Освящение – это духовный рост, который сопровождается Божьими наградами

В категориях: Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

награда

С. Г. Кузнецов

Итак, мы рассмотрели само учение о наградах для христиан, изложенное в Новом Завете. Но каково влияние этого учения на практическую христианскую жизнь? Следует отметить, что апостолы и Сам Христос никогда не занимались чистой схоластикой, но предлагали истины для их непосредственного применения. Мы уже давали в каждом разделе кратко практическое применение. Но стоит еще отдельно рассмотреть практическую ценность данного учения.

1. Награда, как мотив служения.

При соприкосновении с учением о наградах практически неизбежно мы сталкиваемся с вопросом: может ли желание получить награду быть правильным мотивом для христианского служения? Многие христиане отнесутся к такой постановке вопроса с пренебрежением. Так обстоит дело не только в России, но и верующие других стран имеют подобную точку зрения. Вот как об этом пишет Алькорн: «Среди христиан укоренилось мнение, что желать наград на небе - нехорошо, а искать их от Бога - значит поступать эгоистично и корыстно». Мы же постараемся указать на причины, по которым такое отношение является ошибочным.

Во-первых, наградить христиан - Божье решение и Божье желание. Если наше желание соответствует желанию Бога, то его нельзя считать греховным и эгоистичным.

Во-вторых, учитывая, что награда есть приобщение к Божьим атрибутам и возможность иметь более близкое общение с Ним на небесах, желание обрести эту близость - естественное желание всякого христианина, любящего Бога.

В-третьих, Сам Христос неоднократно призывает нас искать сокровища на небесах в противоположность поиску сокровищ на земле (Мф. 6:19-21, Мф. 19:21, Лук. 12:21, 33, Лук. 18:22). Игнорирование призыва Христа не выглядит правильным поведением, а является лишь ложным смирением. Более того, если рассматривать желание получить награду как порочное, то нам пришлось бы признать, что Христос нас искушает грехом в подобных призывах. Но Бог никого не искушает и Сам не искушается злом (Иак. 1:13).

В-четвертых, ревностное служение с желанием обрести награду никогда не будет эгоистичным, поскольку само служение подразумевает жертвенность. Эгоистично желать награду будет лишь тот, кто не желает ничего сделать для её обретения. Так многие хотели бы уметь играть на музыкальных инструментах, но не хотят тратить время и силы на приобретение таких навыков.

В-пятых, желание получить награду на практике не может быть самостоятельным мотивом. Существование такого желания требует наличия веры, что Бог действительно исполнит Свое обещание и вознаградит верующих. Таким образом, желание обрести награду является сателлитом веры, как истинного и богоугодного мотива. Вера же всеми христианами одобряется.

В-шестых, мы видим пример Апостола Павла, который неоднократно писал о своем ожидании награды и указывал на это желание, как на один из мотивов своего служения. Он пишет: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:25-27). Та же идея в Фил.3:13-14, 2 Кор. 4:16-18; 5:9-10, 2 Тим. 4:7-8. Добровольное смирение плохо сочетается с эгоизмом.

В-седьмых, мы порой считаем, что желание иметь власть, славу и похвалу исходит от нашей испорченной природы, но это не всегда так. Такое желание вложил в нас Бог. Иначе, дьявол не смог бы искушать Христа, предлагая Ему власть над всеми царствами. Желание иметь власть было хорошим желанием, но способ, предложенный дьяволом для обретения этой власти, был греховным. Итак, желания власти, славы, чести и похвалы заложены в нас Богом. Проблема в том, что грех внес свои коррективы в эти желания, так что люди захотели получить всё это не от Бога, сейчас и не тем способом, который Бог установил.

И все же желание обретения награды может повредить нам, если станет доминирующим мотивом нашего служения. Если мы будем совершать свое служение как наемники, а не как дети, то Бог этого не одобрит. Получение награды не может и не должно стать самым важным мотивом нашего служения. Главный мотив неизменен - любовь к Богу. Без любви, все остальное не принесет нам награды (1 Кор. 13:3).

Как же уравновесить крайности в обсуждаемом вопросе и найти золотую середину? На наш взгляд, здесь необходимо посмотреть на мотивацию не линейно, как на простой набор различных мотивов, но как на взаимосвязанную систему. Есть различные добрые мотивы для служения: вера, желание получить награду, надежда, чувство долга и т.д. Однако мерой ценности всех этих мотивов, их полнотой, является любовь! Это можно сравнить с эквалайзером, где столбиков-мотивов много, но высота каждого из них - любовь. Нет любви - нет ничего!

Еще можно сравнить это с деревом, ветвями которого являются разные мотивы, но все они держатся за ствол, которым является любовь. Если ветви отсечены от ствола, то они нежизнеспособны и не принесут плода.

Итак, желание получить награду от Бога является добрым мотивом для христианского служения. Но ценностью этого мотива будет сила любви к Богу, желание Его прославить, Ему принести честь и Его власть утвердить.

Практика показывает, что желание верующих обрести награду не столь велико, каким ему следовало бы быть. Клайв Льюис так пишет об этом:

Если мы рассмотрим беззастенчивые обещания наград в Евангелиях, нам покажется, что Господь видит наши стремления к ним не чересчур сильными, а чересчур слабыми. Мы - творения с раздвоенным сердцем, балуемся крепкими напитками и сексом, чего-то добиваемся, когда бесконечная радость предложена нам. Мы подобны неразумному ребенку, который хочет играть в трущобах и лепить пирожки из грязи, не представляя себе, что скрывает в себе приглашение провести каникулы рядом с морем. Мы довольствуемся самым меньшим из того, что можем получить.

2. Награда как поддержка и ободрение.

Нередко в наших церквях люди совершают служение с неверными или слабыми мотивами. Основными мотивами для служения обычно являются: чувство долга, благодарность, страх и вина. Чувство долга от того, что Бог нас спас и мы теперь Его должники или рабы. А еще мы царственное священство и обязанность каждого христианина служить Богу. Благодарность за то, что Он сделал для нас во Христе. Страх и вина от того, что если не будем служить, то мы непослушны Божьим повелениям, да и в чем тогда наша вера? А вера без дел мертва! Страшно не служить. Павел тоже говорил: «Горе мне если не благовествую», однако страх был далеко не главным его мотивом. А еще бывает страх перед людьми, перед их осуждением, перед общественным мнением в церкви или даже как законническая попытка обрести большую уверенность в своем спасении. Другие ищут в служении самореализацию, собственную значимость, или даже убегают от домашних проблем. Потому верующие часто не хотят служить или наоборот служат ревностно, но с печалью, неся тяжкое бремя.

Можно возразить, что верующие служат из любви к Богу. Слава Богу, когда это так! Это то, к чему всем нам нужно стремиться. Но сколько же людей в церкви, любящих Бога, служат? А сколько из тех, кто служит, полны радости от такой возможности? До любви, руководящей всей нашей жизнью нужно дорасти. Не всегда мы способны любить, как хотелось бы. Учение о наградах для верующих может стать дополнительным и притом позитивным стимулом для совершения служения или его умножения, дать утешение и поддержать ослабевших, вдохновить на подвиг и жертву ради Христа. Понимание, что все эти трудности будут вознаграждены сторицей, дает радость, дает силу. Не будем пренебрегать ни долгом, ни благодарностью, ни пониманием о Божественном вознаграждении.

Чаще всего о наградах в Новом Завете говорится в связи с трудностями и страданиями, которые выпадают на долю христиан. Призыв к терпению в тяжелых обстоятельствах сопровождается обещанием щедрого вознаграждения. Трудности представляются как незначительные и временные, а будущая награда как великая и вечная. Бог терпения и утешения (Рим. 15:4-5) обещает утешить всякого скорбящего (2 Кор. 1:4-5), вытереть слёзы с глаз плачущих (Отк. 21:4). Бог-Судья обещает восстановить попранную грешным миром справедливость и почтить верующих перед всем человечеством (2 Фес. 1:6-8). Бог славы униженных христиан готов представить славною церковью (Еф. 5:27, Кол. 3:4) и увенчать их преизбыточной славой (2 Кор. 4:17). Бог, владеющий всеми богатствами вселенной, желает обогатить нищих (Иак. 2:5) и возвысить тех, кто в глазах грешников выглядят ничтожными (Мф. 5:10-12). Бог, обитающий в неприступном свете, откроет Свое лицо тем, кто сохранял чистоту и стремился к свету (Мф. 5:8), несмотря на насмешки окружающих. Бог Святой введет в Свой святой город тех, кто подобно Лоту, был утомлен обращением среди людей неистово развращенных и ежедневно мучился в праведной душе (2 Пет. 2:7). Бог Праведный окончательно исцелит от вируса греха всякого, кто возненавидел грех (1 Фес. 5:23, 2 Тим. 4:8). Бог Живой воскресит из мертвых к вечной жизни всякого, поверившего во Христа (Ин. 11:25). Бог Вседержитель наделит властью ничего не значащих в этом мире (Мф. 19:28-30). Разве такие обещания не укрепляют ослабевшие руки? Разве не наполняют святой решимостью малодушных? Разве не утешают скорбящих? Разве не ободряют служащих? Разве не лишают страха стоящих на пороге смерти? Христос страдал на кресте, но видя потомство долговечное (Ис. 53:10) утешался. Павел перенес столько страданий, что хватило бы на десять жизней, но ликовал, предвкушая будущую славу (2 Кор. 4:17). Взирая на будущее воздаяние, избитые и униженные Апостолы радовались, «что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян. 5:41). Последуем же и мы их примеру!

3. Награда и ответственность.

Бог, говоря о наградах, говорит и об ответственности христианина в её обретении. Бог желает нас облагодетельствовать, но мы сами можем лишить себя этих благ. Наше маловерие, нетерпеливость, боязливость, лень, увлечение лжеучением или стремление к роскоши могут причинить непоправимый ущерб, который никогда не будет восполнен. Взгляд из вечности кардинально меняет ценности и приоритеты в жизни христиан. Фома Кемпийский сказал: «Пусть временные вещи служат вашей пользе, а вечные - станут объектом вашего желания» , а Джон Уэсли заявил: «Я сужу обо всех вещах по той цене, которую они будут иметь в вечности»  .

Если христианин помнит, что всякое дело Бог приведет на суд и каждому предстоит дать отчет перед Христом, то он уже не будет проводить беспечную жизнь или легкомысленно относиться к своим грехам. Усердное же служение и твердое упование найдут дополнительную поддержку в Божьих обещаниях. Добрые устремления обретают дополнительный стимул при взгляде на грядущее воздаяние. Терпение имеет крепкий фундамент и не кажется напрасным. Освящение или духовный рост обретают понятную цель и особенную привлекательность при понимании их влияния на будущее состояние христианина.

Бог предлагает великую благодать, но и отрезвляет верующих предостережениями о возможных потерях. Эти потери не будут маловажными и незначительными. Бог дал христианам поручения, и однажды Он проверит, как мы их выполнили. Оценка, которую мы получим на этом экзамене, во многом будет определять наше положение в Царстве Божьем.

Учение о наградах показывает великую милость Бога, Его неимоверную щедрость и поразительную любовь к людям, но также указывает, что именно мы ответственны за их восприятие. Бог дал нам все возможности, показал путь, дал силы, но именно нам предстоит идти этим путем.

Кроме того, мы видим, что самое лучшее ждет нас впереди, в вечности. Бог приготовил в вечности даже больше, чем мы теперь уже обрели. Сколько радостных моментов мы пережили с Богом, но самое лучшее еще впереди. Такой взгляд помогает нам сосредоточиться не на этой земной жизни и её ценностях, но на вечных ценностях. Нам становится понятнее наше положение в Божьем плане для человечества. Без этого можно жить христианской жизнью, но Бог не зря нам рассказал о наградах. Это откровение Божье умножает радость в нашем следовании за Христом, утешает в скорбях и укрепляет в посвященном служении. А кто не хочет слушаться - тот предупрежден о предстоящем стыде.

БЛАГОМЫСЛИЕ, Богословский альманах, Новосибирская библейская богословская семинария, 2012

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: