Интернет-технологии в образовании – зарубежный опыт

В категориях: Возрастая в личной жизни,Обучение и навыки

интерн1

Внедрение Интернет-технологий в образование — остается актуальной темой многих исследований.

Логика внедрения технологических инноваций в учебный процесс основана не только на том, чтобы сделать обучение более индивидуализированным и сэкономить время, но также опирается на привычные ребенку формы усвоения материала. В частности, в условиях массовой школы трудно удовлетворить потребности высокомотивированных и одаренных детей, поскольку учитель не может уделить им достаточно внимания. Сходная проблема имеет место в обучении детей с другими особенностями развития. Следует подчеркнуть, что и для «обычных» учеников хорошо спланированное обучение с использованием возможностей и потенциала Сети может иметь ряд преимуществ: возможность осваивать материал в своем темпе, искать дополнительные данные и задания с разным уровнем сложности, участвовать в творческих и групповых проектах. Интерне-технологии весьма перспективны с этой точки зрения, но тем важнее понимать, какое место они занимают в жизни современных детей и подростков.

Интернет-технологии и академическая успешность

Многие родители и учителя отмечают, что успеваемость их детей стала падать с тех пор, как те стали проводить много времени в социальных сетях.

Исследование Junco R. продемонстрировало более тонкую связь, взяв за один из коррелятов не просто время, проводимое на этих сайтах, но мультизадачность — занятие несколькими делами одновременно (переписка, чтение новостей, просмотр профилей и т.д.). Полученные результаты оказались различными для студентов разных классов колледжа. Старшеклассники проводят в Facebook гораздо меньше времени, и их деятельность менее мультизадачна. Что же до связи с академическими успехами, то отрицательная корреляция между временем, проводимом на этом сайте, и успеваемостью характерна только для студентов первых трех лет обучения — у студентов выпускного года ее не обнаружено. Исследователи отмечают, что общение в социальных сетях важно для построения отношений с одноклассниками, но может создать учебные трудности. Время, затрачиваемое на общение по сети, оказалось сильнее связано с успеваемостью, чем время, затрачиваемое на подготовку к экзамену.

Как таковая мультизадачность в Интернете, по-видимому, имеет в основании несколько мотивационных импульсов. Это стремление контролировать происходящее, развлечение, поддержание связей с другими людьми и зависимость. Одним из коррелятов в этом же кросс-культурном исследовании выступала полихронность — характеристика культуры, связанная с нелинейным восприятием времени и тенденцией к цикличности и спонтанности процессов. Предполагалось, что представители полихронных культур будут более склонны к многозадачности в Сети. На примере американских и тайваньских респондентов было показано, что американцы, как более полихронные, также склонны к выполнению большего количества дел одновременно. Чем выше оказывалась полихронность, тем меньшее значение имела мотивация — по всей видимости, спонтанное использование гаджетов легко встраивается в жизнь тех, кто и так склонен к мультзадачности.

По некоторым данным к онлайн-технологиям стоит активно прибегать в высшей школе, когда у учащихся уже есть опыт использования Интернета для обучения, и предполагается, что самоподготовка занимает существенную часть учебного плана. Но преимущества использования Интернет-технологий уже на средней ступени образования очевидны в тех случаях, когда условия в классе не вполне адекватны потребностям и запросам ребенка. Индивидуальный подход в массовой школе в настоящее время труднореализуем, но, возможно, в скором времени будут разработаны средства, позволяющие повысить эффективность обучения и в этом направлении.

Инновационные образовательные технологии

Тенденция к расширению образовательной траектории, когда взрослые люди продолжают обучение без отрыва от работы и других обязательств, порождает необходимость развития таких технологий, которые позволят успешно решать учебные задачи в дистанционной форме. В исследовании Catalano H. описана образовательная программа подготовки учителей, в рамках которой очные групповые встречи использовались в основном для подведения итогов и постановки новых целей. Отмечается, что ключевым навыком, определяющим успешность, является умение эффективно управлять своим временем.

Информация сегодня устаревает очень быстро, и традиционная система обучения не справляется с такой нагрузкой, поскольку не позволяет достаточно быстро корректировать программу. Использование компьютерных технологий позволяет решить не только эту проблему, но вывести обучение на качественно новый уровень, когда учащийся становится субъектом образовательного процесса. Это достигается за счет его собственного выбора — когда и как выполнять задание, какой сложности, где искать необходимые ресурсы. Очевидно, что при такой форме меняется и статус учителя — из ментора он превращается в консультанта.

Близка к указанным идеям логика так называемого тьюторства. Необходимость подготовки специальных тьюторов, способных эффективно решать учебные задачи в формате субъектного подхода является чрезвычайно важной задачей. От тьютора требуется умение понимать и учитывать индивидуальные особенности каждого студента и способствовать повышению его учебной мотивации — стремления узнавать новое и становиться лучше.

Технологией, которая может способствовать решению ряда проблем использования Интернет-технологий в образовании является смешанное обучение. Это форма, объединяющая традиционные очные занятия и технологии дистанционного обучения. Соотношение этих двух компонентов может меняться в зависимости от возраста учащихся и уровня их подготовки, особенностей изучаемого предмета и доступной инфраструктуры.

Но смешанное обучение доступно не только в средней и высшей школе. Внедрение информационных технологий в образование, начиная с начальной его ступени — уже реальность, зафиксированная на законодательном уровне.

Подобный опыт уже существует, и в работе Besnoy K.D., Dantzler J.A., Siders J.A. обобщается опыт 255 учителей, занятых в обучении одаренных детей. Формы создаваемой ими «цифровой экосистемы» различаются в зависимости от разнообразия потребностей одаренных учеников, но исследователям удалось выявить пять основных условий, от которых зависит успешность подобного предприятия. На первом месте среди этих факторов находится общая поддержка со стороны школы, которая не должна сводится исключительно к финансированию.

Общеизвестно, что школа является одним из самых консервативных социальных институтов, и сопротивление нововведениям там чрезвычайно велико. Ригидность руководства и учительского состава способна свести на нет любые усилия по оптимизации учебного процесса. С этой же проблемой связан и второй фактор — инфраструктура образовательного учреждения. Третьим важным компонентом является профессиональное развитие учителя. Одаренные дети требуют особого подхода, далеко не каждый опытный педагог может успешно работать с ними, не имея широкого круга специальных знаний.

Профессионализм и постоянное повышение уровня педагогического мастерства связаны с четвертым пунктом, выделяемом в исследовании — установкой учителя по отношению к новой деятельности и своим ученикам. Немаловажным фактором оказалась и техническая грамотность педагога: уровень владения компьютерными технологиями, знакомство со средой, в которой предстоит работать.

А.Б. Сорокина,

Интернет в жизни современных детей и подростков: проблема и ресурс

«Современная зарубежная психология» 2015. Том 4. № 1.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: