Екклесиаст как исповедник и проповедник

В категориях: Библия говорит,Трудные места

ек2

Владислав Бачинин

Владислав Аркадьевич Бачинин — доктор социологических наук, профессор, автор более 700 опубликованных работ по философии культуры, истории религии, социологии литературы, в том числе более 50 книг.

Современный мир не перестает сотрясаться от бесчисленных трагедий. Миллионы людей признаются в том, что не видят смысла в своей жизни. Они страдают тяжелыми неврозами, ищут спасения от пустоты и бессмыслицы существования в алкоголе, наркотиках, а то и просто сводят счеты с опостылевшей жизнью, налагая на себя руки. Международная статистика свидетельствует: в самых благополучных странах, в их красивых и уютных городах количественные показатели самоубийств превышают аналогичные цифры стран и городов, не блещущих достатком и процветанием.

Отчего так происходит? Почему в местах, где налицо все блага цивилизации и где, казалось бы, живи и радуйся, самоубийц больше, чем в местах с невыносимыми, нечеловеческими условиями? Суицидальная меланхолия с ее отвращением к жизни настигает многих людей именно тогда, когда их внешние дела складываются вполне благополучно и когда у них есть, казалось бы, все необходимое для довольства и счастья. Отчего-то человеческая душа превращает явные жизненные плюсы в самоубийственные минусы. Как будто она включает внутри себя некий странный трансформатор, превращающий положительную энергию жизни в отрицательную энергетику смерти.

Жанр, в котором написана Книга Екклесиаста-Проповедника, — это не столько проповедь, сколько исповедь, где речь идет о сугубо личных вещах и, прежде всего, о глубокой неудовлетворенности автора самим собой, о неблагополучии своих отношений с миром, о проблемах собственного духовного здоровья. В его речи, тоне, стиле преобладают вопрошающе-недоумевающие интонации. Он не философствует об отвлеченных предметах. Его не интересуют метафизические абстракции и спекулятивные проблемы. Он говорит только о том, что касается его лично, что глубоко задевает и волнует его.

Духовное «я» Екклесиаста — это не пространство сладостной бесконфликтности и гармоничной безмятежности. Оно живет по законам драмы. Пульсирующее напряжение ума внутри него то нарастает, то ослабевает. Его не прельщают плоские, одномерные смыслы, устраивающие большинство людей. Его мысль, то взмывающая ввысь и летящая стрелой, то легко планирующая над пространствами профанной, обыденной реальности, охотится за Истиной, повсюду ищет ее.

Соломон-Екклесиаст более, чем кто-либо, близок к пониманию того, что духовное бытие человека есть по самой своей сути бытие вопрошающее и отвечающее. И он реализует оба эти интеллектуальные векторы. При этом Екклесиаст спекулятивен, а Соломон дидактичен. Первый как бы размышляет вслух, ни к кому специально не обращаясь, не рассчитывая на собеседников, а Соломон, напротив, обращается к людям, увещевает, назидает, морализирует, воспитывает.

В Книге Екклесиаста явно доминируют вопросительные интонации. И хотя сами вопросы чаще всего остаются «за кадром», господствующий тон задумчивой эпистемологической меланхолии прямо указывает на них и не позволяет сомневаться в их существовании. В Книге Притчей, напротив, господствует тон твердой уверенности в существовании непреложных истин, которые, по сути, и есть ответы на многие вопросы Екклесиаста. Утверждения Соломона можно рассматривать под разными углами зрения — и как ответные реакции на вопросы, и как упреждения, смягчающие резкость прямых вопросов, нейтрализующие остроту разъедающих сомнений. Но, по сути, напротив каждого вопроса, содержащегося в Книге Екклесиаста, можно поставить ответ из Книги Притчей.

Такова внутренняя связь между этими двумя текстами. И она скрепляет их в одно целое прочнее, чем что-либо иное. В этой связке они вместе составляют что-то вроде несокрушимого интеллектуального бастиона. И как нитка, скрученная вдвое-втрое, не скоро порвется, так и проповедь-исповедь, строящаяся на основе принципа композиционного двуединства, оказывается чрезвычайно устойчивой в своих ключевых смыслах.

«Нева» 2015, №2

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: