдания. Мы хорошо понимаем, что ступаем (если так можно выразиться) по тонкому льду, и стоим перед серьезной опасностью впасть в ересь. Тем не менее, мы находим целесообразным просить божественной помощи для разрешения этой трудности, а потому отдаем ее Самому Богу.

Иногда значимость веры если не полностью отметалась, то, по крайней мере, значительно умалялась из-за желания людей подчеркнуть важность добрых дел. В других кругах, известных как ортодоксальные (и они являются тем, что мы главным образом имеем теперь в виду), добрым делам слишком редко отдавалось должное, и всё реже исповедующие христиане желали относиться к этому аспекту христианской жизни с апостольским вниманием. Нет сомнений в том, что иногда это происходит из страха недооценить важность веры и ввести грешников в фатальное заблуждение, когда они вновь станут полагаться на собственные дела, а не на праведность Христа. Однако все эти опасения не должны препятствовать проповеднику провозглашать «все наставления Божьи». Если тема его проповеди – вера во Христа как Спасителя грешников, то он должен полностью и без отклонений преподать эту истину. Он должен так объяснить вопрос благодати, как это сделал апостол, отвечая на вопрос филиппийского темничного стража (Деян. 16:31). Но если темой его проповеди является важность добрых дел, то он обязан сказать на эту тему все, что говорит Писание. Да не забудет он Божье повеление: «...Чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам…» (Тит. 3:8).

Это последнее приведенное место Писания имеет особенное значение в дни опустошенности и вседозволенности, ничего не стоящего исповедания и пустого тщеславия. Выражение «добрые дела» в единственном и во множественном числе встречается в Новом Завете не менее тридцати раз. Однако, судя по той редкости, с которой многие проповедники, считающиеся здравыми в вере, используют, подчеркивают эти тексты и рассуждают над ними, многие слушатели могли бы сделать вывод, что эти слова встречаются в Писании не более одного-двух раз. Говоря на несколько иную тему, Господь сказал однажды иудеям: «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк. 10:9). Бог соединил две наиболее важные и благословенные вещи, которые никогда не должны разделяться в нашем уме и сердце (см. Еф. 2:8-10), и, тем не менее, они наиболее часто разделяются за современной кафедрой. Как часто можно слышать проповеди, построенные на двух первых стихах, которые ясно заявляют о спасении по благодати через веру, а не от дел. И как редко нам напоминают о том, что предложение, которое начинается с благодати и веры, завершается в стихе 10, где записано, что «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

В самом начале этой книги мы сказали, что читать Библию можно по самым различным причинам и с различными целями. Однако текст Второго послания Тимофею 3:16-17 проясняет нам, для чего именно Писание полезно, то есть, «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Остановившись на том, что говорит Писание о Боге и Христе, об обличении и исправлении нашего греха, как оно наставляет нас относительно молитвы, давайте же теперь рассмотрим, как оно готовит нас «ко всякому доброму делу». Это еще один критерий, по которому каждый искренний верующий с помощью Святого Духа может проверить, насколько велика польза, получаемая им от чтения и изучения Писания.

  1. Мы получаем пользу от чтения и изучения Писания, если оно учит нас понимать истинное место добрых дел. «Многие люди, желая поддержать ортодоксальную систему, говорят о спасении по благодати и вере таким образом, что недооценивают важность святости и жизни, посвященной Богу. Однако Священное Писание не дает для этого никакого основания. То же Евангелие, которое провозглашает спасение исключительно по благодати Божьей через веру в Кровь Христа и утверждает с полной силой, что грешники оправданы только праведностью Спасителя, вменяемой им на основании их веры в Него, независимо от дел закона, также убеждает, что без святости никто не увидит Бога; что верующие омыты искупительной Кровью; что их сердца очищаются по вере, действующей любовью и превосходящей весь мир. Это же Евангелие говорит нам о благодати, которая приносит спасение всем людям и учит тех, кто принимает ее, что они должны отвергнуть в своей жизни все нечестие и плотские похоти и жить в этом мире трезвой, праведной и благочестивой жизнью. Любое опасение относительно того, что учение благодати пострадает от энергичного внедрения важности добрых дел в фундамент Писания, указывает на неадекватное и недостаточное знакомство с истиной Божьей. Любые спекуляции с Писанием с целью скрыть их свидетельство в пользу плодов праведности, как абсолютно необходимых для христианина, являются искажением и фальсификацией по отношению к Слову Божьему» (Александр Карсон).

Но каким образом (спросят некоторые) может это Божье повеление о добрых делах иметь для нас силу, если, хотя нам не удается старательно повиноваться, мы все же будем оправданы вменением праведности Христа и, таким образом, можем быть спасены и без дел? Такое бессмысленное заявление исходит из полного непонимания верующим своего места перед Богом и взаимоотношений с Ним. Предположить, что сердца возрожденных людей не так эффективно подвержены влиянию власти и повелений Христа о послушании, как если бы они были даны единственно для их оправдания, – значит, просто не понимать, что такое истинная вера, и то, какими аргументами и мотивами движимы и побуждаемы умы христиан. Более того, это значит, что мы полностью утратили из виду неразрывную связь, которую Бог установил между нашим оправданием и нашим освящением, или допустили возможность существования одного понятия без другого, опровергая полноту Евангелия. Апостол Павел рассматривает это заблуждение в Послании к римлянам 6:1-3.

  1. Мы получаем пользу от Писания, если посредством этого учимся понимать абсолютную необходимость добрых дел. В Писании сказано, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22); «а без веры угодить Богу невозможно…» (Евр. 11:6). Писание истины провозглашает также: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14). Жизнь, которую святые проводят на небесах, – это освященное и совершенное продолжение жизни, которую они вели на земле после возрождения. Различие между первыми вторым заключается не в виде, а в уровне. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18). Если мы не ходили в Боге здесь, на земле, то как мы сможем пребывать в Нем на небесах? Если здесь мы по-настоящему не имели общения с Ним, живя во времени, то мы не достигнем этого и в вечности. Смерть не производит в нашем сердце никакого важного изменения. Истинно, после смерти все остатки грехов святого остаются позади, однако новая природа при этом не переделывается. Поэтому, если при своей жизни человек не возненавидел грех и не возлюбил святость, то не сделает он этого и после смерти.

Никто не желает попасть в ад, но лишь немногие хотят по-настоящему оставить широкий путь, ведущий туда. Все хотят на небеса, но кто из множества исповедующих христиан действительно желает и стремится идти тем единственным узким путем, ведущим туда? Теперь мы можем определить точное место, которое занимают добрые дела по отношению к спасению. Они не ведут к спасению, тем не менее, они неотделимы от него. Добрые дела не дают нам билета для входа в небеса, но Бог поставил их для Своего народа в ряду необходимых средств, чтобы попасть туда. Добрые дела ни в коем случае не являются залогом вечной жизни, но они являются частью необходимых условий (таких, как действие Духа Божья внутри нас, покаяние, вера и повиновение), ведущих к ней. Бог определил тот путь, которым мы должны следовать, чтобы обрести наследие, купленное для нас Христом. Жизнь ежедневного послушания Богу – единственная возможность получить доступ к наслаждению тем, что Христос приобрел для Своего народа: нашим принятием сегодня по вере, а также принятием в момент смерти или при Его возвращении во славе.

  1. Мы получаем пользу от чтения и исследования Писания, если оно помогает нам увидеть цель добрых дел. Это ясно выражено в Евангелии от Матфея 5:16: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Важно отметить, что это первое упоминание в Новом Завете данного предмета, и, как это обычно бывает, первоначальное упоминание какого-либо понятия в Писании указывает на направление дальнейшего его развития и употребления. В этом месте мы узнаем, что ученики Христа должны подтверждать свое христианское исповедание негромким, но заметным свидетельством своей жизни (ведь «свет» не производит шума, он только «светит»), чтобы люди видели добрые дела (а не слышали хвастливые высказывания), и чтобы это приносило славу Отцу Небесному. Такова их фундаментальная цель – приносить славу Отцу.

Поскольку смысл этого текста так часто искажается, мы добавим еще несколько замечаний. «Добрые дела» часто смешивают с самим «светом», однако между этими двумя понятиями существует большая разница, хотя они и тесно связаны. «Свет» – это наше свидетельство о Христе; однако, что оно значит само по себе, если не подтверждается всей нашей жизнью? «Добрые дела» должны привлекать внимание не к нам самим, но к Богу, Который производит их в нас. Они должны быть такого характера и качества, чтобы даже нечестивый узнал, что они исходят от Источника, Который выше, чем падшая человеческая природа. Сверхъестественный плод произрастает из сверхъестественного корня, и когда это становится очевидным, слава воздается Богу взращивающему. Большое значение имеет также и такое упоминание о «добрых делах» в Новом Завете: «И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога вдень посещения» (1 Пет. 2:12). Итак, и первое, и последнее упоминания подчеркивают назначение добрых дел: прославить Бога за Его действия, которые Он совершает в этом мире через Свой народ.

  1. Мы получаем пользу от чтения Писания, если это указывает нам на истинную природу добрых дел. Это то, о чем невозрожденные люди не имеют ни малейшего понятия. Видя лишь внешнюю сторону, судя исключительно по человеческим стандартам, они просто не могут определить, какие дела в глазах Бога добрые, а какие – нет. Но даже если предположить, что Бог одобрит дело, считающееся добрым и с точки зрения людей, они все же пребывают во тьме своего греховного разумения. Никто не сможет убедить их в неправоте, если только Святой Дух не даст им новую жизнь, выведя их из тьмы в чудный Божий свет. Тогда им станет ясно, что добрые дела – это те, которые совершены в полном подчинении Богу (Рим. 6:16), из любви к Нему (Евр. 10:24), во имя Христа (Кол. 3:17) и для славы Божьей (1 Кор. 10:31).

Истинная природа «добрых дел» была прекрасно проиллюстрирована Господом Иисусом Христом. Все, что Он сделал, было сделано в послушании Отцу. Он угождал не Себе (Рим. 15:3), но всегда исполнял волю пославшего Его Отца (Иоан. 6:38). Он мог сказать: «…Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан. 8:29). Подчинение Христа воле Отца не имело границ: «...Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Все, что Он делал, Он делал из любви к Отцу и ближнему. Любовь – это исполнение закона; без любви исполнение закона – не более, чем рабское повиновение, и оно не может быть угодно Тому, Который есть Любовь. Подтверждение тому, что повиновение Христа вытекало из любви, мы находим в Псалме 39:9: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой…» А все то, что Христос делал, имело целью прославить Отца: «Отче! прославь имя Твое…» (Иоан. 12:28). Это всегда было Его намерением.

  1. Писание приносит нам пользу, если оно учит нас видеть истинный источник добрых дел. Невозрожденные люди могут творить дела, которые являются добрыми с точки зрения человеческой, гражданской, но только не с духовной. Они могут делать то, что внешне кажется делом добрым. Они читают Библию, посещают богослужения, дают подаяния бедным; тем не менее, движущая сила всех этих деяний, отсутствие в них благочестивых мотивов делают их запачканной одеждой в глазах святого Бога. Невозрожденные не имеют силы творить добрые дела духовно, а потому написано: «...Нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). Они не способны, «ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Поэтому даже вспахивание поля нечестивым становится грехом (Прит. 21:4, перевод King James Version). Неверующие не способны ни думать, ни совершать что-либо доброе самостоятельно (2 Кор. 3:5): только Бог «…производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13).

«Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?» (Иер. 13:23). Как трудно собрать виноград с терновника или смоквы с репейника, так же трудно ожидать доброго плода или добрых дел в жизни невозрожденного. Мы должны быть сотворены во Христе Иисусе (Еф. 2:10), получить Святого Духа (Гал. 4:6), и Его благодать должна начать свое действие в нашем сердце (Еф. 4:7; 1 Кор. 15:10), прежде чем мы окажемся в состоянии творить добрые дела. Но даже тогда мы ничего не можем делать без Христа (Иоан. 15:5). Часто мы желаем сделать нечто доброе, но не знаем, как это совершить (Рим. 7:18). Это заставляет нас склоняться на колени в молитве и умолять Бога усовершить нас «во всяком добром деле», производя в нас «благоугодное Ему чрез Иисуса Христа» (Евр. 13:21). Так мы освобождаемся от чувства самодостаточности и начинаем понимать, что все наши источники – тольков Боге (Пс. 86:7), и так мы открываем, что все можем в укрепляющем нас Христе (Флп. 4:13).

  1. Писание приносит нам пользу, если оно учит нас видеть чрезвычайную важность добрых дел. Поймите, насколько это возможно, что добрые дела чрезвычайно важны, потому что через них прославляется Бог (Матф. 5:16);они заграждают уста тем, кто злословит нас (1 Пет. 2:12);они подтверждают истинность нашего исповедания (Иак. 2:13-17). Для нас чрезвычайно важно быть «во всем…украшением учению Спасителя нашего Бога» (Тит. 2:10). Ничто не приносит Христу больше чести, чем то, что те люди, которые носят Его имя, постоянно (с Его помощью) живут в уподоблении Ему. Не случайно тот же Дух, Который побудил апостола написать вступление к словам о том, что Христос пришел в мир спасти грешников («Верно и всякого принятия достойно…»), также побудил его написать и следующее: «Слово это верно… дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит. 3:8). Будем же истинно ревностны к добрым делам (Тит. 2:14).
  2. Мы получаем пользу от чтения и изучения Писания, если оно открывает нам истинный масштаб добрых дел. Понять это необходимо, чтобы не упустить важность наших обязанностей во всех отношениях с Богом. Интересно и поучительно заметить, что первым человеком, в связи с которым упоминается совершение добрых дел, была Мария из Вифании, помазавшая ноги Иисуса елеем (Матф. 26:7-10; Марк. 14:3-6). Ей было безразлично, что подумают и скажут люди: ее глаза были обращены только на «Главенствующего над десятью тысячами», когда она возливала на Его ноги драгоценное миро. Еще об одной женщине – Тавифе – сказано, что она была «исполнена добрых дел» (Деян. 9:36). Служение следует за поклонением, оно приносит славу Богу и пользу окружающим.

«Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом…» (Кол. 1:10). Воспитание (а не «притягивание за уши») детей, проявление гостеприимства по отношению к духовным странникам, умывание ног святым, восполнение их временных нужд, оказание помощи страдающим (1 Тим. 5:10) – все это в Библии названо добрыми делами. Чтение и изучение Писания не приносит нам должной пользы, если в результате этого мы не становимся лучшими воинами Христовыми, лучшими гражданами страны, в которой мы живем, лучшими членами своей семьи (более добрыми, более внимательными, менее эгоистичными).

Артур Пинк,

«Как извлекать пользу из Писания» («Profting from the Word» by A. W. Pink.), Издатель: Миссия «Приди и помоги» 2001 ISBN 978-5-93434-121-4

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: