Декалог – десять заповедей Божьих

В категориях: Библия говорит,Комментарии

заповеди

Божий Закон, данный Богом Своему народу, есть особый ряд заповедей, который выделяется из прочих назиданий и повелений Бога. Прежде всего тем, что именно с него начинается все Божье законодательство. А во-вторых, тем, что эти заповеди несут в себе универсальную, непреходящую ценность. Это - Декалог или Десять Речений, Десять Слов — Десятисловие. В Пятикнижии он представлен в двух немного отличающихся редакциях: Исх. 20, 1 —17 и Втор. 5, 6—21.

«Я есмь» — начало и основа Декалога.

«Я (есмь) Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2—3).

Декалог начинается не с императива «Да будет» или «Да не будет», но с «Я есмь», то есть с напоминания об Имени. Он вновь говорит: Я — JHWH («Он есть», скрытое за русским переводом Господь), Бог твой.

Немедленно вслед за Именем идет напоминание о том первом опыте, когда обещание, скрытое в Имени, начало сбываться — в Исходе из Египта Бог действительно явил Себя как присутствующий.

«Ты». «Ты» всех десяти заповедей (т.е. обращение к Израилю во 2м лице ед.ч.) адресовано и к Израилю как к народу, икот дельному израильтянину. Израиль — как будто личность, с которой Бог заключил особый союз, близкий союз-завет.

Это особенно будет ясно, если сравнить звучание «Который вывел тебя из земли Египетской...» и ты, тебя любой из заповедей. В первом случае скорее слышится обращение к целому народу как будто к личности, а во втором — к отдельному человеку.

Вообще на «ты» обращался Бог к Израилю в те времена, когда еще не вычленялось обращение Бога к индивидууму. Свое ясное выражение это обращение Бога к индивидууму нашло в более поздние времена, например, в литературе Премудрости (Притч. 7, 1 и др.), а также в Псалмах.

Заповеди — следствия Имени. После напоминания или самопредставления, открывающего Декалог, следует перечисление того, что немыслимо в свете этого откровения. Внутренняя логика здесь такова: Я есмь JHWH, Бог Твой... Тем самым «автоматически» исключаются не только другие боги, но и такие вещи, как почитание кумиров, убийство, прелюбодеяние и т. д. Все то, что перечисляется в заповедях, не может иметь места перед Богом, Который вывел тебя из рабства и отныне присутствует всегда рядом с тобой, среди тебя. В противном случае, если ты будешь делать это, «Я — не Богтвой, и ты — не Мой народ» (ср. Ос. 1, 9), и Завет будет нарушен и поруган.

Показательно, что в еврейском тексте глаголы стоят не в форме отрицающего Imperativus, a в Indicativus с отрицательной частицей:

«Ты не будешь иметь других богов...

Ты не будешь делать себе кумира...

Ты не будешь употреблять имени JHWH напрасно...

Ты не будешь убивать...» и т. д.

Иными словами, перед нами не заповеди в тривиальном смысле слова (как повеление, Imperativus), а просто перечисление того, что невозможно в Завете с JHWH. Поэтому Десять Заповедей еще называют Декалогом — Десятью Словами или Речениями.

В этой связи, прежде чем мы приступим к разбору заповедей Декалога, интересно заметить, как «Я — Господь» (JHWH) выступает в качестве безусловного обоснования и многих других предписаний.

Таким образом, все заповеди, весь Закон, не только Десятисловие, не требуют какого-либо еще обоснования (например, одна с помощью другой, как в государственных законах), потому что для них всех есть одно и то же повторяющееся обоснование: «Я — Господь (JHWH)». Он — истинен, поэтому и Закон Его и Заповеди Его — истинны (Пс. 118,86. 138. 142). Иным словами, Закон — не относительные установления, чем-то обусловленные (временем, средой, ситуацией и т. п.), он основывается на Самой неизменной природе Бога, которая истинна и является источником блага.

Александр Сорокин,

Введение в Священное Писание ВЕТХОГО ЗАВЕТА, Курс лекций, «ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА» Санкт-Петербург, 2002.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: