Духовное отчуждение современного общества – бомба с часовым механизмом

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

дух

Проблема отчуждения человека долгое время оставалась в тени комплекса проблем, связанных преимущественно с экономической и политической природой отчуждения, выявленной и широко разработанной в творчестве К. Маркса и философии марксизма. Однако, исследованием духовного отчуждения, которое тесно связано с природой капитализма, занимался и другой немецкий ученый Вернер Зомбарт (18631941)1.

Современная социология не часто вспоминает Вернера Зомбарта - немецкого социолога, являющего на ряду с М. Вебером, Г. Зиммелем и Ф. Теннисом одним из основоположников социологии. Отчасти это связано с некоторыми фактами его биографии, согласно которым В. Зомбарт имел связи с нацистами. На сайте Энциклопедия Britannica его называют исследователем, который включил марксистские принципы и нацистские теории в свои исследования природы капитализма2.

«Частичный человек» - предвестник духовного отчуждения

Вопросы экономической динамики капитализма для немецкого исследователя являются основополагающими, в то время как проблема отчуждения является лишь второстепенной. Однако неразрывная связь капитализма и отчуждения, позволяет ученому заглянуть внутрь исследуемого объекта, постичь механизмы, составляющие его ядро, и впоследствии детально проанализировать духовное отчуждение человека.

Духовное отчуждение, в понимании В. Зомбарта - это такая форма отчуждения человека, при которой отчуждается не только способность человека к труду или какой-либо иной деятельности, но и его духовные качества, индивид подавляется и превращается в отчужденного, «частичного человека», не осознающего собственного отчужденного положения.

Немецкий исследователь пишет о том, что в докапиталистический период развития европейского общества ни о каком духовном отчуждении в принципе не может быть и речи. В этот период господствовали другие, принципиально иные духовные установки и ценности.

А вот капиталистический период В. Зомбарта интересует целым спектром вопросов: основные факторы, повлиявшие на развитие новых капиталистических производственных отношений; источники капиталистического духа; наиболее заметные проявления нового доселе неизвестного духа капитализма. Исследователь пишет не только о резкой смене ценностных ориентиров, но и о колоссальной духовной пропасти, разделяющей докапиталистический и капиталистический духовный уклад3. Поэтому, именно с выходом капитализма на историческую арену уместно говорить о появлении феномена духовного отчуждения человека и всю дальнейшую историю формирования и развития капиталистического общества неразрывно рассматривать сквозь призму духовного отчуждения.

Духовные типы отчужденного человека

Разбойники, ремесленники, феодалы, чиновники, купцы и спекулянты – основные антропологические типы, выделяемые и исследуемые В. Зомбартом. Эти духовные типы создали капитализм как таковой, считает исследователь. К этим типам он относит и рачительного и жадного предпринимателя-буржуа и духовно развитого художника, наделенного тонким чувством, прекрасного и обладающего совершенным вкусом.

Наиболее опасным для общества, по мнению В. Зомбарта является особый тип художника. Это максимально отчужденный и безынициативный рабочий-художник, «рутинер в худшем смысле, внимавший только словам хозяина, без собственной художественной совести, заботившийся исключительно о сохранении своего места и поэтому подобострастно подчинявшийся всем прихотям и «комбинациям» капиталиста»4. Художник этого типа является смертельным врагом искусства, поскольку, подобно капиталисту, он полностью поглощен жаждой наживы и способен полностью переиначить искусство, превращая его в ужасную пародию. Этот духовный тип духовно отчужденного художника сотворил с искусством самое страшное, переиначил искусство, сделав популярным среди народных масс то, что не имеет ничего общего с искусством, он предал творчество в угоду сиюминутным меркантильным интересам. Подвергнув, тем самым, себя и окружающих духовному отчуждению.

Духовно отчужденный человек, по мнению немецкого исследователя, – это своего рода бомба с часовым механизмом, заложенная в самом сердце общества, поскольку социум, потерявший свою культуру, забывший свои исторические и духовные корни, рискует полностью раствориться среди аналогичных серых и безликих сообществ людей, объединенных только материальной выгодой и желанием обогатиться.

В. Зомбарт описывает феномен духовного отчуждения человека на примере яростной борьбы художника и капиталиста, рисуя при этом довольно пессимистическую картину всеобщего тотального духовного отчуждения, охватывающего современный ему социум. По мнению исследователя, виной всему чрезвычайно возросшая роль рынка и всеобщий примат экономической деятельности, загнавший творчество в узкие рамки прибыльности и доходности, в результате которого, духовно отчужденный, частичный человек, приспособленец становится наиболее успешным антропологическим типом.

Будущее культуры

Будущее культуры и её духовной и художественной составляющих также интересует В. Зомбарта, его детальные прогнозы о развитии современного социума интересны, прежде всего, в рамках исследования проблемы культурного отчуждения человека. «Современная культура более разрушила художественных ценностей, чем создала, и она своими пресловутыми «завоеваниями техники» заслонила человеку доступ к живительным источникам, оставив ему пустыню душевного оскудения»5.

В. Зомбарт рассуждает о теоретической возможности вернуться к истокам, к тому естественному духовному докапиталистическому состоянию, которое бы обеспечило человечеству гармоничное и целостное культурное и социально существование. Вывод, к которому приходит В. Зомбарт, звучит пессимистично – большинство людей просто не понимает необходимости в развитии культуры6. Большинство населения банально не заинтересованы в сохранении уникальной культурной традиции, поскольку они не испытывают потребностей в культуре, ввиду того, что они уже подверглись духовному отчуждению и стали частичными людьми, а значит, богатое культурное наследие Европы обречено. Таким образом, возврат к естественным условиям существования – не более чем утопия и очередная тема для жарких дискуссий в научных кругах.

В. Зомбарт считает, что количество духовно отчужденных людей прямо пропорционально уровню технического развития социума и напрямую влияет на культурное отчуждение человека, что, в свою очередь, имеет крайне негативные последствия для будущих поколений. А поскольку пути назад к докапиталистическому обществу нет, то духовно отчужденного человека необходимо одернуть, пробудить ото сна незнания и невежества, не допустить его полного разложения, отчуждения и превращения в частичного человека7. С этой задачей может справиться только независимый и грамотный художник – носитель высших духовных ценностей. «Господствуя над ними, он должен их воспитать: публику, рабочих, предпринимателей»8.

Заключение

Итак, В. Зомбарт чрезвычайно проницательно исследовал природу возникновения духовного отчуждения. Его выводы предстают актуальными даже в XXI веке. Количество духовно отчужденных частичных людей прямо пропорционально сложности и высоко развитости социума. Жажда коммерческого успеха постепенно вытесняет культурное разнообразие и богатство, заменяя их суррогатом и подделкой, имеющей только внешние атрибуты. Попадая под пагубное воздействие материальных благ, люди не осознают важности духовных ценностей и не заинтересованы в сохранении собственного культурного разнообразия. Тезис о том, что человечество еще можно спасти, одернуть ото сна и пробудить от невежества, также можно отнести к основным тезисам немецкого исследователя.

Библиография

  1. Волков В.Н. Жизнь «здесь и сейчас»: равнодушие к смерти, вечности и бессмертию // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2013. – № 34. – С. 6993.
  2. Зомбарт В. Собрание сочинений: в 3х томах. – СПб.: Владимир Даль, 2005. – Т. 1. – 638 с.
  3. Werner Sombart // Encyclopædia Britannica. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/553989/WernerSombart

Ляпкина Т.Ф.

Духовное отчуждение современного общества: к вопросу о генезисе

Культура и цивилизация. – 2014. – № 4. – С. 1925.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: