Известные крылатые фразы, выражения из Библии: буква К

В категориях: Библия говорит,Комментарии

крыл

Составитель предлагаемого издания, не претендуя на роль первооткрывателя, собрал около двухсот наиболее известных крылатых слов библейского происхождения, в надежде, что приведенные разъяснения помогут узнать их истинный смысл.

Казни египетские (тяжкие бедствия, мучения). За отказ фараона освободить еврейский народ из плена, Бог покарал Египет десятью суровыми наказаниями, По-церковнославянски — казнями (Исх. гл. 7). См. также Тьма египетская.

Каин. Каинова печать. Каин — один из сыновей Адама и Евы, после убийства своего брата Авеля был проклят Богом: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4, 10–12). Имя Каин стало нарицательным в значении — преступник, братоубийца, а также — мятущийся, беспокойный, неустроенный человек. Бог наказал Каина долгой неприкаянной жизнью и запретил людям мстить ему, а чтобы по ошибке никто не убил Каина, сделал ему знак: «И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт. 4, 15). Знамение это было сделано и в назидание человечеству, чтобы вид его стал предупреждением и вразумлением для последующих родов. По святоотеческому толкованию знамение (знак, печать) это было сделано на челе. Выражение «каинова печать» употребляется в значении: знак преступника, братоубийцы, знак проклятия.

Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он... камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8, 14). Цитата из Ветхого Завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9, 32, 1е Петр. 2, 7) по отношению к Иисусу Христу, Которого не приняли и отвергли иудеи. См. также Краеугольный камень.

Камни возопиют. «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они… И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель, запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 37–40). Этими словами Христос дал понять фарисеям, что истину скрыть нельзя и если ученики перестанут воздавать Ему хвалу, как Богу, то тогда за них это сделают безмолвные камни. В настоящее время выражение используется в значении – крайняя степень негодования.

Камня на камне не оставить (разрушить до основания). «Не останется здесь камня на камне, всё будет разрушено» (Мф. 24, 2), — пророческие слова Иисуса о предстоящем разрушении Иерусалима, которое произошло через сорок лет после распятия Христа.

Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу,.. запечатанную семью печатями… И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё» (Откр. 5, 1).

Князь мира сего (сатана). «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12, 31).

Козёл отпущения (тот, на кого сваливают чужую вину, кто несёт ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершённые всем израильским народом. После того, как первосвященник возлагал руки на голову козла и исповедовал над ним все прегрешения израильского народа, козёл изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16, 21).

Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня, — символ его царства, которому суждено было разрушиться (Дан. 2, 31).

Кому много дано, с того много спросится. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).

Корень зла (причина многих злых дел). «Как будто корень зла найден во мне», – говорил Иов (Иов. 19, 28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие», – учил апостол Павел (1е Тим. 6, 10).

Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый» (Ис. 28, 16). Неоднократно цитируется в Новом Завете по отношению к Иисусу Христу (1е Петр. 2, 6; Еф. 2, 20) – основоположнику новой мировой религии. См. также Во главу угла, Камень преткновения.

Крестный путь (символ страданий). Путь Христа на Голгофу. См. также Нести свой крест, Голгофа.

Кто ищет, тот всегда найдёт. См. Ищите, и обрящете.

Кто имеет уши, да услышит. В беседах с простым народом Христос часто излагал принципы новой религии иносказательно – притчами, добавляя при этом «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк. 4, 23; Мф. 11, 15 и др.). Употребляется в значении – воспринимай сказанное со вниманием, так как вполне возможно, что в услышанных тобою словах заложен некий тайный смысл.

Кто не без греха. «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень» (Иоан. 8, 7), — ответ Иисуса Христа книжникам и фарисеям, приведшим Ему женщину, уличённую в прелюбодеянии, смысл которого: человек не имеет морального права осуждать другого, так как сам грешен (см. также Первым бросить камень). Безгрешных же людей нет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1е Иоан. 1, 8). Выражение «кто не без греха» часто применяется в оправдание собственных слабостей.

Кто не работает, тот не ест. Во времена советской власти выражение стало одним из официальных лозунгов, клеймящих тунеядство. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2е Фес. 3, 10).

Кто не с нами, тот против нас. Часто применяемое выражение по отношению к оппонентам, исходящее из искаженной интерпретации евангельского текста: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). Этими словами Христос подчёркивает, что в духовном мире существует только два царства: добра и зла, Бога и сатаны. Третьего не дано. Народная мудрость на сей счёт гласит: «От Бога отстал — к сатане пристал». Приведенные слова Божьи были сказаны Им по отношению к Нему Самому, ученикам же Христос заповедал: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40; Лк. 9, 50), говоря тем самым, что во враждебном христианству мире нужно искать поддержки у тех, кто им сочувствует.

Кто с мечом придёт, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», — слова Иисуса о недопустимости кровопролития. (Мф. 26, 52). В настоящее время выражение используется как предупреждение агрессорам.

Кто сеет ветер, тот пожнёт бурю (предупреждение подстрекателям). «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Ос. 8, 7).

Валерий Мельников

"Вечные истины. Крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения, Издательство "Советская Сибирь" г.Новосибирск, 2010.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: