Лицемерие как прикрытие веры – это ложь и корысть одновременно

В категориях: Возрастая в личной жизни,Созидая свой внутренний мир

лицемер3

Не быть фарисеем-святошей

Лицемерие - это притворство, несоответствие слов и поступков человека его истинным чувствам, убеждениям и намерениям. При всем том лицемерие - необходимый инструмент для поддержания хороших отношений между людьми. Лицемерие помогает обществу и отдельным его представителям скрывать свои пороки и недостатки. Поэтому лицемерие одновременно и порицаемо, и востребовано. Впрочем, его порицание тоже лицемерно.

Лицемерие - это плохо или хорошо? Обсудим тему с профессором МФЮА, доктором философских наук Людмилой Булавкой-Бузгалиной.

Нынешняя мода на воцерковленность - это лицемерие?

Людмила Булавка-Бузгалина: Я бы так не сказала. Это более сложное явление, которое имеет свои классовые корни. Распад СССР вызвал - и прежде всего у тех, кого в советские времена называли "человеком труда" - утрату своей самоидентификации, которая давала ему ощущение прочности бытия, наполняла гордостью за то, что он живет в стране, победившей фашизм и имеющей колоссальные достижения в науке и культуре. Человек идентифицировал себя либо с СССР как страной и государством, либо, например, с заводом, на котором работал. А когда не стало ни страны, ни завода, то этот человек труда оказался никому не нужен. Вот почему в ситуации социально-экономической несправедливости постсоветский человек, раздавленный собственной беспомощностью, обратился к идее Бога как последней инстанции. Но когда собственники и чиновники, которые как раз и закрывали эти самые заводы и разворовывали богатство страны, обрекая человека труда на нищенское существование, сегодня стоят со свечками в храмах - в этом есть определенное лицемерие.

Отношение к лицемерию в разных религиях одинаково негативное. Вот что сказано, например, в Евангелие от Матфея: "Когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися". А в исламе лицемерие считается даже более тяжким грехом, чем неверие. Но так ли уж действенны эти религиозные предписания?

Людмила Булавка-Бузгалина: Любая религия содержит в себе правила поведения человека в обществе, построенного на законах отчуждения. И уже в силу этого оно нередко рождает формально-отчужденное отношение к этим нормам. Есть еще одно обстоятельство: сегодня мы живем в мире тотального отчуждения, где идея престижного потребления является едва ли не главным смыслом жизни. Это заставляет человека подчиняться знакам престижного образа жизни: иметь машину престижной марки, дружить с людьми определенного круга, смотреть модные спектакли и выставки... Человек не живет, а только тем и занят, что подтверждает, насколько он являет собой человека престижного образа жизни. И в этом случае человек лицемерит, уже не понимая, что он лицемерит. Классическое лицемерие - это когда человек надел маску, а потом снял. Сегодня же - по-другому: он ее надел, а снять уже не может, да и боится - она прикрывает отсутствие его собственного лица. Правда, со временем он уже и сам готов уверовать, что это и есть его лицо. Для мира отчуждения тотальное лицемерие является закономерностью. И здесь речь идет уже не о ситуативном, а скорее о тотальном лицемерии. Оно сегодня проникло в государственные органы, семью, общественные институты, церковную среду.

В церковной среде оно было распространено во все времена. Что такое святоша? Это богомольный лицемер, ханжа.

Людмила Булавка-Бузгалина: Согласна с вами. Я поверю такому священнику, который свои личные средства (а священники не бедные люди) будет тратить на поддержку малоимущих. Я встречала только один раз того, кого можно было назвать не столько священослужителем, сколько человекослужителем. В прошлом комсомолец, для которого распад СССР стал личной трагедией, из которой он нашел единственный выход: стал священником, уехал в глухую деревню, где помогал старикам: кому дрова нарубить, кому крышу поправить...

Валерий Выжутович

Лицемерие - дань добродетели?

"Российская газета" - Федеральный выпуск №6739 (168), 30.07.2015

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: