Дело тамплиеров: от гроба Господня до скамьи подсудимых

В категориях: Верующий в обществе – границы возможного и допустимого,Христианин и общество

тамп

Мы все прекрасно понимаем, что есть особые литературные произведения, которым выпадает великая роль в процессе формирования философского сознания эпохи. Гомер, Гете, русский роман XIXв. – это неотъемлемые части философского сознания различных эпох. Иногда, такие творения знаменуют собой итог определенной философской эпохи, иногда они становятся предшественниками. Но при любом раскладе у всех таких произведений есть какието особенности, обеспечивающие им бессмертие в истории философии. Поэтому любая эпоха не может быть полноценно представлена без осмысления своих литературных отражений и их создателей.

Именно таким философом – поэтом стал Данте Алигьери и его вечное произведение «Божественная комедия». «Комедия» – это мощнейший источник смыслового изучения. Очень часто в результате уточнений, осмыслений и анализа исследователи получают абстракцию, которая имеет мало общего с тем «эйдосом», который так многообразно явил себя в мифе, в литературе и в этическом действе. Думается, что особенность «Комедии» в том, что она смогла продемонстрировать обратный процесс: идеи, которые на исходе Дученто застывали в абстрактные схемы, возвратились потом в исходную стихию познающей себя культуры и вдруг обнаружили источник своей силы, приоткрыли занавес своей тайны.

Известно, что К.Маркс считал Данте своим любимым поэтом, и очень часто любил его цитировать. А Ф. Энгельс видел величие Данте в его тенденциозности, «партийном духе». Это в принципе понятно, ведь Данте был ярким членом партии гвельфов, которые поддерживали Папу. Впоследствии, как гласит история, белые гвельфы встали на сторону гибеллинов и императора Генриха VII. И в 1302 году, когда черные гвельфы захватили власть во Флоренции, Данте был приговорен к смертной казни. Он бежал из Флоренции и больше никогда туда не возвращался.

Исследователи истории тайных обществ считают, что миром всегда правят «люди в тени». С этим можно спорить, можно соглашаться, но нужно понять, какое наследие имела эпоха Дученто, тогда есть возможность предположения, кем еще был Данте Алигьери и какие идеи он носил в своем сердце и разуме. Где-то за столетие до данной эпохи сложилась новая расстановка культурных сил. Появилась духовная оппозиция обмирщению церкви и первым симптомам могущества товарно-денежных отношений. Военно-рыцарские ордена ставили перед собой далеко идущие цели, в первую очередь это защита церковной власти, как словом, так и делом. Пышным цветом стали цвести различные ереси, что и привело впоследствии к Альбигойским войнам. Расширились отношения с арабской наукой и культурой, начался рост влияния университетов, которые формировали свой стиль развития философии и теологии.

И самая яркая антиномия XII века - это противостояние Пьера Абеляра и Бернара Клервоского. Абеляр был блестящим логиком, против его рационализма выступил Бернар. Стоит отметить, что в творчестве Данте ведущую роль играет мистическо-поэтическая теология, которой занимался Бернар. С именем Бернара Клервоского связан не только спор с Абеляром, но и один из величайших и могущественных рыцарских орденов – Орден Тамплиеров. Именно Бернар Клервоский участвовал в утверждении устава ордена в 1128 году. По некоторым источникам, которые католическая церковь старается не распространять, он являлся одним из основателей ордена в Иерусалиме в 1118 году. Поэтому уже на этой стадии можно предположить, что Данте достаточно хорошо знал идеологические основы Ордена Тамплиеров. Орден быстро перерос свою первичную задачу по охране пилигримов, он стал самой влиятельной религиозной организацией позднего средневековья. Военно–духовная структура была прекрасно организована. Центром ордена был Храм Соломона на горе Сион. Хотя впоследствии орден распространился по всей Европе.

Идеология ордена до сих пор остается загадкой. Можно предположить, что это был очень сложный синтез различного рода мистических учений средиземноморья, исламской мистики, идей катаров и гностического учения христианства. Скорее всего, это и послужило столь легкому обвинению ордена в ереси. К концу тринадцатого века орден был главной опорой папской власти и крупнейшим банкиром в христианском мире. Но, несмотря на это, Папа Римский Климент V не смог спасти своих верных людей. Хотя отсрочить окончательный крах Тамплиеров на несколько лет он смог. Была еще одна причина, почему римский понтифик так яро защищал орден, и она заключалась в родственных связях. Папа Климент V в миру носил имя Бертран де Гот, он был сыном Иды де Бланшфор. Она происходила из прямой ветви Бертрана де Бланшфора, который с 1156 – 1169 года, являлся главой Ордена Тамплиеров [2]. И, забегая слегка вперед, можно предположить, что он поспособствовал тому, чтобы сокровища Тамплиеров и священные артефакты удалось спасти от короля Филиппа. Почти до самого конца Климент пытался вызволить тамплиеров от палачей Филиппа, это можно увидеть из письма папы королю: «А ты, наш возлюбленный сын, не принимая в расчет никаких правил, пока мы далеко от тебя, ты наложил руки на души и владения тамплиеров; ты их арестовал и, что нас более всего огорчает, прибавил им страданий… Ты забрал плоть и владения людей, прямо зависящих от Римской Церкви.… Твой поступок видится нам как оскорбление нам и Римской Церкви». Хотя, например, из этого отрывка письма можно так же выделить, что в заботы папы римского входила не только борьба с ересью тамплиеров, но и реакция современников на французскую политику.

В 1304 году мир услышал о знаменитом и охраняемом в наше время Шинонском списке. До нашего времени этот список сохранился, вот только мир его увидеть в широкой массе не может. Ватикан сделал заказ у агентства Reuters, по которому агентство делает точные копии данного списка. Всего в мире 799 копий, плюс сам оригинал, который хранится в Ватиканском архиве. Но и эти копии были сделаны отнюдь не для свободной продажи. Копии продавались определенным лицам по цене 5 900 евро. Этот документ хранит историю по отпущению грехов рыцарям Ордена Тамплиеров. В нем говорится о том, что еще в 1304 году Папа Римский снял все обвинения в ереси с ордена Тамплиеров, лично исповедовав 72 избранных тамплиеров и их последнего магистра Жака де Моле. Данный документ получил свое название из-за места заточения тамплиеров в замке Шинон по приказу короля Филиппа, который очень не желал, чтобы тамплиеры предстали перед папской курией. Но, тем не менее, на тот момент Клименту V это явно удалось, и он оттянул кровавую бойню на целых пять лет.

Несколько сохранившихся документов упоминают о том, что в конце 1304 года Данте Алигьери, путешествуя, заехал в Париж. Но так же можно утверждать, что он заезжал туда еще один раз, где-то между 1307 годом и 1310. Сомнительно, что магистр ордена тамплиеров Жак де Моле не виделся с Данте Алигьери, две столь неординарные и уникальные личности, скорее всего, встречались. На тот момент магистр де Моле был уже освобожден, но за ним наверняка следили, а он являлся хранителем тайн ордена. Конечно, можно только гадать над целью их встречи, но, возможно, магистр дал итальянскому поэту некие поручения или же доверил некие документы. И это вполне возможно, так как Данте был членом братства Fedelid’Amore. Это тайное братство абсолютно разделяло благородные взгляды тамплиеров, следовательно, де Моле мог вполне довериться ему. Но данное общество не только разделяло взгляды тамплиеров, но и мистическая составляющая у них была достаточно сходна. Оба ордена придерживались определенной алхимической формуле solveetcoagula (solve–отделение, cagula – объединение), что означает «Что бы получить истинное целое, необходимо собрать малое». В «Перцифале» Вольфрама фон Эшенбаха, относительно Грааля говорится «Lapisexillis – имя его» [4, г.IX: строка 630], то есть «камень, отринутый строителями». Этот же принцип показан и в Евангелии от Матфея [5, 16:13 – 23], относительно другого камня, который отринут – Петра. Оба братства очень рьяно придерживались этой формулы. Возможно, это были две ветви одного направления.

В 1314 году Данте вернулся в Париж и стал свидетелем казни Великого магистра. В своей знаменитой трилогии «Божественная комедия» Данте в иносказательной форме упоминает тамплиеров, их мученичество и будущее их возвращение [6, c. 391]. Об их возвращении можно смело утверждать, так как многие тамплиеры нашли свое пристанище в Испании и в Шотландии. Вот только названия у них слегка поменялись, в Испании они стали «Орденом рыцарей Христовых», а в Шотландии они стояли у истоков создания масонской ложи. Стоит отметить, что, скорее всего, «Святой Дом» вышел именно из Шотландских тамплиеров, так как очень большое количество символов ордена и ложи совпадает и имеет одинаковый смысл, и простым совпадением это назвать очень трудно.

Сложно сказать, знал ли Данте, куда в 1308 году отправятся сокровища тамплиеров из порта Ла Рошель, но утверждать можно точно, что с тайнами тамплиеров Данте был знаком напрямую.

Много интересного хранят в себе Авиньонские записи, которые, перед тем как попасть в архив Ватикана, очень долго пребывали в замке Авиньон и хранили в себе все записи папского двора, пребывавшего в Авиньоне в 1309 – 1378 годах. Там же в этих архивах хранится документ, который очень подробно описывает судебный процесс по делу о тамплиерах. Этот документ принадлежал Бенедикту XII (Жак Фурнье, 1334-1342), он очень интересовался делами своего предшественника, особенно процессом над тамплиерами, который он тщательно изучал. Он систематизировал все данные, в его бумагах также хранились документы предыдущего понтифика Климента V. Дело Тамплиеров папа вел лично, что не удивительно, ведь это самое громкое дело эпохи Средневековья. Слушание Курии имели очень важное значение для судебного процесса [8, c.175-189]. Когда на рассвете 13 октября 1307 года солдаты Филиппа Красивого арестовали всех тамплиеров, которых они могли найти в королевстве, в их руках оказались члены самого могущественного монашеского ордена во всём христианском мире – Ордена «Рыцарей Храма Соломона» (“Militia Salomonica Templi”). Но в первый раз данная атака не увенчалась успехом. Все это было связано с денежными проблемами французского короля и многих других знатных представителей. Столько людей было в долгу перед орденом тамплиеров, что уничтожить орден становилось намного проще и эффективнее, чем расплатиться с ним. После столь неожиданного ареста у папы не было возможности увидеть бывших защитников Гроба Господня. Понадобилось все влияние Понтифика, чтобы увидеть своих рыцарей. Думается – это одна из самых вероятных версий уничтожения могучего ордена, столь тривиальная причина довела орден от Гроба Господня до скамьи подсудимых.

Эпоха Тамплиеров длилась 186 лет. Магистры ордена тамплиеров всегда были элитой общества, и своим призванием они считали создание синархического института новой власти. Это, разумеется, шло вразрез с ортодоксальной церковью и монархией. Вот и выделилась еще одна из причин уничтожения ордена. Тамплиеры пытались установить своего рода религиозный универсум. Естественно, в рамках традиционной религии такое невозможно, поэтому обвинить в еретических учениях орден не составляло труда. К тому же во время крестовых походов рыцари ордена очень часто сознательно шли на союз с мусульманами. Знаменитый исследователь Жан-Жак Бедю в своей монографии указывает на то, что у последнего магистра ордена тамплиеров был поистине грандиозный план по организации всей Европы с целью интернациализации европейских и азиатских городов. Но зачем? Какая конечная цель обосновалась в голове Великого Магистра, скорее всего он хотел поставить весь мир под штандарт иудейско – христианского понтификата [7, c. 9-165]. Естественно, реакция короля Филиппа была однозначна, так как данный проект вообще отменял всю монархию.

Но «последний гвоздь в крышку гроба» рыцарей тамплиеров вбил Приорат Сиона – одно из самых древних и могущественных тайных обществ. Тамплиеры с самого своего начала были организованны, как элитные воины данного ордена. В «Тайных Досье» Приората Сиона, хранятся списки магистров ордена Тамплиеров, вплоть до того момента, как орден взбунтовался и решил действовать самостоятельно. В начале XIV века Моле решает, что тамплиеры не должны довольствоваться ролью штурмового отряда в руках Приората, и разрывает отношение со своим покровителем. Ведь как орден Тамплиеров охранял секреты Приората Сиона, так и Приорат охранял от различных политических посягательств на своих защитников.

На начало XIV века орден Тамплиеров имел огромное богатство и влияние, а также конфликт с мирской и духовной властью, и разрыв отношений с Приоратом Сиона. Конец ордена Тамплиеров становился только вопросом времени. Естественно, после официального уничтожения ордена Тамплиеров их сокровища и тайны достались их бывшему патрону – Приорату. Тайна их сокровищ так и остается тайной, хотя последний известный Великий Магистр Приората Сиона, Пьер Плантар, в своем интервью, которое он давал трем исследователям Бейдженту, Ли и Линкольну, утверждал, что Приорат Сиона реально владеет сокровищами тамплиеров, которые они нашли в недрах Иерусалимского Храма и, что они будут возвращены в Израиль, когда настанет время. Так ли это, но очень скоро Плантара обвинили в клевете, и вообще посчитали сумасшедшим, и конец своих дней он провел в уединении.

Согласно Данте Алигьери, орден был распущен nuovo Pilato (новым Пилатом), что и приведет к разрушению христианского общества. Безымянный летописец из Пистои еще и уточнил: конец ордена для него был одной из причин Черной смерти [9, c. 139]. C годами враждебность по отношению к тамплиерам ослабла, и время развеяло их прах. Сожжение членов ордена в Париже в 1314г. дало начало почитанию их останков, как святых мощей.

Литература

  1. Karl Marx, Friedrich Engels. Selected works in IX volumes. Political Literature Publishing House, 19481950s .Volume II. P.638.
  2. Sophia Menache. Contemporary attitudes concerning the Templars affair: proganda`s fiasco? University of Haifa. 2012.
  3. J. Michelet. Proce`s des Templiers, 2 vols, vol.2 (Paris, 18411851) Collection des documents inerditssurI`histoire de France, 139.
  4. Wolfram von Eschenbach. The Percival. Lev Ginzburg, translated from middle upper German. Ed.: «Medievalromanceandthenovel», «featurefilm. lit.», 1974.
  5. The Bible. The gospel of McAfee. Publisher: Bible society. 16:13 P.23.
  6. Magugliani L. Dante Alighieri, DivinaComedia, 3. Milano. 1949: Purgatorio 25. P. 391.
  7. Webb C. IoannisSaresbriensisepisiopiCornotensis, Policraticisive de nugiscurialiumlibri VII, 2. Oxford. 1909: 9165.
  8. H. Finke. ActaAragonensia. Quellenzurdeutschenitalienishen, franzosischen, spanischen, zurKirchen – und Kultrirgeschichteaus der diplomatischenKorrespondenzJaymes II. (12911327), 3 vols. vol. 1 (Berlin, 1908 – 1922). P.175189.
  9. J. Michelet. Proce`s des Templiers. 2 vols. vol.2 (Paris, 18411851) Collection des documents inerditssurI`histoire de France, 139.

Гончарова Е. О.

Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, Научный журнал, ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, Выпуск №3, 2015 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: