Завет с Ноем – завет Божьей благодати

В категориях: Библия говорит,Комментарии

ной1

Завет с Ноем появляется в этот период и раскрывает отношение Бога к обоим родам. Полное и абсолютное уничтожение ждет “семя” сатаны, в то время как “семени” жены будет милостиво дарована благодать.

Сущность заключенного с Ноем завета представлена прежде всего в четырех отрывках: Быт. 6:17-22; 8:20-22; 9:1-7 и 9:8-17. На основании этих отрывков можно отметить следующие его особенности:

Завет с Ноем наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь заветов творения и искупления.

Заветные узы с Ноем предусматривают возобновление уставов творения; даже манера повествования напоминает язык первого завета. Упоминание о “птицах...скотах...пресмыкающихся по земле” в Быт. 6:20; 8:17 можно сравнить со сходным описанием в Быт. 1:24, 25, 30. Божье повеление Ною и его семье: “плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю” (Быт. 9:1,7), тождественно тому, что было дано Адаму при творении (Быт. 1:28).

Далее, повеление завета творения “обладать” землей, то есть подчинять тварный мир человеку во славу Божию (Быт. 1:28), находит близкое соответствие в завете с Ноем. Божье наказание за грех нарушило гармонию правления человека над творением. В результате всех зверей земных, и всех птиц небесных, и всех рыб морских охватил ужас перед человеком (Быт. 9:2). Он будет править в неестественной обстановке “страха” и “трепета”. Однако утвержденное при творении “владычество” за ним по-прежнему сохранится.

Такое детальное повторение в искупительном завете этих уставов творения расширяет горизонты искупления. Искупленный человек не должен придавать спасению исключительно “внутренний” смысл, то есть думать только о “спасении души”. Напротив, искупление объемлет всю его жизнь общественного, творческого существа. Искупленный человек должен нести свое спасение вовне, думая об изменении всего мира, всех сторон жизни, а не замыкаться в ограниченном “духовном” существовании.

В то же время, такое широкое значение завета с Ноем следует рассматривать в четкой связи с искуплением, а не в некоем обобщенном контексте. та Узы Бога с творением, установленные через Ноя, неотделимы от Его замыслов искупления, которые осуществляются непрерывно на протяжении всей истории. Даже установление о порядке времен года следует толковать с точки зрения Божьих искупительных предначертаний.

Один из самых ранних пророческих текстов настойчиво подчеркивает неразрывную связь завета с Ноем в этом широком аспекте и Божьих предначертаний об искуплении. О непрерывно воплощающихся Божьих замыслах искупления Израиля Осия говорит языком Божьего завета с Ноем.Г76] Бог “заключит (рассечет) завет” с сотворенной вселенной, включая зверей полевых, птиц небесных и пресмыкающихся по земле (Ос. 2:18, ср. с Быт. 6:20; 8:17; 9:9,10). Предвещая грядущее искупление Израиля, пророк использует определенные вселенские категории, которые присутствуют в завете с Ноем.

Таким образом, Осия возвещает, что обширные Божьи заветные обязательства сохранят свое значение именно в контексте Его искупительных замыслов. Забота о всех творениях Божьих по благодати Ноева завета непосредственно связана с тем, что Бог намерен восстановить Израиль и плодотворные отношения с ним.

Завет с Ноем связывает воедино Божьи цели в творении с Его искупительными предначертаниями. Эти заветные узы, установленные по милости Божией, стали благодеянием для Ноя, его потомства и всего творения.

Вторая особенность завета с Ноем связана с избирательностью искупительной благодати Божией.

До потопа нечестие людей привело тому, что Бог решил истребить человека “с лица земли” (Быт. 6:5-7). Вопреки этому мрачному приговору, к Ною Бог проявляет милостивое отношение: “Ной же обрел благодать пред очами Господа” (Быт.6:8). Из всего порочного человечества Бог избрал одного человека и даровал ему и его семье Свою благодать.

Возможно, благодать Божья удержала Ноя от падения до того уровня греховности, на котором находились его современники. Но ничто не указывает на то, что своим особым положением Ной был обязан чему бы то ни было, кроме благодати Самого Господа. Термин “благодать” (или “благоволение”), описывающий Божье отношение к Ною, иногда обозначает не только проявление милосердия к грешному человеку, но и другие отношения (Ср. Быт. 39:4; 50:4; Чис. 32:5; Прит. 5:19; 31:30). Но в описании отношения Бога к падшему человеку слово “благодать” всегда подразумевает милость к недостойному грешнику. Во дни Ноя все мысли и помышления человеческого сердца (Быт. 6:5) были “зло во всякое время”. Но Ной обрел благодать в глазах Господа!

Хотя Быт. 6:9 утверждает, что Ной был “непорочный человек,” недопустимо думать, что он обрел “благодать” на основании праведности, присущей ему до избрания. Сделать такой вывод не позволяют некоторые структурные особенности Книги Бытия. Фраза “Вот житие.”, с которой начинается Быт. 6:9, встречается в этой книге 10 раз. И всякий раз ею обозначено начало следующего крупного раздела. Очевидно, что эта фраза категорично разделяет утверждения о том, что Ной “обрел благодать пред очами Господа” (Быт. 6:8), и о том, что он был “праведным человеком” (Быт. 6:9). Благодать Божия была явлена этому человеку не по его праведности, а по избирательности Божьего искупительного замысла.

Принцип избирательности, который проявился в благости Божией к Ною, характеризует весь завет искупления. Как подчеркивает Апостол Павел, Бог дарует спасение по благодати через веру мертвым во грехах и преступлениях людям (см. Еф. 2:1; 2, 8-10).

Третий принцип, воплощенный в завете с Ноем, связан с намерением Бога в заветных отношениях вступать в общение с целыми семьями.

Бог намерен уничтожить все на земле. Но, обращаясь к Ною, Он говорит: С тобою я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою (Быт. 6:18).

Повторение этой темы - общение Бога с семьей Ноя - на протяжении всего повествования указывает, насколько это понятие значительно для Ноева завета. Можно особо отметить один отрывок:

И сказал Господь (Яхве) Ною: “войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем” (Был. 7:1).

Праведность одного главы семьи дала право всем его потомкам войти в ковчег. По праведности Ноя вся его семья избавлена от потопа.

О. Палмер Робертсон,

ХРИСТОС Божьих ЗАВЕТОВ,

Теологическая Семинария Ковенант Сент. Луис, Миссури Copyright, 1980

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: